Найти тему
Вадим Климов.

Достоевский проездом. Барнаул 1857 -2021 г.

Климов Вадим Александрович. Пьеса - экскурсия в состоянии «метамодернизм» в шести локациях, с примечанием и письмами. Иллюстрации Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Объем: 160 стр. 26 иллюстраций

Жанр: Биографии и мемуары, публицистика.

Описание книги. «После экскурсии вам будет интересно прочитать письма Достоевского. Вы откроете много интересного в жизни влюблённого писателя, бывшего каторжного, произведённого в нижний офицерский чин, находящегося в Сибири, в середине ХIХ века. Письма можно найти в полном собрании сочинений Фёдора Михайловича, том 28, книга 1.»

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Действующие лица

ФМ. Прапорщик, бывший каторжник, 35 лет. Писатель. Жених.

ПП. Коллежский секретарь. 2 января 1857 года ему исполнится 30 лет.

ЧЕЛОВЕК. Крепостной Петра Петровича.

БРАТЬЯ САМОЙЛОВЫ. Актёры-любители.

НАЧАЛЬНИК. Андрей Родионович Гернгросс.

ДОКТОР. Коллежский советник Иван Антипович Преображенский.

ДАМЫ.

ОФИЦЕРЫ.

КУПЦЫ.

ВООБРАЖАЕМЫЙ. Василий Петрович Демчинский.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Первая локация

В большой комнате с тремя окнами, которые замёрзли ледяными узорами, на небольшом диване сидит молодой барин в расстёгнутом сюртуке, скроенном по самой последней моде времён начала царствования Александра II, и сшитом в Европе. В комнате деловая обстановка, много коробок и больших папок. Сильно накурено и натоплено. На диване лежит огромная шкура тигра. В углу стоит мужчина среднего возраста в солдатской форме без знаков отличия полка, времён царствования предыдущего императора Николая I, и чистит трубку. Обстановка деловая, позднее утро образованного молодого господина. Мы точно знаем, что ему тридцать лет.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Вторая локация.

На улице мороз и тихо. Яркое солнце бледным пятном пробивается через дым, который стоит сплошным туманом, как английский смог над Пекином в 2021 году. Дымят заводские трубы, топят печи в домах. Дым стелется в речную ложбину Барнаулки. На Сенной площади стоят крестьяне, лошади покрыты попонами, и над ними вьется пар. Пётр Петрович и Фёдор Михайлович перешли речку по льду, прошли два квартала, и вышли на угол Соборной площади. Пётр Петрович и Фёдор Михайлович тепло одеты, Пётр Петрович в зимнем пальто и меховой шапке, Фёдор Михайлович в новой шинели прапорщика и модном башлыке поверх кивера. Полусаблю он оставил в квартире. В доме остался Человек, он смотрит в замёрзшее окно, и приглядывает за редкими прохожими. В руках у него полусабля. Он грустит. И вдруг ему показалось, что, мимо окон крадучись, прошёл пехотный офицер. Человек перекрестился.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Третья локация.

Пётр Петрович и Фёдор Михайлович идут по улице. Торговые лавки с большими витринами. Над магазинами много ярких вывесок. На улице встречаются рабочие в праздничных одеждах и совсем немного крестьян. Вдоль улицы стоят повозки. Работники таскают вьюки, ящики и мешки. На улице гам.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Пётр Петрович и Фёдор Михайлович поворотились и крепко обнялись. Фёдор Михайлович вытирает слезу, Пётр Петрович уткнулся в щеку Фёдора Михайловича. Мимо проходят красиво одетые рабочие и крестьяне, которые нарядились к празднику. Бабы в разноцветных платках, мужики в расчесанных бородах. Эпическая сцена дружеского объятия привлекала их внимание. Даже лошади обернулись и перестали жевать сено. Пётр Петрович первым разнял руки, поклонился, и как будто ничего не было, продолжил рассказывать.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

В ресторане мы видим братьев Самойловых. Они сидят за главным столом. С ними господа горные офицеры. Все ведут себя крайне прилично. Разговоры ведут тихо. Тостов не кричат, шампанское саблей не открывают. Фёдор Михайлович и Пётр Петрович присаживаются за накрытый стол. В центр зала выходят братья Самойловы. Они одеты в красивую форму горных офицеров с золотым шитьём.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Четвертая локация

Пётр Петрович и Фёдор Михайлович сидят на лавке перед музеем города на углу улицы Толстого и проспекта Ленина. Мимо проходят люди, раскланиваются. Крестьяне и рабочие снимают шапки. Утренний дым рассеялся, видно синее небо, на улице сильно потеплело.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Купец клянется в пояс, человек Петра Петровича берет его за локоток и отводит в сторону. Они переходят дорогу и купец скрывается в дверях магазина, а крепостной Петра Петровича ныряет в ближайший трактир.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

На пустом месте из воздуха материализуется служивый человек из крепостных Петра Петровича в виде голограммы из кинофильма «Звездные войны».

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Пятая локация

К арочным воротам подъезжают комфортабельные кареты с кучером на козлах и на запятках с выездным лакеем. По бокам кареты горят фонари. Кареты закладываются тройкой или даже четвёркой, лёгкие кареты – парой. На приёмы и балы полагается ехать в карете. Если не было своей, нанимали ямскую, то есть извозчичью карету, но негде было такую взять в Барнауле, держали свои выезды. Держали в Барнауле и дормезоны – просторные кареты со спальными местами, предназначенные для дальних поездок. Подъезжали коляски, в отличие от карет, кузов у них был с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей, однако очень богатые, ездили в коляске шестериком. Были щеголи на фаэтонах и ландо. Барнаул был модным городом. Тарантас, на котором подъехали Фёдор Михайлович и Пётр Петрович, служил дорожным экипажем, поэтому прочность его считалась более важным качеством, нежели красота. Но в городе их тоже приветствовали, дорого-богато. В Сибири тарантасы из-за длины назывались долгушами. Бричка была гораздо легче тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки, как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх. Некоторые приезжали на дрожках, а другие даже на бегунках – это специальные беговые дрожки, впряженные в одну лошадь. Городские извозчичьи дрожки называли пролетными, а в народе говорили – пролётка. В этот вечер редко кто приезжал на городском извозчике, то есть на лихаче. А для Ванек дорогу перекрыли. Они подвозили дрова со двора. Ванькой назывался крестьянин, приехавший на заработки в город. У лихачей были хорошие резвые лошади и щегольской экипаж. Кто-то приехал, развалившись в кибитке. В кибитке ехали лежа, сидения не было. Линейки в эту часть города не ходили, и не было их ещё для пассажиров. Линейка – это простые длинные дрожки с доской для сидения боком или верхом, а если доска была широкой, то сидели по обе стороны спиной друг к другу. Позднее линейкой стал называть городской многоместный экипаж со скамьями по обе стороны. Рейсовые линейки снабжались навесом от дождя. Кто-то в этот торжественный вечер даже выкатил старинную громоздкую колымагу, или, как говорили на французский манер, – рыдван. Были молодые офицеры на одноконных кабриолетах, без козел, с высоким сидением. Видели на таких приемах даже модный шарабан. В прогрессивном Барнауле ими иногда правили женщины. Это был писк моды. А двухместный, двухколесный кабриолет назывался таратайкой. Наконец к воротам подлетела эгоистка – лёгкая коляска на одного седока с кучером спереди. А превращение летнего колёсного экипажа в зимний в Сибири было делом весьма обычным.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Парадное крыльцо дома ярко освещено. Лакеи сметают с красной ковровой дорожки снег. В залах тепло, ярко, негромко играет симфонический оркестр государственной филармонии Алтайского края. Фёдор Михайлович и Пётр Петрович поднимаются по лестнице на второй этаж, проходят по парадному белому залу, раскланиваясь с дамами и здороваясь с господами. Кругом всё празднично и торжественно. Все ждут горного начальника Алтайских заводов и его супругу, всемогущую и чадолюбивую Екатерину Иосифовну.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

В большой боковой комнате собрались дамы, они шутили, говорили о новых модных туалетах, о плохих местных портнихах, швеях, белошвейках, вышивальщицах, модистках. Портнихи, француженки и немки, брали больше, но делали не лучше. Говорили о женихах и невестах. Последние притворно краснели и поправляли шляпки и шпильки.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

Шестая локация

Квартира Петра Петровича, в которой мы были в самом начале нашей истории. Небольшой беспорядок, как это бывает в доме холостого господина впервые дни его 30-летия. Фёдор Михайлович лежит на диване в мятом сюртуке. Доктор развалился на полу, постелив шкуру тигра. В комнате жарко натоплено. Офицеры без мундиров, в одних белых сорочках и галстуках. Пётр Петрович в азиатском халате и киргизской шапке, курит трубку.

Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.
Юрий Гребенщиков. Бумага на двп, цветная графика, смешн. техника. 40 на 50 см. Галерея «Республика изо» Барнаул.

ПП. Зима 1856-57 годов, проведённая мной в гостеприимном Барнауле, не показалась мне скучной. Я нанял довольно уютную меблированную квартиру из нескольких комнат за 25 рублей в месяц. Дни проходили в разборке собранных мной богатых ботанических и геологических коллекций, в подробном осмотре и изучении предметов барнаульского музея, в пользовании тамошней библиотекой и в ознакомлении с заводскими работами. Вечера же я проводил в гостеприимном, хорошо образованном и всегда приветливом обществе. Зимний сезон был оживлен любительскими спектаклями. Многие из членов барнаульского общества выдавались своими замечательными сценическими дарованиями. Вообще оживление и культурность этого прекрасного уголка Сибири, прозванного мной «сибирскими Афинами», делали пребывание в нём в холодное зимнее время сибирских буранов особенно привлекательным.

Выставки.

Галерея «Республика изо» г. Барнаул, 2021 г. Куратор - Ю. Ломакина.

Дом Морозова, («Один дом две эпохи») г. Барнаул, 2023 г. Куратор – Ю. Ломакина, Г. Шейда.

Государственный музей истории, литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 2022 г. Директор И. Коротков.

Театр. «Крепостной театра» г. Барнаул 2021 г. «Один день Достоевского в Барнаул». Режиссёр А. Савин и К. Борнеман.

Награды. Лонг-лист Международного конкурса современной драматургии «Исходное событие — 21 век» номинация «ЖЗЛ». Москва, 2021 г.

Рецензия. «Но самое главное, что двойник в пьесе есть у самого Достоевского, и это, конечно, Гоголь. О художественном родстве этих писателей известно давно: Некрасов называл молодого Достоевского «новым Гоголем», а Белинский Гоголя – «отцом Достоевского». Климов неоднократно напоминает об этом в своей пьесе. Братья Самойловы читают отрывок из повести Достоевского «Двойник», той самой, в которой начинающий писатель сильнее всего похож на «петербургского» Гоголя.» М. Г. Дарбаян. Сайт Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова, г. Барнаул, 2021 г.