Альбрехт Дюрер был, пожалуй, первым из художников-анималистов, природа создала его прежде всего для живописи. Он - один из первых занялся изучением природы, и его изображения природы восхитительно точны. Если до Дюрера рисунки животных были или приблизительными или вообще фантастическими, то именно Дюрер создал такие изображения животных, которые передают и облик и характер природного объекта. В его работах наблюдательность сочетается с поэтической одухотворенностью. До Дюрера никогда природа изображаемого не была показана более точно и правдиво, чем в его произведениях…
В Нидерландах любопытство Дюрера увидеть кита едва не привело к его кораблекрушению и косвенно вызвало болезнь, которая в конце концов убила его. Любопытство Дюрера на самом деле было наиболее научным там, где оно было наиболее художественным: в его портретах, в его исследованиях растений и птиц, носов оленей или сна львов.
В картине «Поклонение волхвов» (кроме морд осла и коровы) в правом нижнем углу картины – изображение самца жука-оленя, в левом – жука-усача и бабочек: голубянки икар и, возможно, перламутровки.
Немного про жука-оленя. В конце XIX века его называли также рогач-олень, а точный перевод с латыни – луканский олень – по области в южной Италии, где этого жука считали амулетом. Жук-олень – самый крупный жук Европы длина его может достигать 10 см. Хорошо заметные, крупные разветвлённые «рога» самцов жука-оленя — это его жвалы (по научному - мандибулы). Если у других видов жуков жвалы предназначенными для захвата и принятия пищи, то у жука-оленя «рога» нужны для схватки с противником за самку и для защиты. Рисунок Дюрера очень анатомически выверен, ошибок нет, даже число члеников на лапках и усиках точно соответствует насекомому. Дюрер прекрасно воспроизводит блеск надкрыльев жука, мощность его «рогов» и то движение, с которым жук приподнимает голову перед атакой.
Так же точен художник и при изображении других беспозвоночных – краба, омара.
Самое знаменитая «птичья» картина Дюрера – это крыло сизоворонки, но есть у него изображение всей птицы. И здесь Дюрер исключительно верен и его рисунок, пожалуй, даже точнее фотографии. Также безупречны рисунки белого аиста, серой цапли, снегирей и сычика.
Многократно тиражируемый рисунок зайца очень реалистичен. Есть мнение, что Дюрер написал акварель по набивной модели, и внимательно наблюдал за живыми животными. На картине изображен ультрареалистичный заяц, съежившийся, настороживший уши, как будто готовый в любой момент вскочить и убежать. Мех животного изображен в точных градациях и оттенках, с использованием различных мазков кисти. В сияющем глазу зайца отражаются цоколь и фрамуга окна. Способность Дюрера придать портрету животного такое индивидуальное выражение привела к тому, что изображение часто копировалось в последующие столетия. Есть еще один, менее известный рисунок того же зайца. Изображенный сверху заяц на нем выглядит еще более испуганным. Можно сравнить рисунок дюрера с рисунком профессионального зоологи и художника-анималиста Владимира Смирина.
Другие млекопитающие, которые изобразил Дюрер – белка, морж, еж, летучая мышь, молодой лось.
В прекрасном рисунке под названием «Голова оленя» изображена голова косули. В 16 веке, когда жил Дюрер систематика животных еще не была создана – Линней разработает свою систему только через 200 лет после Дюрера. В Европе водились и косули и благородные олени. На известном рисунке голова косули, а вот на рисунке пронзенной головы изображена голова благородного оленя.
Мастерство Дюрера в изображении шерсти и воло с хорошо иллюстрирует история, которая произошла между Дюрером и Джовани Беллини – известным в Италии художником. Когда Альбрехт прибыл В Италию, он легко сблизился с Беллини, и они стали показывать друг свои работы. Беллини хвалил искусство Альбрехта, но особенно точность и мастерство в изображении волос, он попросил подарить ему одну из тех кистей, которыми Дюрер писал волосы. Тогда Альбрехт протянул ему разные кисти, подобные тем, какие употреблял и Беллини, и предложил ему выбрать ту, что ему больше нравится, или если угодно, взять все. Но Беллини, думая, что его хотят ввести в заблуждение, сказал: «Нет, я имею в виду не эти, но те, которыми ты обычно одним мазком пишешь много волос; они должны быть довольно широкими и более редкими, чем другие, ведь иначе немыслимо сохранить, особенно на большом протяжении и в поворотах, такую равномерность промежутков». «Я не пользуюсь никакими, кроме этих, – сказал Альбрехт, – и чтобы убедиться в этом, ты можешь наблюдать за мною». Затем, схватив одну из этих самых кистей, он нарисовал в самом строгом порядке и хорошей манере длинные волнистые волосы, какие обычно носят женщины. Беллини следил за нем изумленный и впоследствии признавался многим, что не поверил бы никому на свете, кто рассказал бы ему об этом, если бы он не видел этого своими глазами.
В 1503 году Дюрер рисует «Богородицу с Иисусом среди животных». На рисунке Мария держит на коленях Иисуса, они окружены животными и птицами. У ног Марии закованная в цепи лиса, которая в Библии используют в качестве метафоры, чтобы предостеречь верующих от лжепророков, разрушительной силы мелочей и необходимости мудрости и проницательности. Лев изображен размером с лисицу, а краб на суше. Справа на пне сидит самая маленькая птичка Европы – крапивник. Птичка держит свой хвост почти вертикально, а ее поведение настолько оригинально, что даже человек, не разбирающийся в птицах, может ее узнать: птичка бегает как юркая мышь по земле среди стеблей травинок, скачет в щелях заборов и плетней в городских и сельских садах. Из-за этого на некоторых европейских языках крапивника называют «королём заборов». Пение крапивника – красивые громкие трели.
На гравюре “Адам и Ева” персонажи, окружённые животными, стоят возле древа познания, с которого змей достает Еве роковое яблоко.
На гравюре «Мадонна с обезьянкой» животное явно было нарисовано с натуры, что было очень характерно для Дюрера. В одном из писем этого времени он пишет, что «купил маленькую обезьянку за 4 гульдена», а когда значительно позднее к нему обращаются с просьбой написать танец обезьян Дюрер отказывается по причине того, что «давно не видел обезьян».
Обезьяны в Средние века были известны, и с ними было связано много предрассудков. Животное отождествляли с дьяволом и посажанная на цепь (как изображено на гравюре) она, вероятно, означала укрощение нечистой силы. В Европе единственный вид обезьян - макаки магот - водились в районе Гибралтарского пролива. Но Дюрер на гравюре изобразил другую обезьяну - мартышку – верветку. Отличительной чертой этой небольшой обезьянки является темная кожа на мордочке и лапках.
Наиболее известная гравюра Альбрехта Дюрере – это носорог, но история этого шедевра столь многообразна, что требует отдельного рассказа.