Найти тему
script bro | сценаристы

10 важных моментов, которым следует уделить внимание при написании хоррор-фильма

Хоррор - один из тех жанров, который в первую очередь ориентирован на режиссёра. Например, когда вы в последний раз слышали о признанном сценаристе фильма ужасов?

Тем не менее, вы знаете имена Джона Карпентера, Уэса Крэйвена, Джеймса Вана, Джорджа Ромеро, и этот список можно продолжать. Единственные сценаристы ужасов, которые вам знакомы, - это те, кто параллельно занимаются режиссурой.

Я не пытаюсь вас напугать. Я только говорю, что написать хороший сценарий ужасов - это чем-то похоже на приготовление пиццы. Мы все знаем, из чего получается хорошая пицца. Хрустящая корочка, много сыра, вкусный томатный соус. И всё же, когда мы пытаемся приготовить пиццу сами, она сильно отличается от того, что нам подают в ресторане.

Я поделюсь с вами десятью моментами, которые нахожу наиболее важными для сценариев хоррора. Начнём с самых важных и закончим наименее принципиальными. Давайте разберёмся с жанром хоррора!

-2

Первое: в хорроре должны быть три легендарно-страшные сцены - ничто другое не имеет значения в вашем сценарии, если он не пугает зрителя. И место, где больше всего нагнетается страх, находится в ваших локация – больших сценах в вашем сценарии.

Я говорю о девушке из колодца в "Звонке", о вступительной сцене "Тебе нравятся фильмы ужасов?" из "Крика", о сцене с сестрой из "Реинкарнации". Вам понадобятся три подобных сцены в вашем сценарии ужасов.

Это настолько важно, что даже если у вас плохой сценарий, то есть хороший шанс, что, включив подобные три сцены ужасов, кто-нибудь захочет снять ваш фильм. Потому что по-настоящему страшная сцена может стать культовой, независимо от качества фильма (как сцена в больнице в "Изгоняющем дьявола 3"). Продюсеры знают это. Так что используйте всё своё время, чтобы придумать такие сцены.

Второе: продолжение пункта номер один. Вы должны создавать страшные моменты из того, что уникально в вашем сценарии. Одна из самых больших проблем с фильмами ужасов заключается в том, что все они являются клише.

Все используют одни и те же десять страхов (жуткий эпизод из сна, кто-то позади вас в зеркале ванной, раненая женщина, убегающая от убийцы, и т.д.).

Лучший способ избежать этого - использовать то, что уникально в вашей концепции, потому что такие сцены с меньшей вероятностью будут в других фильмах ужасов.

Прекрасным примером является сцена со сломанными ногами в фильме "Мизери". Энни одержима мужчиной-писателем. Она заперла его в своём доме. Он пытается сбежать. Поэтому, чтобы быть уверенной, что он останется с ней, она жестоко ломает ему ноги молотком. Сцена характерна для данной ситуации.

Если вы пишете кошку, которая выпрыгивает из шкафа, то задумайтесь - это сцена, которая может быть буквально в любом фильме ужасов. А если ваша сцена ужаса могла бы быть в любом фильме ужасов - НЕ ПИШИТЕ ЕЁ!!!

Третье: сильные персонажи – в этом моменте много противоречий, но я думаю, что разработка персонажей в фильмах ужасов может как помочь, так и навредить.

"Бабадук" - хороший пример. Мне понравилась история. Это крепкий фильм. Но в нём так много внимания уделяется персонажу, что в конечном итоге это затмевает весь ужас. Этот фильм на 70% состоит из драмы и на 30% из ужасов.

В то время как хороший фильм ужасов должен состоять на 70% из ужасов и на 30% из драмы.

С учётом сказанного, многие авторы совершают противоположную ошибку, ничего не вкладывая в своих персонажей. Это разрушающий сценарий ход, потому что, если ваши персонажи ужасов слишком плоские, мы не будем бояться за них, когда они окажутся в страшных ситуациях.

А то, что зрители заботятся о ваших персонажах, когда они в опасности, - это необходимый компонент, когда дело доходит до хоррора. Причина, по которой хоррор работает, заключается в том, что мы сочувствуем персонажам! Поэтому, когда они в опасности, мы чувствуем, что и мы в опасности.

Убедитесь, что нам нравятся персонажи, мы заботимся о них, они переживают что-то внутренне (например, проблемы с самопринятием), а также внешне (над ними издеваются в школе). У них какие-то неразрешенные отношения с другим персонажем. И это всё. Пусть всё будет просто и понятно.

-3

Четвертое: убийца (ужасающий) монстр / злодей – для многих фильмов ужасов монстр сам по себе является концепцией ("Мама", "Фредди Крюгер", "Пеннивайз", "Кожаное Лицо").

Вам нужно потратить значительное количество времени на создание своего монстра. Не говоря уже о том, что великий монстр сам себя продаст. Просто посмотрите на Монахиню. Всё, что вам нужно сделать, это поместить лицо монахини на плакат, и всё готово.

Чтобы найти монстра для вашего сценария ужасов, я предлагаю вам заглянуть в прошлое. Поищите монстров и страшные истории со всех уголков мира на протяжении веков, и я уверен, что вы найдёте несколько жутких вещей.

Я обнаружил, что создание монстра, выясняя его прошлое и подстраивая под настоящее работает лучше, чем попытки придумать страшный образ (например, клоун без глаз), а затем попытаться задним числом определить его происхождение. Но это лишь моё мнение.

Пятое: шокируйте зрителя. Это немного спорно, поскольку я знаю, что не все со мной согласятся. Но я прочитал достаточно сценариев, чтобы знать, что если вы не сделаете ничего необычного, то, скорее всего, ваш сценарий будет забыт.

А что касается хоррора, то способ запомниться - это быть шокирующим. И если вы сомневаетесь в этом, спросите себя, кто на данный момент является самым обсуждаемым режиссёром фильмов ужасов? Это Ари Астер. И в этом вся стратегия Ари. Он шокирует вас.

Посмотрите его первый короткометражный фильм, если мне не верите.

Чтобы шокировать читателей, вы должны быть готовы писать о вещах, которые вызывают у вас дискомфорт.

Но я обещаю вам, что если вы нас шокируете, то, пока это органично вписывается в вашу историю, вы произведёте впечатление.

Шестое: уникальный сеттинг. Опять же, что вы должны помнить, так это то, что хоррор - самый распространённый жанр из существующих.

Вы конкурируете с большим количеством сценариев, чем в любом другом жанре на сегодняшний день. Поэтому вам нужно искать любой возможный способ выделить свой сценарий.

Место и время действие - отличный способ сделать это. Потому что, если вы сможете придумать уникальный сеттинг, вы не будете действовать в тех же местах и ситуациях, что и все авторы до вас, что даст вам новые возможности для поиска уникальных страхов.

"Нечто" - отличный пример. Действие происходит не в лесной хижине, как в 10 миллионах других сценариев, а на отдалённой базе в Антарктиде. Это сразу же даёт ему возможность найти новые пугающие факторы.

Седьмое: приложите все усилия. Сценарии ужасов состоят из клише по целому ряду причин. Чтобы бороться с ними, вам нужно приложить огромные усилия, когда вы решаетесь работать в жанре, что делают немногие авторы.

Вы не сможете быстро пройти через процесс написания сценария ужасов и написать что-то хорошее. Я гарантирую, что ваш сценарий будет усеян клише, если вы это сделаете. Вам понадобится 7, 8, 9, 10 драфтов, чтобы отсеять всё знакомое и добавить те более глубокие, творческие идеи, которые приходят благодаря высокой планке и расширению ваших творческих возможностей.

Вы должны относиться к своему сценарию ужасов так, как Мартин Скорсезе относился к своему сценарию "Убийцы цветочной луны". Он не переставал переписывать, пока не нашёл то, что ему понравилось.

-4

Восьмое: медленно нагнетайте напряжение. Большой ужас возникает не из-за того, что страшная тварь выпрыгивает на вас. Это происходит от подготовки к этому моменту.

Намекните читателю, что приближается страшный момент, а затем растяните время, предшествующее испугу, как можно дольше.

Например, если в углу тёмной спальни что-то шевелится, не раскрывайте это сразу же. Пусть ваш персонаж попытаться разглядеть его черты, неуверенный в том, монстр это или просто одежда, пусть включит лампу только для того, чтобы увидеть, что там ничего нет. Снова выключит свет и повернётся на другой бок, чтобы заснуть. Но потом услышит шорох и бросится обратно, оглядываясь по сторонам. Там, в другом углу… это тело? Неужели глаза играют со мной злую шутку? Вы поняли идею. Подготовка - это то, что усиливает страх.

Девятое: иметь концепцию хорошо, но не обязательно – по моему опыту, сценарий ужасов не обязательно должен иметь отличную концепцию. Это потому, что хоррор - единственный пример, где концепцией является сам жанр.

Люди приходят на фильмы ужасов, чтобы испугаться. Так что пока ваш трейлер выглядит устрашающе, всё в порядке.

Страшная монахиня. Страшная кукла. Дом с привидениями. Невидимый злой муж. Парень приводит знакомиться со странными родителями девушки. Девушка одержима. Жуткое существо следует за вами повсюду. Зомби. Ещё больше зомби. Много-много зомби.

Это не значит, что умная концепция хоррора ("Шестое чувство") плоха. Совсем наоборот. Если вы сможете придумать отличную концепцию в жанре ужасов, вас не остановить. Но вам не нужна отличная концепция, чтобы написать хороший сценарий ужасов.

Десятое: сюжет не так важен, как вы думаете – я хочу внести ясность, когда говорю, что вам желательно иметь цельный сюжет в своём сценарии ужасов. Но это не обязательно. Мы знаем это, потому что никто никогда в жизни не смотрел фильм ужасов и не выходил со словами: "Чувак, мне понравился этот сюжет". Это просто не входит в канон жанра.

Я рассказывал вам в прошлом году, когда впервые за два десятилетия посмотрел "Пятницу, 13-е", и как я был шокирован отсутствием какой-либо заметной структуры. Это была всего лишь едва склеенная цепочка сцен, в которых маньяк пытался убить подростков в лагере. И это превратилось в франшизу стоимостью в полмиллиарда долларов.

Опять же, если у вас отличный сюжет – ПОТРЯСАЮЩЕ. Это только поможет вашему сценарию ужасов. Но вам следовало бы тратить больше времени на страшные декорации и симпатичных персонажей, чем на потрясающий сюжет.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.