Найти тему
ОколоТехники

"Великая гонка" от Нью-Йорка до Парижа 1908 года

В конце 19 века, когда появились первые автомобили, общество впало в своеобразную эйфорию. Казалось, нет ничего невозможного. То, что еще вчера было фантазией, теперь стало реальностью. Впервые концепция Жюля Верна, изложенная в книге «Вокруг света за восемьдесят дней», максимально приблизилась к истине.

Идея предложить большое путешествие на автомобиле родилась в новостном издании "Le Matin" во Франции. Журналисты всегда искали сенсационные материалы для репортажей, поэтому, как только все об этом услышали, французы получили большую поддержку со стороны американского медиа-гиганта New York Times. Тем временем берлинская газета BZ am Mittag даже взяла на себя расходы на автомобиль, намереваясь отправить одного из своих репортеров в это путешествие.

Первоначальная идея была сформулирована как «Гонка из Нью-Йорка в Париж 1908 года». Предполагалось, что маршрут пройдет через все США, затем через Аляску и через Берингов пролив в Азию. После этого путь продолжился через Сибирь и европейскую часть Российской империи до города Кенигсберга, а затем – Парижа. Длина запланированного маршрута составила 20 930 километров, однако реальный пройденный путь оказался меньше.

Команда французского "Motobloc"  перед стартом гонки Нью-Йорк-Париж 1908 года.
Команда французского "Motobloc" перед стартом гонки Нью-Йорк-Париж 1908 года.

-3

12 февраля 1908 года около трехсот автомобилей – почти все легковые автомобили Нью-Йорка – провожали на старте шесть команд, представляющих четыре страны в кругосветное путешествие. Это был американец Thomas Flyer (марка автомобиля, а не человек) мощностью 70 л.с., управляемый Джорджем Шустером, итальянец Zust, три французских автомобиля ( De Dion-Bouton , Motobloc и Sizaire-Naudin) и один немецкий Protos.

Впереди изображен De Dion-Bouton; рядом с ним немецкий Protos
Впереди изображен De Dion-Bouton; рядом с ним немецкий Protos

-5

Последним управлял армейский лейтенант Ханс Кеппен. Автомобиль имел двигатель мощностью 40 л.с. и специальный открытый кузов, изготовленный компанией Josef Neuss. Сухая масса «Protos» была 1100 кг, а с багажом и 800 литрами топлива - 2,7 тонны. Как видите, это была не легкая машина, а скорее грузовик. Но это было не спроста.

Участники везли не только топливо, но и запчасти, шины и продовольствие. Предстоящее им приключение было сложнее, чем ралли «Дакар», несмотря на то, что гонка начиналась в густонаселенных регионах. Все в этом убедились, когда "гонщики" впервые застряли на грунтовой дороге всего в 30 километрах от Нью-Йорка.

Автомобиль застрял в снегу
Автомобиль застрял в снегу

-7

Двенадцать дней спустя Thomas Flyer сильно вырвался вперед. Он опережал на полтора дня De Dion-Bouton, который был вторым. В то время как Zust отставал от De Dion-Bouton всего на несколько часов, "Протос" и "Мотоблок" боролись в снегу и потеряли три дня. Шестая команда "Sizaire-Naudin" была вынуждена сойти из-за технических проблем.

После морозов и снега на восточном побережье Америки гонщикам пришлось преодолевать жару и песок пустыни Невада. Экипаж Thomas Flyer, первым пересекший Америку и достигший Сан-Франциско, уже катился вдоль тихоокеанского побережья на север, в сторону Аляски. Однако маршрут пришлось изменить, поскольку дорогу уничтожил тающий снег. Поэтому лидирующий экипаж вернулся в Сиэтл, откуда пароход отвез их в Иокогаму в Японии. Это было решение организаторов, которые боялись, что кругосветное путешествие закончится, не успев начаться. И не зря – гонщиков осталось всего трое.

Из Японии машины снова перевезли на материк и выгрузили во Владивостоке. К этому моменту возникла интересная ситуация. Судьи дали 15 дней экипажу Thomas Flyer, проехавшему наибольшее расстояние в сторону Аляски. Между тем, экипаж "Протоса", который оказался в ловушке посреди США, а затем сел на поезд из Айдахо в Сиэтл, чтобы вовремя подняться на борт корабля, был наказан 15 «штрафными днями». Только время экипаж «Зуста» было оценено реалистично.

-8

Три команды продолжили путь из Владивостока на запад. Единственным возможным маршрутом была Транссибирская магистраль. Кстати, Х. Кеппену из «Протоса» пришлось ехать одному через всю Россию. Его механик, и журналист либо заболели, либо слишком устали, чтобы продолжать поездку, поэтому остались во Владивостоке.

Thomas Flyer застрял в Томске из-за поломки главной передачи, на ремонт которой ушло четыре дня, поэтому первым пересек западную границу Российской империи и Восточной Пруссии экипаж «Протос», управляемый Х. Кеппеном. Ближе к финишу автомобили, выдержавшие длительную поездку, часто ломались, однако ремонт в Европе выполнялся достаточно быстро.

26 июля Кеппен финишировал в Париже у дверей редакции Le Matin. Четыре дня спустя, 30 июля, к нему присоединился Г. Шустер. Поскольку Кеппен получил 30-дневный штраф из-за нескольких неудач, Шустер был объявлен победителем этой гонки. Он преодолел расстояние 16700 км. Итальянский Zust доехал лишь в сентябре 1908 года.

Томас Флаер финиширует в Нью-Йорке - Paris Race
Томас Флаер финиширует в Нью-Йорке - Paris Race

Автомобиль победителей был переправлен на корабле в Америку, где до сих пор хранится в Национальном автомобильном музее. Победа стала отличной рекламой. Именно поэтому в том же году "Томас Флайер" продал 1000 автомобилей модели DX с двигателем мощностью 70 л.с.

-10

Это приключение было прозвано «Великой гонкой», на его завершение ушло 169 дней, и до сих пор оно считается самым продолжительным соревнованием в автоспорте, а доминирование в 26 дней - остается самым большим разрывом в любом соревновании по автоспорту за всю историю.