Найти тему

Yalı Çapkını (Зимородок). Отношение к традициям как принцип самоидентификации.

Сейран целует руку отцу Ферита Орхан-бэю.
Сейран целует руку отцу Ферита Орхан-бэю.

Различные формы приветствий и физического выражения своих чувств и хорошего отношения к человеку – это всё одни и те же действия человека - обнимания, целования, рукопожатия, дружеские похлопывания или ласковые поглаживания по плечу или по спине – у всех народов на Земле одни и те же. Потому что «конструкция» человеческого тела представителей разных народов одна и та же, и волей-неволей они вынуждены задействовать для приветствия одни и те же части тела. Только вот символическое значение этих действий в разных культурах может отличаться, да и то не слишком сильно.

Но для содержания этой статьи символизм значений этих действий имеет значение только для того, чтобы распределить героев сериала по двум группам. Чтобы ориентироваться кто к какой группе относится. Чтобы лучше понимать, кто есть кто, и в каком социо-культурном контексте сформировался. Кто как мыслит и как может повести себя в тех или иных эпизодах сериала. Чтобы не начинать анализировать их поведение каждый раз с нуля.

Ферит целует руку дедушке.
Ферит целует руку дедушке.

Ферит целует руку деду. Эта привычка так приветствовать деда, автоматически работает у него только в пространстве дома, потому, что она в этом пространстве оправдана. Дедушка Ага тут безусловно старший и он его внук. Это родственные отношения.

Но за пределами особняка Фериту в голову не приходит целовать руку чужим старшим. Казым и Хатидже то и дело будут напоминать ему, что в их доме старшим целуют руку. Это будет длиться до тех пор пока сам Ферит не станет считать их своими старшими родственниками.

Тётя Хатидже протягивает Фериту руку для традиционного поцелуя старшим.
Тётя Хатидже протягивает Фериту руку для традиционного поцелуя старшим.

Утром тетя Хатидже, встречая в доме Казыма зятя с приветливой улыбкой по привычке протягивает ему руки для целования.

Ферит пожимает руку Тёте Хатидже.
Ферит пожимает руку Тёте Хатидже.

Ферит, пришёл в дом Шанлы не только за Сейран, чтобы ехать с ней подавать заявление на брак. Он внутренне считает брак состоявшимся и приехал уже налаживать отношения с семьёй Сейран. Поэтому он, стараясь быть максимально вежливым, с улыбкой склонясь в поклоне, радостно пожимает руку тёте Хатидже и спрашивает: «Вы собираетесь куда-то? Подвезти Вас?». Тетя Хатидже, изменившись в лице по причине такого неуважения зятя, отвечает: «Нет, сынок, иди» (в смысле шёл бы ты уже отсюда, сынок).

Причина прохладной встречи в том, что Ферит нарушил сразу несколько традиционных правил. Пожал, а не поцеловал руку тёте. Цветы подарил не по статусу и не по старшинству, маме, а не хозяйке дома тёте Хатидже. Мама Эсме с опасением посмотрела сначала на рукопожатие, а потом на тётю – принимать или нет цветы от зятя? "Ну вот, опять будут неприятности"- подумала она.

А Ферит, ещё в добавок к своим нарушениям правил, хотел извиниться перед Суной, чтобы загладить это «недоразумение» с переменой невест, ведь будем же ещё встречаться, думал он. Ферит хотел по-европейски быть вежливым и извинится за «недоразумение», не подозревая, что завтра об этом «недоразумении» станет известно на рынке (местная информационная площадка новостей города) и будет обсуждаться всем Антепом. Приехали за старшей дочерью, а выбрали младшую, значит, со старшей что-то не так, с каким-то дефектом оказалась. А в доме Казыма по поводу этого «недоразумения" разыгралась целая трагедия.

Встреча с родителями Ферита.
Встреча с родителями Ферита.

Сейран, встречаясь с родителями Ферита, по обычаю целует руку отцу, Орхан-бею.

Серан пытается поцеловать руку Гюльгюн.
Серан пытается поцеловать руку Гюльгюн.

В присутствии родителей Ферит посмеивается над старомодностью Сейран. Но уже через час, на прогулке, оставшись с Сейран наедине, он будет очень и очень до глубины души серьёзен.

Гюльгюн не даёт Сейран поцеловать свою руку. Она не любит следовать старым традициям.
Гюльгюн не даёт Сейран поцеловать свою руку. Она не любит следовать старым традициям.

Но когда Сейран также наклоняется, чтобы поцеловать руку маме, Гюльгюн останавливает её: «Это ни к чему, я не люблю подобные старые традиции». (Роль Гюльгюн в сериале – представлять светские либеральные ценности и настроения в Турции, но с оглядкой на традиционные турецкие ценности. Она, в общем-то, за права человека, только когда это не ограничено турецкими традиционными ценностями).

Казалось бы мелкие и незначительные подробности. Какая разница, поцеловала руку, не поцеловала? Дело привычки у разных людей. Вот в том то и дело - в привычке. У кого-то она есть и срабатывает автоматически, а у кого-то её нет. Например, у мамы Гюльгун её нет. Почему? Потому что Гюльгюн девушка родом из Стамбула, а не из Антепа. И в невесты Орхана её выбирала не Ифакат, уже тогда бывшая хозяйкой дома Корханов, а, видимо, Латиф-бэй.
Потому что Орхан, беседуя «по душам» с Феритом перед его свадьбой признался: «О браке с твоей мамой, мне сообщил Латиф-бэй». Возможно, Латиф и подбирал невесту. Именно подбирал. Латиф человек исполнительный. Ему не свойственно выбирать. Скорее всего, по просьбе хозяина подбирал невесту в соотвествии с определёнными критериями.

Сейран целует руку дедушке Халису.
Сейран целует руку дедушке Халису.

Пред выходом Ага к ужину Орхан-бэй напоминает Сейран, что она должна поцеловать ему руку. Но Орхан-бэй не особенный блюститель и знаток традиций, иначе бы понимал, что Сейран и без напоминаний поцеловала бы руку дедушке, во-первых, потому что он просто старший, а во-вторых потому что он теперь её дедушка. Эту привычку в голову Сейран вбивали с детства. Папа Казым жесткий воспитатель.

-9

Сейран целует руку отца, приехавшего в особняк Корханов без приглашения.

Мы тебя не заставим?
Мы тебя не заставим?

При этом в её сознании пронеслись воспоминания, как отец избивал её, подслушав её разговор с матерью и сестрой о том, что она никогда и ни за что не выйдет замуж. А затем запер в подвале.

Пелин: "Желаю счастья".
Пелин: "Желаю счастья".

Когда Сейран обнаружила Пелин в комнате для новобрачных, та подошла к ней и широким дружеским жестом с рукой, протянутой на уровне плеча, с ощущением себя хозяйкой положения, подала Сейран ладонь для приветствия. Это чисто американский жест, страны демократии и свободы. Страны, куда люди поехали не от богатства, а за богатством. Казалось бы причём тут это?
А при том, что Америка страна молодая, и из предприимчивых эмигрантов-авантюристов, понаехавших сюда из Европы и разных стран мира за землями и за золотом, и бывших первоначально примерно в одних стартовых позициях, образовались со временем богатые дома, но не богатые и знатные роды, с историей формирования в несколько сот лет.

Глядя на этих троих сначала можно подумать, что то, что происходит между ними, это вопрос их личных отношений, и только личных отношений. Но...

Но я предлагаю зрителям, внимательно смотревшим сериал, вспомнить. В поведении Ферита и членов семьи Корхан, или в поведении Сейран и членов семьи Шанлы найдётся такой член, который бы позволил себе этот дешёвый псевдодемократический дружеский жест превосходства по отношению к незнакомому для них человеку? Отвечаю: "Нет, не найдётся". Там найдётся много других средств не показать, а заставить самого противника принять их превосходство.

Это культура людей, рода за которой стоит много сот летняя история борьбы за обеспечение права такой формы превосходства. Я не имею сейчас в виду материальные богатства. Они, как показывают истории революций, приходят и уходят. Но богатство генетики родов (родов в широком смысле, не только знатных и богатых), трудно боровшихся за место под Солнцем для своих родов, только растёт и сохраняется. Сохраняется в генетике, в уровне развития сознания и мышления членов рода, в их умении адаптироваться и сохраняться и сохранять свой род и семью в любых личных и исторических обстоятельствах. Вот почему в родах с такой генетикой так высоки требования к выбору брачной пары, к её личным качествам, с которой надо не потерять богатство генетики рода, но приумножить его.
Я тут пересматриваю сериал и его отдельные эпизоды и нахожу некоторые значащие кадры, на которые сначала не обратила внимание. Вот, например.

День свадьбы. Приехал регистратор. Ферит и Абидин готовятся к выходу.
День свадьбы. Приехал регистратор. Ферит и Абидин готовятся к выходу.

День свадьбы. Надо ехать в дом Казыма, где будет происходить регистрация брака. Ферит и Абидин выходят из отеля. Ферит очень серьёзен и сосредоточен.
Я уже писала, что человек живёт в двух психологических пространствах - в пространстве для себя и в пространстве других и для других. Сейчас Ферит мыслями в пространстве для себя и только наедине с самим собой. Он ведь никому, ни одному человеку в своём окружении не может признаться: "Знаешь брат, я очень хочу построить свою семью. И сейчас для меня этот день очень важен. Волнуюсь, всё ли хорошо пройдёт или вдруг что-то помешает".

Я не перестаю удивляться тому, насколько сериал насыщен разными психологическими нюансами. Ферита с таким серьёзным многозначительным лицом в строгом чёрном костюме с классическим смокингом мы в сериале больше не увидим. Это эксклюзив Ферита Корхана по случаю свадьбы. Ферит не шутит, как обычно это делает в пространстве для других. Он волнуется, но сосредоточен. И сосредоточен настолько, что не забывает проконтролировать галстук по центру ли он у него или нет. Не забыть отцентровать галстук - это высшая степень психологической готовности к мероприятию, когда всё хорошо продумано упорядочено, и даже случайно сбившийся галстук не должен нарушить порядок.

Ферит, ещё несколько дней назад так не хотевший жениться, сейчас, когда Сейран вошла в его жизнь, очень хочет, чтобы этот брак непременно состоялся.

Строительство настоящей, не формальной, семьи - это главное дело, которым будет заниматься Ферит в сериале. Он никогда и ни с кем на эту тему не разговаривает даже с Абидином, который, в прочем, сам всё понимает. Никогда даже не употребляет слово "семья", имея в виду свою с Сейран семью. И никогда никого не в пускает в эту тему. Она для него слишком личная и слишком интимная. Тема семьи, которая пока ему не удаётся, это тайна Ферита, хранящаяся в его внутреннем пространстве за семью печатями, потому что только там она может пока существовать такой, какой он её себе представляет. Там она будет храниться до тех пор, пока не придёт время её открыть.
А откроется она тогда, когда Сейран откроется ему, и они смогут внутренне объединиться в семью. Семья ещё не родилась. Вот такой он наш ловелас!

Всё понятно? Уяснил?
Всё понятно? Уяснил?

Причина такой закрытости Ферита не только слишком интимная, но и очевидно слишком турецкая, работающая физически на уровне мужских инстинктов. Когда Ферит узнаёт от Суны, что Казым собирается после их развода выдать Сейран замуж за Тарыка Ихсанли, а Тарык приходил в дом Казыма, и по словам Суны, смотрел на Сейран, как безумный, Ферит, как безумный гонит машину и врывается на территорию дома Ихсанли. Дважды двинув Тарыку в челюсть, он предупреждает его: "Никто никогда не посмеет возжелать моей жены, кроме меня. А если осмелится, то ответит». (Боже, как приятно, наблюдать, пусть даже в кино, что у мужчин ещё не совсем атрофировались нормальные природные инстинкты!).
Но вернёмся к нашей тройке в отель, в номер для новобрачных. Мы видим, с одной стороны, уверенную в себе Пелин и, с другой стороны, скромно стоящих двух потомков двух богатых и знатных османских родов, Корханов и Шанлы. Богатых не только материальными богатствами их дедов, но и богатыми генетикой этих двух родов. Генетика Пелин и рядом не стояла с генетикой Сейран, провинциалки и деревенщины, как её называет Пелин. И это заносчиво говорит Пелин? Девочка инфантильная и не умненькая, совершенно не приспособленная жить самостоятельно. Девочка, брошенная расставшимися, но ещё не разведёнными родителями. Мама живёт в Лондоне, папа с другой женщиной неизвестно где. Дочка одна в Стамбуле. Не известно на какие средства живёт. Ей даже нечем вовремя заплатить своей домработнице.

За нашей генетикой стоит масса физических процессов, определяющих свойства нашего физического тела, свойства нашей психики, сознания и мышления, определяющих формирование наших ценностей и вкусов, формирующих в нашем сознании физический образ нашей брачной пары. Образы брачных пар, информационно "заложены" в нашей генетике от рождения, как это ни странно звучит. Базовые свойства личности заложены в нас от рождения. Не надо иллюзий о высокой эффективности правильного воспитания. Образы брачных пар физически валентны и при совпадении физических кодов с другим образом, сливаются в один образ. В лавке Ваккаса между образами Ферита и Сейран произошло такое слияние при первом же обмене молодых людей взглядами. Глаза - самый активный канал обмена информацией и энергией между людьми.
Это слияние всё изменило в жизни Ферита. Теперь он будет строить свою семью, будет бороться за неё не только с окружающими недоброжелателями и с обстоятельствами, но будет бороться за Сейран с самой же Сейран.

Почему Ферит и Сейран так сцепились в своей борьбе за друг друга и друг против друга? Потому что по энергетике их генетического потенциала они оказались равны. Они объективно впали в состояние диалектического процесса рождения нового качества или новых качеств, которые должны воплотиться в их детях. И можно сказать, что они оба невольники этого процесса. Вся внешняя шумиха их отношений только скрывает тот истинный объективный процесс, который идёт между ними.