Найти тему

Урок зоологии. Плоские черви, или как применить на уроке любимый миллионами детей чизбургер

Только не говорите про ребрендинг или полное исчезновение этого блюда из рациона наших школьников. Сразу говорю: я это не ем, за эволюцией и ценообразованием всевозможных бургеров не слежу и понятия не имею, продается ли что-то подобное нынче в наших кафе.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

И если с чизбургерами нынче туго, то его вполне можно заменить на другое подобное блюдо или на простой рабоче-крестьянский бутерброд. Только закрытый — это важно.

Идею сравнить плоского червя с чизбургером придумала не я. Просто однажды кто-то из моих учеников, увидев на экране изображение планарии в разрезе, не удержался и крикнул: «Да это же чизбургер!»

Так выражение «пошло в народ».

Карта темы для начала урока по червям. Определение и тексты патентов вписываем на уроке-обобщении.
Карта темы для начала урока по червям. Определение и тексты патентов вписываем на уроке-обобщении.

Выше на слайде Карта темы. Суть Карт темы здесь. Что такое патент на уроке зоологии - здесь.

Урок по плоским червям начинаю с разбора итогов итоговой (простите за тавтологию) работы. Кратенько, только основные массовые ошибки и, естественно, интересные находки в ответах на вопросы четвертого уровня.

А затем мы обсуждаем в группах вопрос, который приведен на слайде ниже. Потому что для меня важно не то, чтобы школьники запомнили в точности все детали внутреннего строения планарии (все равно не запомнят), а чтобы понимали основную «идею» эволюции: от простого к сложному ради новых экологических ниш, новых ресурсов для выживания и размножения.

-3

Естественно, если мы говорим о животных, гетеротрофах, которые вынуждены (и могут) искать пищу в активном движении, то есть необходимость улучшать мышечную систему.

Все мнения, высказанные группами, записываем на доске и обсуждаем, постепенно вычеркивая неподходящие, и переходим к рассмотрению непосредственно червей.

Большинство людей червей не любит. И многие городские дети в том числе. Доходит до того, что отдельные личности, увидев на экране дождевого червя, выбегают из кабинета, зажав рот.

Хотя был у меня и такой случай. Класс, откровенно слабо учивший ботанику и самое начало зоологии, вдруг на удивление хорошо написал итоговую работу по червям. Спросила: в чем дело? Ответили: а нам зашло!

И ведь продолжало «заходить» до конца девятого класса!

Так что, и червей можно «подать» под красивым соусом. Например, при знакомстве с кольчатыми показать видео с яркими морскими многощетинковыми червями, которые распускаются, словно цветы. А из плоских червей показать сначала тропических красавчиков, как например этот:

-4

Центральная идея этого урока — показать появление трехслойности и вытекающего из нее последствия в виде систем органов. При рассмотрении систем органов обязательно упомянуть об их функциях в связке. Пищеварение, выделение, управление и воспроизводство — основное в жизни плоского червя.

Опорный конспект к уроку. Пока не заполнен
Опорный конспект к уроку. Пока не заполнен
А это он же в готовом виде
А это он же в готовом виде

Чего не хватает? Ученики должны сами догадаться, что не хватает привычной для нас дыхательной системы. Должны догадаться и о том, почему ее нет. Отсюда выходим на причину плоского тела и ограничение на его размер. В длину-то, конечно, и 10 метров можно, но ширина и особенно толщина ограничены жестко.

А вы на что делаете упор в этом уроке? Делитесь в комментариях.