Только не говорите про ребрендинг или полное исчезновение этого блюда из рациона наших школьников. Сразу говорю: я это не ем, за эволюцией и ценообразованием всевозможных бургеров не слежу и понятия не имею, продается ли что-то подобное нынче в наших кафе.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
И если с чизбургерами нынче туго, то его вполне можно заменить на другое подобное блюдо или на простой рабоче-крестьянский бутерброд. Только закрытый — это важно.
Идею сравнить плоского червя с чизбургером придумала не я. Просто однажды кто-то из моих учеников, увидев на экране изображение планарии в разрезе, не удержался и крикнул: «Да это же чизбургер!»
Так выражение «пошло в народ».
Выше на слайде Карта темы. Суть Карт темы здесь. Что такое патент на уроке зоологии - здесь.
Урок по плоским червям начинаю с разбора итогов итоговой (простите за тавтологию) работы. Кратенько, только основные массовые ошибки и, естественно, интересные находки в ответах на вопросы четвертого уровня.
А затем мы обсуждаем в группах вопрос, который приведен на слайде ниже. Потому что для меня важно не то, чтобы школьники запомнили в точности все детали внутреннего строения планарии (все равно не запомнят), а чтобы понимали основную «идею» эволюции: от простого к сложному ради новых экологических ниш, новых ресурсов для выживания и размножения.
Естественно, если мы говорим о животных, гетеротрофах, которые вынуждены (и могут) искать пищу в активном движении, то есть необходимость улучшать мышечную систему.
Все мнения, высказанные группами, записываем на доске и обсуждаем, постепенно вычеркивая неподходящие, и переходим к рассмотрению непосредственно червей.
Большинство людей червей не любит. И многие городские дети в том числе. Доходит до того, что отдельные личности, увидев на экране дождевого червя, выбегают из кабинета, зажав рот.
Хотя был у меня и такой случай. Класс, откровенно слабо учивший ботанику и самое начало зоологии, вдруг на удивление хорошо написал итоговую работу по червям. Спросила: в чем дело? Ответили: а нам зашло!
И ведь продолжало «заходить» до конца девятого класса!
Так что, и червей можно «подать» под красивым соусом. Например, при знакомстве с кольчатыми показать видео с яркими морскими многощетинковыми червями, которые распускаются, словно цветы. А из плоских червей показать сначала тропических красавчиков, как например этот:
Центральная идея этого урока — показать появление трехслойности и вытекающего из нее последствия в виде систем органов. При рассмотрении систем органов обязательно упомянуть об их функциях в связке. Пищеварение, выделение, управление и воспроизводство — основное в жизни плоского червя.
Чего не хватает? Ученики должны сами догадаться, что не хватает привычной для нас дыхательной системы. Должны догадаться и о том, почему ее нет. Отсюда выходим на причину плоского тела и ограничение на его размер. В длину-то, конечно, и 10 метров можно, но ширина и особенно толщина ограничены жестко.
А вы на что делаете упор в этом уроке? Делитесь в комментариях.