Найти тему
Navygaming Channel

Французские линкоры против бронепалубного крейсера/Часть 2. Один против всех

Продолжаем вспоминать историю, связанную с одним из немногочисленных эпизодов войны на Адриатике, с эпизодом, который вошел в историю Великой войны.

Окончание, начало - ЗДЕСЬ

Крейсер "Зента" к 1914 году не был самым современным крейсером ВМС Австро-Венгрии
Крейсер "Зента" к 1914 году не был самым современным крейсером ВМС Австро-Венгрии

Итак, утром 16 августа 1914 года австро-венгерский крейсер «Зента» и эсминец «Улан» осуществляя блокаду порта Антивари, заметили дым на юго-юго-западе, который мог принадлежать только противнику.

Командир крейсера фрегаттен-капитан (по другим данным - коммодор) Пауль Пахнер (встречается еще написание - Пачнер или Паучнер), будучи старшим, повернул корабли и стал отходить в сторону Каттаро. Однако уже в 08:25 утра также был замечен дым на севере, и выяснилось, что они встретились со всем французским средиземноморским флотом. Было уже слишком поздно, когда они поняли, что облака дыма со стороны Отранто на самом деле представляют собой большой флот французских кораблей, выполняющих миссию по снятию блокады черногорского порта.

Бронепалубный крейсер "Зента", схема внешнего вида (предоставлена читателем)
Бронепалубный крейсер "Зента", схема внешнего вида (предоставлена читателем)

Эскадра союзников была также обнаружена и австрийским эсминцем «Штрайтер», который шел из Каттаро для замены «Улана». Командир «Штрайтера» обнаружил сначала два корабля противника, а затем около 08:30 много кораблей в юго-западном направлении, поэтому он повернул назад и вернулся на базу. Первое морское сражение Великой войны произошло на Адриатике и оказалось коротким.

Эсминец «Штрайтер» (тип «Хуссар»)
Эсминец «Штрайтер» (тип «Хуссар»)

Ситуация для "Зенты" складывалась незавидная. Ее напарник - эсминец «Улан» (водоизмещение 400 т), введенный в строй в 1906 году, был сравнительно «молодым» и быстроходным кораблем. И, несмотря на то, что его тип «Хуссар» принадлежал к последним представителям многочисленного семейства английских «истребителей», которые строили много стран в начале ХХ века, эти корабли очень активно и результативно действовали на Адриатике.

Командир крейсера
Командир крейсера

Но прекрасно понимая, что эсминец с шестью 66-мм орудиями и двумя 450-мм торпедными аппаратами в данном случае не сможет ему помочь, командир «Зенты» фрегаттен-капитан Пауль Пахнер приказал ему отрываться и уходить на базу. Пользуясь превосходством в скорости (28 узлов), «Улан» быстро оторвался от «Жюрен да Ла Гравьер» (22,5 узла) и французских эсминцев и вскоре сумел достичь Бока-Которской бухты.

Эсминец "Улан", схема внешнего вида (предоставлена читателем)
Эсминец "Улан", схема внешнего вида (предоставлена читателем)
Из рапорта командира крейсера "Зента": "... в общей сложности мы насчитали17-18 вражеских линейных кораблей типа "Дантон", броненосных крейсеров сопровождения и несколько флотилий миноносцев, которые... одновременным поворотом составили линию.... Между тем пять ранее замеченных кораблей присоединились ко всем сзади. По силуэтам он могли принадлежать британским броненосным крейсерам типа "Инфлексибл". Мы наблюдали сигналы флагами, и огонь двухорудийных выстрелов..."
Эсминец «Улан» (тип «Хуссар») – соратник «Зенты» в последнем бою
Эсминец «Улан» (тип «Хуссар») – соратник «Зенты» в последнем бою

По австрийским данным, французы после того, как приблизились на необходимую дистанцию, передали приказ «Зенте» остановиться и сдаться, а затем открыли огонь. Командир «Зенты» в этих условиях сдаться отказался и повернул крейсер на северо-восток, чтобы приблизиться к побережью. Он рассчитывал, что на мелководье французские линкоры будут менее активны, а у его команды появится больше шансов спастись с предположительно тонущего корабля.

Крейсер "Зента", таким корабль сохранился в "Джейне" 1903 года
Крейсер "Зента", таким корабль сохранился в "Джейне" 1903 года
Как пишет в рапорте Пахнер: "...наша максимальная скорость была недостаточной для прорыва, поэтому я изменил курс на Каштель-Ластву. Мои намерения состояли в том, чтобы приняв бой, достичь залива, и одновременно быть ближе к берегу, чтобы стать менее заметной мишенью, обеспечив при этом возможность для спасения команду в случае, если придется затопить корабль".
Линкор "Жан Бар" - участник боя с "Зентой"
Линкор "Жан Бар" - участник боя с "Зентой"

Бой, а вернее расстрел, начался примерно в 9 утра с дистанции около 12 км (вспомним, что это было почти предельной дистанцией для артиллерии «Курбэ» и «Жан Бара»). Крейсер «Зента» не смог оторваться от неприятеля, его паровые машины уже не обеспечивали необходимой скорости хода, тем более что вскоре один снаряд попал в машинное отделение, и корабль лишился хода. Но устаревший крейсер защищался – как только дистанция сократилась, его 120-мм орудия открыли огонь по французским линкорам, правда, безрезультатно. По данным А.Томази, снаряды австрийского крейсера падали с недолетом 300-400 мот колонны линкоров. Силы были слишком неравны, и сосредоточенный огонь французов быстро превратил одинокий крейсер в пылающий костер.

"Зента" и "Улан" в неравном бою, рисунок с обложки книги
"Зента" и "Улан" в неравном бою, рисунок с обложки книги
Как пишет С.Трубицын в своей монографии: "...Судьба "Зенты" решилась в 9 часов 12 минут, когда один из 305-мм французских снарядов взорвался в центральной части корпуса. В результате этого попадания перебило главный паропровод. Ври этом погибли почти все находившиеся в машинном отделении. Корабль лишился хода и некоторое время двигался по инерции".

Это попадание стало фатальным, после него вражеские попадания следовали одним за другим. Взрывами снарядов был уничтожен корабельный лазарет, в центре корабля вспыхнул сильный пожар, который прервал всякое сообщение между носовой и кормовой частью крейсера, через полученные подводные пробоины корабль набирал воду.

Гибель крейсера "Зента"
Гибель крейсера "Зента"

Командир корабля отдав приказ "Покинуть корабль", как пишет С.Трубицын, смог проконтролировать его выполнение только в носовой части, и после этого последним покинул корабль. Но уже из воды Пахнер заметил, что в кормовой части крейсера находятся люди, тогда он вновь поднялся на борт, заставил их покинуть корабль, проверил (видимо на сколько это было возможно) помещения и вновь бросился в воду.

В книге «Морская война на Адриатическом море» так описаны последние минуты австрийского крейсера: «…в 09:20 адмирал, видя столбы пара и дыма, поднимающиеся на корме крейсера, приказал прекратить огонь. На палубе «Зенты» произошел ряд взрывов; в 09:35 крейсер накренился на 45 градусов, носовая часть его показалась из воды, и он пошел ко дну, не спустив своего флага».

По австрийским данным, в 09:20 экипаж крейсера получил приказ покинуть корабль, и вскоре корабль, который боролся до последней возможности, затонул.

На палубе корабля австро-венгерского флота
На палубе корабля австро-венгерского флота

Интересно, что в книге вице-адмирала Бьенэмэ «Война на море 1914-1915» отмечено, что во время этого «боя» на кораблях французского флота не обошлось без аварий, причем наиболее крупные были связаны с артиллерией. Так, например, «на линейном корабле «Кондорсье» вышли из строя два 24-см орудия, а на линейном корабле «Жюстис» одно 19-см». В то же время на некоторых сайтах в интернете эти повреждения относят к действиям снарядов «Зенты», утверждая, что именно их попадания вывели из строя французские орудия.

После потопления «Зенты» к главным силам французского флота присоединились крейсера, и командующий повернул соединение на юг, к выходу из Адриатики. При этом спасение экипажа австрийского крейсера организовано не было.

Бой крейсера «Зента» и миноносца «Улан» с французскими линкорами (рисунок)
Бой крейсера «Зента» и миноносца «Улан» с французскими линкорами (рисунок)
По данным А.Томази: «… Близость батарей Каттаро и опасение мин препятствовали английским эскадренным миноносцам, которые одни только находились в этот момент при флоте (наши были слишком далеко к северу, они преследовали «Улан»), спасать уцелевших австрийцев. Однако 6 офицеров и 130 матросов были спасены черногорскими шлюпками».

Сложно, конечно, предположить, что все 36 французских эсминцев, которые охраняли эскадру линкоров, «бросились» за одним австрийским, но это представляется именно так.

Модель крейсера "Зента"
Модель крейсера "Зента"

По словам С.Трубицына, "провести спасательную операцию приказали английским эскадренным миноносцам, но приказ отдавался на французском языке, и англичане его не поняли или сделали вид что не поняли". Вот как то так. В любом случае факт остается фактом – французская эскадра не стала спасать команду «Зенты».

Рисунок с подвигом "Зенты" из австрийской печати
Рисунок с подвигом "Зенты" из австрийской печати

Уцелевшие австрийские моряки после пяти часов плавания достигли побережья и были взяты в плен черногорскими войсками. Из 324 человек экипажа «Зенты» выжили 150 (по другим данным, 6 офицеров и 130 матросов), всего погибло 54% (по другим данным, 179 человек) от всей команды. Выжившие моряки были освобождены 15 января 1916 года, после того как Черногория капитулировала перед австро-венгерскими войсками. Миноносец 81Т привез их в Полу, куда они прибыли 23 сентября. В честь героической команды этого корабля и в честь крейсера «Зента» была названа небольшая бухта (ранее Калафатич) в Сплите.

Оставшиеся в живых моряки вернулись на место сражения в 1923 году, где на вершине скалы у берега была построена часовня, чтобы увековечить память их подвига. Здание все еще стоит, сильное Далматинское землетрясение 1975 года его разрушило, но в 2008 году оно было отремонтировано.

Надстройка затонувшей «Зенты» (наши дни)
Надстройка затонувшей «Зенты» (наши дни)

На этом история «Зенты» не закончилась. Почти до конца ХХ века остатки корабля покоились на глубине 73 м недалеко от побережья, пока в октябре 1996 года корабль не нашли дайверы. Как оказалось, корабль лежит на дне в вертикальном положении, корабельные конструкции и надстройки возвышаются на 5-10 м над дном. Большая часть вооружения, пушек и пулеметов все еще на месте. Объекты на палубе также все еще узнаваемы, как и навигационные устройства на ходовом мостике. Сейчас крейсер «Зента» является крупнейшим искусственным рифом в Черногории, оазисом для разнообразной морской жизни, в течение многих лет защищенным от посетителей удаленным местоположением и глубиной.

Фотография палубного орудия на затонувшей «Зенте» (наши дни)
Фотография палубного орудия на затонувшей «Зенте» (наши дни)

А что же французский флот? В полдень 16 августа французский флагман повернул линкоры во главе с «Курбэ» на юг, чтобы не подвергаться ночным атакам миноносцев противника. По оценкам Лапейрьера, их пришлось бы отражать в неблагоприятных условиях, так как сопровождавшие линкоров миноносцы уже израсходовали почти весь запас горючего, а английские эсминцы Трубриджа уходили к Дарданеллам. Но больше в этот день столкновений с неприятелем не было, французский флот записал на свой счет первую «победу»: поставленная правительством задача была выполнена, хотя эта импровизированная операция не имела большого значения.

Линкор "Париж" относился к типу "Курбэ", но не участвовал в том бою
Линкор "Париж" относился к типу "Курбэ", но не участвовал в том бою

В истории австро-венгерского флота «Зента» и ее экипаж стали героями. Наверное, отношение наследников Императорского и Королевского флота к этому подвигу можно сравнить лишь с нашим отношением к «Варягу». И тот, и другой приняли бой с более сильной вражеской эскадрой и погибли, не сумев нанести неприятелю какого-либо ущерба. Но, по моему мнению, разница все-таки есть: «Варяг» принял бой по собственному выбору, осознанно выйди из порта и приняв сражение в заведомо невыгодных условиях, и в дальнейшем погиб от рук своего экипажа, а у «Зенты» выбора не было никакого. Это, в общем-то, не умаляет героизм моряков, но… Пусть читатели сами решают и делают выводы. К сожалению, уверен, что найдутся такие которые будут иметь иное, более категоричное мнение, ((.

Французский линкор "Париж" в 1925 году
Французский линкор "Париж" в 1925 году

Что касается французских линкоров, то «не много чести» для них в том, что вместо боя с линкорами и броненосцами Австро-Венгрии они расстреляли слабый бронепалубный крейсер. Но война - не место для благородных поступков и красивых жестов, противник есть противник, каким бы слабым он не оказался.

Зато для линкоров типа "Курбэ" это был бой с реальным противником, а вот линкорам типа «Бретань» за всю войну вообще не довелось вести огонь по вражеским кораблям. На войне редки честные дуэли и поединки равных по силе противников, чаще преобладают бои, в которых противник сумел сосредоточить большие силы на данном участке. Разве не в этом заключается военное искусство?

Австро-венгерский крейсер «Зента» - бесстрашный противник французских линкоров
Австро-венгерский крейсер «Зента» - бесстрашный противник французских линкоров

Подобные случаи неравных боев были нередки и в то время, и позже. Можно вспомнить, как еще в марте 1904 года 2 японских крейсера и 4 эсминца перехватили на подходах к Порт-Артуру русский миноносец «Страшный» и уничтожили его. Или случай, когда в мае 1905 года (после боя в Цусимском проливе) японские броненосные крейсера «Ивате» и «Якумо» догнали русский броненосец береговой обороны «Адмирал «Ушаков» и, пользуясь огневой мощью, в несколько раз превосходившей возможности «Ушакова», потопили его не входя в зону действия русских орудий. Чуть позже уничтожения «Зенты», в декабре 1914 года, два британских линейных крейсера у Фолклендов потопили броненосные крейсера вице-адмирала Шпее, а броненосные крейсера Стэрди "разобрались" с немецкими легкими (бронепалубными) крейсерами. Можно вспомнить и более поздние факты: 17 февраля 1944 года японский крейсер (классифицированный как учебный крейсер, имевший 140-мм орудия) «Катори» был перехвачен двумя американскими тяжелыми крейсерами «Индианаполис» и «Новый Орлеан», идущими в сопровождении двух эсминцев, и в течение 30 минут японский корабль был уничтожен.

Как видим, трудно искать справедливости в боевых действиях, следует лучше готовиться к войне и исключать неожиданности, тогда простым людям не придется проявлять героизм.

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с; Броненосцы типов «Републик», «Демократи», «Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Иностранное военное кораблестроение. Линкоры Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941.; Лорей, Г. Операции германо-турецких сил, 1914-1918/ Г.Лорей – СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 524 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с.; Морская Коллекция 2019 №1 (№232) Трубицин, С.Б. Бронепалубные крейсера типа "Зента"// Морская коллекция. - 2019.-№ 1(№232).- 32 с.; Лисицын, Ф. Крейсера Первой мировой. Уникальная энциклопедия/ Ф.В.Лисицын.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Лисицын, Ф. Все крейсера Первой мировой. Большой военный справочник/ Ф.В.Лисицын.- М.: Яуза: ЭКСМО, 2021.- 448 с.