Предыдущие статьи: начало, часть 2, часть 3
Когда я в 2016 г. начал работать в международной компании, большая часть бизнеса которой связана с внешней торговлей, я впервые столкнулся с валютным регулированием, контролем и валютным законодательством. Я пришел в компанию в декабре 2016 года, а в январе 2017 г. мы отгрузили в Грузию две машины продукции. Грузины отличные парни: веселые, гостеприимные. Они отлично принимают гостей, широко празднуют и веселятся. Однако далеко не всегда выполняют свои обязательства. Это мы поняли примерно через год, когда было написаны тонны писем и сообщений, проведены долгие часы переговоров, но деньги за отгруженную продукцию так и не получены. Кстати, суд также был бессилен в данной ситуации. Этот долг не погашен по сей день.
К чему я все это рассказываю? Дело в том, что данная отгрузка относится к внешней торговле, а следовательно, подлежит валютному регулированию и контролю. Если очень упрощенно, то товары покинули пределы РФ, а деньги за них в страну так и не поступили. Это признавалось нарушением валютного законодательства. Санкции за такие нарушения были просто огромны: необходимо вернуть стоимость товара и еще штраф в 20% сверху заплатить. Агентами валютного контроля являются банки (они контролируют правильность оформления сделок, а также сроки оплаты) и в случае нарушения сразу информируют ЦБ или ИФНС. Валютное законодательство очень строгое, его нарушение четко отслеживается и грозно карается. Так было до лета 2022 г.
Летом 2022 г. произошли радикальные изменения. Они привели к существенным послаблениям в области валютного регулирования и контроля. Бизнес наконец, вздохнул! Радость была связана со следующими изменениями:
1) Была отменена обязательная репатриация валютной выручки. Это означает, что валюту можно получить на счет в зарубежном банке и вовсе не ввозить в страну. То есть товар можно продать, но выручку не вернуть, оставив ее на зарубежном счете;
2) Контракт можно заключить в одной валюте, а оплату получить совершенно в другой. При этом не важно, в каком банке стоит контракт на учете. Оплату можно получить на любой счет в любом банке.
3) Можно также провести зачет взаимных обязательств по международным контрактам.
Всего этого ранее невозможно было даже представить. Это была просто невиданная свобода. Все эти изменения очень облегчили жизнь импортеров и экспортеров. И жизнь была бы просто прекрасна, если бы не санкции, которые усложнили все кратно больше.
Но, как говориться, если где-то прибыло, значит, в другом месте убыло😉. Еще весной 2022 г. была введена обязательная продажа валюты экспортерами (сначала 80%, потом норма продажи сокращена до 50%). Данная мера была отменена осенью 2022 г.
Но вернемся к главной теме: курс рубля. Соберем пазл воедино:
1) Весной 2022 г. после панического ослабления рубля в марте и апреле до 110 рублей/долл., была введена обязательная продажа экспортерами валютной выручки. Эта мера оказалась настолько действенной, что уже в июле 2022 г. рубль укрепился до 55 рублей/долл. Также в данной ситуации очень помог положительный внешнеторговый баланс (о чем речь здесь).
2) Тогда ЦБ начал постепенно ослаблять хватку, сначала сократив объем обязательной продажи выручки с 80% до 50%, а осенью данная мера была вовсе отменена.
3) Параллельно, были введены беспрецедентные послабления в области валютного контроля, которые позволили экспортерам вовсе не ввозить валюту в страну, а получать и хранить ее на счетах в зарубежных банках. Курс рубля уже в декабре 2022 г. вернулся к отметке 70 рублей/долл.
Ослабление рубля быстрыми темпами продолжилось и в 2023 г. Уже в августе рубль пробил отметку в 100. А в октябре ЦБ вновь возвращается к частичной продаже экспортной выручки.
Посмотрим еще раз на график, представленный в предыдущей статье, где я говорил от том, что сальдо счета текущих операций не объясняло движения курса рубля до 2022 г., а в 2022 г. начало неожиданно «объяснять». Причина проста: совпадение. Так совпало, что предпринятые меры валютного регулирования двигали валютный курс так, что его движение удобно было объяснить динамикой счета текущих операций. Реальная причина в валютном регулировании, ручном управлении ситуацией.
Вывод: начиная с 2022 г. валютный курс – это результат ручного управления. Сначала его жесткие меры привели к излишнему укреплению рубля (до 55 руб./долл), потом, когда было принято решение ослабить рубль, качели взлетели слишком высоко (до 100 руб./долл). В сентябре опять приняли решение корректировать курс в «правильное» русло путем возобновления обязательной продажи валютной выручки, но уже в ручном режиме управления.
Остается только один вопрос: если курсом так умело управляет ЦБ, регулируя его то в одну, то в другую сторону, куда же ведет естественных ход движения курса и чем он определяется? Разберемся далее.