Считается, что первое произведение известного одесского шулера Анатолия Барбакару – это повесть «Записки шулера», которая вышла в 1997 году. Но еще за 10 лет до этого автором была написана повесть «Эпидемия в раю», которая отдельной книгой вышла в 1991-м, а потом больше никогда не переиздавалась, и о ней вообще никто не знает, даже первейшие почитатели А. Барбакару. И это очень странно, потому что, несмотря на то, что произведение это фантастическое, в нем поднимаются очень серьезные вещи, да и написано оно на достаточно высоком уровне.
Наверняка очень многие знают такого одесского писателя, как Анатолий Барбакару по его книгам о карточных шулерах – «Записки шулера», «Лохом быть неприятно», «Фраерское счастье», «Я – шулер», «Одесса-мама» и еще около десятка других. Правда, в последние годы бывший шулер новых книг не пишет, но зато перерабатывает и издает под другими названиями. Однако и эти «последние годы» закончились лет пять назад, и после 2017 года я не обнаружил ни одной изданной А. Барбакару книги, хоть новой, хоть старой.
Куда он подевался – непонятно.
Ну ладно, дело не в том, куда подевался такой плодовитый писатель, издавший только за 10 лет более 20 книг (включая и кардинальные переделки), и по мотивам произведений которого были сняты два или три популярных художественных фильма. Я не собираюсь освещать деятельность Анатолия Барбакару, и так всем известную по его книгам. А я хочу рассказать об одной его книге, которую и в Интернете не найти было бы, если бы ей не занялся лично я, выложив некоторые ее отрывки на своем сайте.
С Анатолием Ивановичем Барбакару я познакомился еще в 1987 году, когда вместе с ним лежал в инфекционной больнице в г. Одессе – мы оба тогда излечивались от гепатита (желтухи). И вот тогда-то он мне и показал рукопись своей самой первой книги, названия которой он еще не придумал, но позже она вылилась в повесть «Эпидемия в раю». Это было фантастическое произведение, и хоть оно тоже, как и остальные книги, было про шулеров, но все же предпочтение отдавалось именно фантастической фабуле, а шулерские наклонности главных героев повести шли как бы прицепом и особо не афишировались.
Повесть мне понравилась, правда, мне тогда показалось, что концовка несколько смазанная, тем не менее, произведение было написано на высшем уровне, я тогда в этом толк знал, потому что и сам писал фантастику, и даже изредка публиковался в разных советских журналах. Собственно, как два писателя, мы с А. Барбакару и схлестнулись, правда, позже наши пути разошлись, и сошлись снова только в конце 1992 года, когда я случайно встретил его в троллейбусе.
И вот, именно в том троллейбусе я и получил от него изданный в одесском издательстве «Одесса-мама» экземпляр повести «Эпидемия в раю», отпечатанный тиражом в 4900 экземпляров.
Естественно, дома я перечитал эту повесть и с удовлетворением отметил, что в этом варианте концовка пришла в надлежащий для такого относительно серьезного фантастического произведения вид. И в целом повесть вышла просто шикарной, и я очень сильно позавидовал тогда Анатолию – у меня такие объемные вещи тогда писать не получалось.
Однако интересно, что для этого издания А. Барбакару выбрал себе псевдоним – А. Бакар. Непонятно, почему – потом он им никогда не пользовался, и абсолютно все книги выходили под его настоящей фамилией. А вот отчество в «Эпидемии в раю» было указанно настоящее – Иоанович, я не знаю, какое отчество стоит у него в паспорте сегодня, но впоследствии он подписывался только как Иванович.
Ну ладно, дело не в этом. А дело в том, что, к моему великому удивлению, научно-фантастическая повесть Анатолия Барбакару «Эпидемия в раю» за последние 30 с лишним лет так больше издана и не была. Мало того – никаких упоминаний о ней нет и в Интернете. Ну, не просто как бы Анатолий это произведение не писал, но еще и то, что его как бы вообще не существует. Вообще – это вообще, и если бы у меня не было на руках этой книжки, то я тоже о нем не знал бы.
К сожалению, я об «Эпидемии в раю» больше Анатолия не расспрашивал, хотя периодически с ним пересекался до начала 2003 года. Хотя контакты у нас были довольно серьезные, например, в начале 2000-х он мне на целый год одолжил свой второй персональный компьютер, чтобы я смог на нем написать первую свою серьезную книгу. Эту книгу, после того, как она вышла, я подарил Анатолию с дарственной надписью, и вот с этого момента мы больше не встречались, и я даже не знаю его нового адреса.
Но если бы мне снова довелось с ним встретиться, то я обязательно поинтересовался бы у него – почему он так глубоко похоронил свою первую книгу, очень неплохую, между прочим. Я читал множество его интервью и смотрел почти все его выступления по телевизору, но нигде и никогда он об «Эпидемии в раю» даже не намекал.
Странно это всё, но, надеюсь, придет время, и я всё выясню наверняка.
А пока что кратко расскажу, о чем эта повесть. Следует понимать, что писалась она еще в 1980-е годы, и действие в этом произведении происходит ещё во времена СССР, когда не было ни мобильников, ни компьютеров, ни иномарок (самым шикарным автомобилем тогда была «Волга» ГАЗ-24). Тогда полиция называлась милицией, и преступность по нынешним временам была такая мизерная, что ее как бы и вообще не было. Если и была какая-то мафия, то только на Сицилии, слова «рээккет» и «килллер» (слова изменены по цензурным соображениям) были заморской диковиной, а экономика вместе с торговлей была только государственная, то есть социалистическая.
Итак, начинается все с того, что двум молодым одесским шулерам, промышлявшим «по мелочи» на пляжах, поступает очень выгодное предложение от одного странного человека на шикарной «волге». Правда, человек этот хоть и странный, но отнюдь не пугающий, и даже вызывающий доверие, иначе хоть и молодые, но прожженные картежники никогда бы на «заманухи» незнакомцев не согласились бы, особенно на такие подозрительно выгодные. Короче, этот вызывающий доверие незнакомец предлагает друзьям «выезд на гастроли».
Вот отрывок, который может кое-что для начала прояснить:
«Шурик сел, прислонившись спиной к топчану. Уставился на носатого. Тот воодушевился:
- Видите ли, - начал он. - Есть место, где с вами будут играть...
- Гастроли? - не понял я.
- Как?
- Выезд на гастроли?
- Это так называется? - Он не улыбался.
- Куда ехать?
- Видите ли... это пока тайна.
Я кивнул.
- Во что играть? - встрял в разговор Шурик.
Носатый воодушевился ещё больше:
- Во что угодно. Там пока не играют. Вы научите.
- Бред... - сказал я. - Оплачивать уроки будете вы?
- С вами будут играть.
- Ваша доля?
- В каком смысле? - Носатый не давал соскучиться.
- Вы получаете треть от выигрыша.
- А-а... - улыбнулся он. - Я согласен.
Я не знал, что думать. Ненормальный какой-то. Но, с другой стороны, при деньгах. И карты пластиковые...
- Это далеко?
- Ночь езды.
- Надо посоветоваться, - сказал я. - Подождите.
Мы с Шурой пошли в море. Вошли по пояс.
- Он из милиции, - предположил я.
- Нет, - покачал головой Шурик.
- Почему?
- Он не из милиции, - повторил Шурик. С ним бывает. Выдаст что-нибудь и не объясняет. Невозможно выбить объяснение.
- Тогда надо ехать.
Шурик пожал плечами.
- С первого числа выйдет указ о нетрудовых доходах, - напомнил я. - Клуб заглохнет. Надо ехать.
- Можно съездить, - согласился Шурик. - Ничего не теряем.
Я оглянулся. Носатый сидел на топчане, ворошил пальцами ног песок. Поднял голову, улыбнулся нам. Улыбался он здорово. Аферюга. Но, что интересно, я верил: час назад он понятия не имел ни о покере, ни о какой другой игре. Странный он был. И выглядел странно.
Огромный нос начинался с огромного лысого лба. Худой, белокожий, лопоухий, с запавшими глазами и тонкой шеей, он походил на молодого нудного сухаря-учёного. Особенно с этими его «видите ли», «знаете ли».
Мы вернулись к нему.
- Вас как зовут? - спросил я
- Игорь Василь... Игорь, - улыбнулся он.
- Вот что, Игорь. У нас финансовые трудности...
- Не проблема.
- Вы говорите, место близко?
- Ночь езды. У меня машина.
Это нам понравилось.
- Море есть? - спросил Шурик.
Носатый ненадолго задумался. Ответил:
- Есть. Недалеко.
- Женщины? - спросил я.
- Есть.
- Я понимаю что есть. Симпатичные?
- Разные.
- Когда едем?
- Сейчас. - Он был в своём репертуаре.
- Домой надо заскочить, предупредить Лидку, - сказал Шурик.
Я кивнул.
- Оттуда можно дать телеграмму, - вставился носатый.
- Собраться нам надо, как вы считаете? - разозлился я.
- У вас всё будет. Поехали.
- Прямо так?
- Так.
- Поехали, - сказал я, взял вещи и, как был, в плавках, направился к лестнице.
Носатый, нисколько не удивившись, пошёл за мной. Шурик стал натягивать брюки.
...У носатого оказалась "Волга". Последняя модель. Он потихоньку добирал авторитет в моих глазах…».
Ну, короче, наши друзья погрузились в «Волгу» и приехали в странный город, который, впрочем, ничем не отличался от обычного советского курортного городка, и даже люди были там нормальные – обычные советские, вели себя нормально, и общались как люди…
Но вот странность в этом городе просто витала в воздухе.
Конечно, мне хотелось бы пересказать весь сюжет до самого конца, но я знаю, что этого делать не стоит, причем даже намеком. Единственное, что я скажу, так это то, что все закончилось хорошо, и «наши победили».
Для тех, кто хочет ознакомиться с полной версией, советую перейти по этой ссылке: rock-musicland.ru/literatura/barbakaru/epidemia-v-raiu.html
Правда, я еще не успел выложить полный текст повести, но надеюсь в скором времени эту работу завершить.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Олег Маркеев – автор лучших российских полумистических мега-боевиков постсоветской эпохи
«Сокровища Валькирии» Сергея Алексеева – лучший его проект из всего им написанного
«Алые крылья огня» Алексея Бессонова – отличный образец постсоветской авантюрной фантастики
Александр Бушков и неуловимая Пиранья. Приключения морского диверсанта Кирилла Мазура времен СССР
В каждом новом периоде творчества Михаила Булгакова ему доставалась новая жена