«Двадцать лет спустя» — странный, цветографически тёмный, непонятый многими, почти невозможный после предыдущего разухабистого мюзикла фильм, снятый в лихое время. И всё же интересный, достойный, увлекательный, важный. Важный, как часть эпохи кино девяностых, которая подарила нам много разных картин.
Быть может, какие-то из них оказались не слишком хорошими. Какие-то вызвали разочарование в великих прежде режиссёрах. Зрители посчитали эти фильмы падением на дно, записали в отвал. Что ж... Вопросы искусства всегда вызывают споры. Я думаю, что эти режиссёры, тот же Рязанов, пытались соответствовать времени, быть актуальными. Возможно, не их вина, что всё так вышло.
С вами Антон Владимиров — писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю об интересной сцене в фильме «Мушкетёры двадцать лет спустя» с Михаилом Боярским и Вениамином Смеховым.
Повествование в «Двадцать лет спустя» довольно длинное, сюжет движется медленно. Сколько времени проходит, прежде чем Д`Артаньян разыскивает всех своих друзей, а ведь они живут совсем недалеко от Парижа... Но об этой, и других странностях истории, пожалуй, позже. А сейчас — о встрече Атоса и Д`Артаньяна.
Д`Артаньян и Портос прибывают в замок Бражелон, чтобы встретиться с Атосом и Рулем (правда, о существовании последнего они не подозревают). Замок Атоса, роль которого выполняет эстонская рыцарская Мыза Вазалемма, расположен недалеко от Таллина:
На самом деле, этот замок — новодел, построенный в 1893 году из «вазалеммаского мрамора» (так называется местный доломит). Строительство заняло всего около трёх лет, в нём использовались вполне современные, на тот момент, материалы и машины. Здание принадлежит государству, внутри него ещё с 1922 года располагается самая обыкновенная школа.
Действие в фильме происходит, в основном, со стороны основного фасада господского дома, который имеет более информативную фактуру. Задний же фасад выглядит намного скромнее:
Дороги в Париж и в Пьерфон тоже располагаются недалеко от мызы. Сейчас они почти все асфальтовые, и кино эпохи Возрождения без спецэффектов поснимать не выйдет:
Вообще, это характерный прибалтийский ландшафт, который использовался как натура во многих фильмах: «Собака Баскервилей», «Легенда о Тиле», «Остров Сокровищ», и многих других. Снимали побережье Балтики и мы в нашей картине про Виктора Цоя — в Тукумсе, Плиеньциемсе, Юрмале, а также в некоторых точках Ленинградской области.
Вот наши герои появляются в Бражелоне, Портос и Д'Артаньян встречаются с Атосом и Раулем:
Вот они уезжают. Как раз в это время злодеи привезли бомбу в Бражелон под видом бочки с вином. Кстати, весьма интересно, как снимали взрыв в замке — ведь это исторический памятник, взрывать взаправду было нельзя. Думаю, использовали пиротехнику, потом наложили кадр с декорацией.
Сам же этот эпизод довольно странный: если вино было привозное, Рауль и Гримо должны был знать тех, кто его возит. Но они не проверили незнакомых торговцев. Между тем, вино довольно дорогое — а если бы они привезли какую-нибудь подделку, или просто воду ? Также, такой любитель вина, как Атос, должен бы содержать свои виноградники. Но поехали дальше.
Если рассмотреть внимательно кадры появления Портоса и Д`Артаньяна, вначале мы ничего необычного не увидим. Нам кажется, будто бы всё это происходит около замка. Но это далеко не так. Портос и Д`Артаньян прибывают не в Вазаремаа, а в Новый Петергоф.
Сначала Атос и Д`Артаньян беседуют в оранжерее, как её некоторые называют (на самом деле, оранжерея находится в другой стороне, а это аллея Берсо):
Далее, если следовать за нашими персонажами уже после беседы Атоса и Д`Артаньяна, мы попадём в Нижний парк на побережье:
На заднем плане — узнаваемая характерная балюстрада и деревья Сада Венеры. Это очень старый сад, его начали строить в 1721 году. Несколько лет назад стену и балюстраду реставрировали. У меня были фото с этих работ, но пока я их не нашёл.
Таким образом, Портос, Рауль, Атос и Д`Артаньян вошли в замок в Таллине, а вышли из него в Петергофе.