Она вылетела на поле боя с саблей наголо, подобно бесстрашной и яростной богине Кали.
Это была храбрая дочь Индии, готовая отдать жизнь в борьбе с британскими колонизаторами. Как же закончилась ее история?
***
Будущая героиня и борец против колонизаторов родилась в ноябре 1828 года в богатой семье, принадлежащей к высокой касте браминов. И хотя в теории традиционным занятием браминов являлось служение в индуистских храмах, на практике некоторые из них становились земледельцами, воинами, торговцами или осваивали иные профессии. Так и отец нашей героини был военачальником и советником маратхского пешвы (должность аналогичная современному премьер-министру).
При рождении она получила имя Маникарника.
Не такая, как все
Когда девочке было всего четыре года, ее мать умерла. Занявшийся воспитанием дочери отец привел ее ко двору пешвы, где она получила отличное образование, а также прозвище «Чхабили» что означает «жизнерадостная» или «красивая».
Но главной страстью девочки были совсем не женские занятия: под руководством отца она научилась метко стрелять, ездить верхом и фехтовать. Необычные навыки для девочки, но очень подходящие ее склонностям и характеру.
Маникарника росла очень смелой, отважной и решительной. По статусу ее должны были носить в паланкине, но она предпочитала ездить верхом самостоятельно.
Впрочем, от одной традиции ей было никак не отвертеться.
В 14 лет она была отдана замуж за Гангадхара Рао махараджу Джханси. В соответствии с принятыми в Индии нормами, после брака ее имя было изменено на Лакшми Бай.
Супруг Лакшми Бай был гораздо старше ее, но не так уж и плох: он лояльно относился к своей свободолюбивой и воинственной супруге.
Замужество предполагало, что теперь она должна была подчиняться более строгим правилам поведения. Но независимая Лакшми Бай отказалась следовать системе пурда, где женщины должны были носить вуали и прикрываться ими на публике. Затем она еще более немыслимо попрала традиции, начав повсюду носить тюрбан, который был традиционно мужским предметом одежды.
Лакшми Бай также любила демонстрировать свои навыки в верховой езде, демонстрируя трюки в выездке. Как описывал очевидец «она совершала высокие прыжки через изгороди, перепрыгивала траншеи, внезапно останавливала лошадь и заставляла ее сесть».
Но и это было не все! В Индии, где правила кастовая система, высокопоставленным индусам, таким как Лакшми Бай, не полагалось даже смотреть на людей определенных низших каст. Но Лакшми Бай ничего этого не учитывала. Она часто разговаривала с людьми самых разных каст и смело смотрела своим знакомым в глаза.
С согласия мужа его воинственная супруга начала обучать своих прислужниц боевым приемам, которым научилась в детстве, создавая свою собственную неофициальную армию.
В 1851 году Лакшми Бай родила долгожданного сына и наследника княжества, которого назвали Дамодар Рао. К сожалению, после перенесенной болезни мальчик умер в возрасте четырех месяцев. Ситуация осложнялась тем, что супруг Лакшми уже очень плохо себя чувствовал, а Джханси требовался наследник. Советники настойчиво рекомендовали махараджу усыновить ребёнка, чтобы сохранить Джханси для своей семьи. Но он согласился на усыновление лишь накануне своей смерти. Усыновленным был дальний родственник махараджа - 5-летний мальчик Ананд Рао. Чтобы все прошло как можно более гладко, супруги переименовали усыновленного ребенка в честь своего умершего сына и объявили его наследником трона Джханси. В своём завещании Гангадар Рао просил британские власти отнестись к Дамодару Рао как к его родному сыну и назначал Лакшми Бай регентшей.
Всего через день после того, как Лакшми Бай и ее муж официально усыновили наследника, махараджа скоропостижно скончался. Как же поступила его вдова? Ей было не привыкать нарушать традиции: Лакшми Бай проигнорировала индийский обычай вдовы приносить себя в жертву после смерти мужа и начала править Джханси в качестве регента при своем приемном сыне.
Начало аннексии
В своё время дед Гангадара Рао подписал договор с представителями Ост-Индской компании, который утверждал, что он и его потомки смогут властвовать в Джханси, а взамен должны поддерживать интересы компании на этих землях. Но после смерти Гангадара Рао Ост-Индская компания в лице генерал-губернатора Индии и его чиновников объявила об аннексии княжества на основании того, что Дамодар Рао не является родным сыном покойного раджи и законным наследником Джханси.
Следовательно, оставшийся без законного правителя Джханси нужно было присоединить к окружающим индийским штатам, а Лакшми Бай изгнать из дворца, лишив власти и назначив утешительную ежегодную пенсию.
На это предложение, от которого нельзя было отказаться, Лакшми решительно ответила фразой, которая до сих пор является культовой в Индии:
«Я не откажусь от своего Джханси»
Сначала Лакшми Бай писала множество апелляций по поводу решения Британской Ост-Индской компании. Однако они остались без внимания, и вскоре британцы выгнали ее из собственного дворца.
В то же время британцы активно захватывали столько индийских княжеств, сколько могли достать. Вскоре народное недовольство выросло до эпических масштабов, и в 1857 году оно переросло в полномасштабное Восстание сипаев. Индийские солдаты начали жестоко уничтожать британских чиновников и их семьи.
В конце концов, британцы обвинили Лакшми в организации некоторых действий мятежников, начав наступление на Джханси. Лакшми Бай, насколько могла, подготовилась к противостоянию. Она приготовила пушки, другое оружие и усилила подготовку своей личной армии. Когда пришли британцы, она сражалась во главе своих войск. Но все было напрасно.
Несмотря на мотивацию индусов, их ресурсы были несопоставимы с британскими. В результате британцы прорвали стены крепости Лакшми и принялись истреблять не только людей, но даже и животных.
В течение нескольких дней британская армия свирепствовала в Джханси. Толпы людей гибли на улицах, пока все население не охватила паника.
Лакшми Бай оставалось только бежать. Привязав своего приемного сына к спине, она ускользнула от британцев верхом на лошади.
Лакшми Бай приняла решение не сдаваться и идти до конца. Она подготовила оставшиеся у нее войска, обучая их в городе Гвалиор. Находясь там, она надеялась приобрести больше союзников и увеличить их силы. Махараджа этого города был лоялен Великобритании и немедленно попытался расправиться с Лакшми Бай и ее соратниками. Но все сложилось совершенно неожиданно для него. Армия сторонника британцев ополчилась против него. Это был такой масштабный мятеж, что правитель фактически бежал из города, опасаясь за свою жизнь.
Но тут к городу подошли британские войска. Повстанцы понимали, что впереди их ждет решающее сражение, и решили, что именно Лакшми должна возглавить их на поле боя.
Рани (княгиня) из Джханси одетая как мужчина, верхом на горячем коне, обратилась к своим войскам с пламенной речью. Затем она решительно бросилась на поле боя, готовая отдать жизнь за свою страну и ее свободу.
17 июня 1858 года состоялась жестокая битва, победа в которой осталась за британцами. Рани билась до последнего, даже когда ее ранили и выбили из седла. Битва уже стихала, когда сидящая на земле раненная Лакшми Бай увидела британского солдата. Из последних сил она выстрелила в него и... промахнулась. Мужчина выстрелил в нее в ответ, смертельно ранив.
По сообщениям, когда Лакшми Бай поняла, что ее раны смертельны, она попросила кремировать ее тело, чтобы британцы не заполучили его в качестве военного трофея. Местные жители выполнили ее просьбу, позволив Лакшми в последний раз вырваться из лап британцев.
Вскоре после того, как Лакшми Бай не стало, исчезло и сопротивление.
Британский командующий Хью Роуз назвал ее «самой опасной из всех индийских лидеров». Британцы стремились изобразить Лакшми коварной женщиной, одержимой лишь жаждой крови. Однако Хью Роуз однажды высказался о ней так:
«В результате индийского мятежа появился всего один мужчина, и этим мужчиной была женщина».
В современной Индии люди признают Лакшми Бай национальной героиней. Ее образ больше всего походит на Жанну д'Арк, сражающуюся за свои идеалы и готовую пожертвовать всем.
Благодарю за прочтение!