Василий Иванович, председатель колхоза “Красный путь” проснулся ни свет, ни заря. Вчера уж ближе к вечеру позвонила секретарша из райкома партии, передала телефонограмму. Первый собирал всех в девять утра у себя в кабинете. Это Василию Ивановичу совсем не понравилось. Неожиданные вызовы в райком не сулили ничего хорошего.
Софья, его жена доила корову. Через открытое окошко, зятянутое марлей от назойливых мух, то и дело слышалось “Стой Зорька! Стой!”. Вот ведь напасть. Корова была неспокойная. При случае и лягнуть могла хозяйку. А другой раз и просто озоровала, возьмет и встанет ногой в ведро с молоком. Хорошо хоть поросята в хлеву есть. Пойдет Софья, выльет им молоко прямо в корыто. Придет домой злая, дойницу намоет, да и обратно додаивать.
Василий Иванович сколько раз говаривал.
- Давай Зорьку в колхоз сведу, другую корову приведу, смирную бабы выберут. Не будешь с ней маяться.
Но Софья даже слушать не хотела.
- Да ты что, ополоумел! Нашу-то голубку, ведерницу, да на ферму. Не думай даже. Молоко-то у нее, как сливки. Да уж не такая она и норовистая. К ней с лаской надо. Подход нужен. Ну бывает, лягнет. Так скотина ведь, не человек.
Софья, бурча что-то себе под нос, вошла в дом. В руках ведро молока. Пушистая пенка, возвышающаяся над ним, грозила вот-вот перевалиться через край и упасть на пол..
- Мухи замучили. Хвост опять пришлось привязать, так переступать начала. Думала дойницу опрокинет.
Василий Иванович благоразумно молчал. Стоило сказать не то слово, Софья мигом взъерошится, найдет тысячи причин, чтоб защитить свою неспокойную любимицу. А спорить с утра совсем не хотелось.
- Давай, мать, корми меня, в район сегодня поеду. Рубашку припаси да костюм. Хозяин вызывает.
Хозяином, между собой, называли первого секретаря. Быстро позавтракал, надел заботливо наглаженную женой рубашку, костюм. На всякий случай прихватил папку с различными сводками, отчетами. Мало ли что потребуется.
Деревня Красный Яр оправдывала свое название. Стояла она на высоком обрывистом берегу Иртыша. К воде приходилось спускаться по извилистой тропинке. Когда сухо, то еще ничего, но как дождик пройдет, так хоть садись и съезжай по глине вниз. Внизу Василия Ивановича ждала лодка . Возле нее прохаживался Мишка, молодой парень, недавно вернувшийся из Армии. Был он у председателя и водителем, и лодочником, и возчиком на лошади.
Райцентр располагался на другом берегу реки. Для Василия Ивановича это было и хорошо, и плохо. Начальство лишний раз в колхоз не приезжало. Машиной на пароме через реку переезжать, это какой же крюк делать. А вот на лодке начальству как-то не солидно ездить. Плохо было в межсезонье, когда и лед не встал, и на лодке не проедешь. Иной раз и пешком приходилось ходить. Неприятно это. Лед прозрачный, под ним вода, темная, глубокая. Вдруг где промоина и все, поминай как звали. Но надо отдать должное, в такое время вызывали редко, вопросы все по телефону решались.
В предбаннике у хозяина собрались все двенадцать председателей колхозов и четыре директора леспромхозов. Все друг друга знали, общались, ждали, когда их пригласят. Секретарша уже успела им сказать по секрету, что приехал хозяин из области, куда его на совещание вызывали. Зачем собрал - она не знает. Но с утра был не в настроении, так что хорошего ждать нечего.
Совещание началось с хорошего. Первый похвалил всех за успешное окончание сенокоса. Год и вправду для этого был удачный, во время прошли дожди, во время стояла солнечная погода. Так что справились с сенокосом все, даже самые отстающие. Но потом началось неприятное. Вызывали первого в область на совещание, где много уделили внимания работе различных общественных организаций. Ну не работают они. Создают, отчитываются и все, дальше никаких действий. В области попало хозяину, здесь он отрывался на руководителях. Поднимал каждого, но мало от кого получил вразумительный ответ. Действительно, на местах было все плохо.
Домой Василий Иванович возвращался не в самом лучшем настроении. Поднялся в гору, идет по деревне. О, на ловца и зверь бежит. Председатель товарищеского суда навстречу вышагивает. Его выбрали уже второй раз. Кляузный мужичонка, любил права качать, законы вспоминать к месту и не к месту, заведовал молочно-товарной фермой в колхозе. Поэтому и выбирали, пусть работает мужик, раз все права знает.
Василий Иванович остановил бедолагу посреди дороги, огорошил прямо в лоб.
- Скажи Петрович. сколько ты провел заседаний товарищеского суда в этом году?
Петрович замялся. Видел, что неспроста спрашивает его председатель. А что скажешь, если ни одного не было.
- Даю тебе сроку неделю. А потом отчитаешься. И смотри у меня. Чтобы все чики-брики было. Работать надо. А то только языком ля-ля-ля.
Озадаченный Петрович побрел дальше, придумывая, кого бы осудить, да отчитаться.
Через несколько дней Василий Иванович уехал в область, выбивать увеличение лимита на запасные части для тракторов и комбайнов, да заодно и соляры. Лимиты колхозу устанавливались маленькие, все время приходилось ходить с протянутой рукой.
*****
- Стой, все равно догоню - орал на всю деревню пьяный Федька, пытаясь догнать убегающую от него жену. Он спотыкался, падал, поднимался и снова продолжал свой бег. Верка , поминутно оглядываясь, не приблизился ли ее муж, искала двор, куда можно забежать и спрятаться, чтобы Федька даже зайти туда не посмел.
Добротный дом Петровича показался женщине надежной защитой, ворота крепкие, высокие. Точно сюда не сунется. Она резко свернула с дороги, забежала во двор, тяжело дыша задвинула задвижку на воротах. Через несколько минут Федька уже ломился туда, ругаясь на всю деревню.
Ничего не понимающий, на шум вышел хозяин дома, увидел Верку.
- Опять Федька буянит? - участливо спросил женщину. Та только головой кивнула. От быстрого бега, а до этого и потасовки с мужем, она даже говорить не могла, только тяжело дышала.
- Федька, ты чего там ломишься. Нету здесь твоей Верки. Усадами на реку убежала. Иди ищи там, а то не дай Бог сделает еще чего над собой. А лучше домой иди, проспись сначала.
Федька, грязно ругаясь, поплелся домой.
Петрович повел женщину в дом. Его хозяйка налила Верке стакан компота, перед этим дала выпить успокоительных капель. Понемногу женщина отошла, перестала вздрагивать от каждого шороха.
- Пьяный пришел. Не понравилось, как я его встретила, как щи на стол подала. Тарелку со щами об угол, да драться полез. Я увернулась да бежать. Хорошо хоть ребятишки у мамы моей гостят. А то бы перепугал их.
- И часто так он тебя гоняет.
- Раньше-то все хорошо было, а тут как с цепи сорвался. Не знаю, что и делать.
Петрович вспомнил нагоняй от председателя. Так вот самое то.
- Не переживай, Вера. Мы его на суд вызовем, как проспится.
-Ты что, на какой суд. Да он после этого совсем зверем станет.
- На товарищеский. Не станет. Быстро мы его приструним.
*****
Через два дня Федька вымытый и побритый, в чистой рубахе предстал перед членами товарищеского суда.
В зале заседаний в конторе собралось еще несколько мужиков, баб. Верка, как на духу рассказала, что муж хотел ее поколотить., что разбил тарелку со щами, грозился кастрюлю одеть ей на голову.
Потом выступали односельчане. Федьке припомнились все грехи, которые тот успел совершить. Одна вспомнила, как тот лет пять назад с колом гонялся за ее коровой, сожравшей всю его капусту в огороде, другая - как в великий праздник Октября он устроил дебош возле клуба, подрался с парнями, да еще и окошко в клубе разбил. Все-все припомнили, ни о чем не забыли. И получилось так, что совсем уж никчемный человек этот федька.
Жена пыталась за него заступиться.
- Да вы что все о плохом, да о плохом. Забыли что ли, как он на тракторе вкалывает, по две нормы пашет. Да и вам усады весной кто пашет. Еще и ни копейки с вас за это не берет.
Но даже это напоминание оказалось против несчастного мужика. Люди начали кричать, что он колхозное добро разбазаривает. Деньги-то не берет, а бутылочку все равно ему ставят за работу. Было непонятно, откуда вдруг такая злость к мужику у односельчан. Стали думать, как наказать его. Кто-то предложил общественное порицание, кто-то сказал, что надо штраф ему дать. Но потом последовало совсем не укладывающееся в голове.
- Да ну его. Всей деревне досадил. Расcтр@@ть его, чтоб другим неповадно было.
Вера заплакала. Просила односельчан одуматься. Что они творят. Ведь дети малые у них. Двое. Чего она одна будет делать. Но ее уже никто не слушал. Люди вершили судьбу и разум их оставил на время. Поставили на голосование. Большинство проголосовало за исполнение приговора. Решили, что закончат это дело завтра. А пока посадили его в темную каморку, где у технички ведра да тряпки хранились, повесили на накладку большой амбарный замок, чтоб не сбежал ненароком. Приставили охранять Мишку, как молодого да сильного. Если что, так он справится.
*****
Василий Иванович приехал из области в отличном настроении. Хоть и не все, но многое удалось выпросить. Не зря съездил. Только вот приехал поздно. Суденышко, которое развозило людей по деревням, уже ушло. Утро ждать придется, да Мишку вызвать чтоб приехал. Устроился на ночь в Доме приезжих. У дежурной попросил разрешения позвонить. На удачу он особо не надеялся. Вряд ли кто в конторе в воскресенье в это время будет. Только вот может техничка убирается. Она бы до Мишки сходила, сказала ему, чтоб встречал с утра у пристани.
Удобно устроившись на стуле, Василий Иванович слушал, как длинные гудки убегали через Иртыш а деревню. Вдруг в трубке Мишкин голос.
- Алло! Кто это?
Что такое. Мишка то как там очутился.
- Миш, ты что ли это? Ты чего там делаешь. Что случилось?
- А я Василий Иванович охраняю тут. Сегодня у нас суд был. Федьку Веркиного судили. Вот и охраняю его, чтоб не сбег.
- Так куда он сбежит. Чего охранять то его. - удивился председатель.
- А его приговорили к расст@@у. Завтра исполнят.
Василий Иванович почувствовал, как у него все похолодело внутри. Ему стало плохо. Попросил у дежурной воды, В голове все закружилось и поплыло. Пришлось собрать все свои силы, чтоб не свалиться со стула.
- Мишка, слушай меня внимательно. Никого к нему не допускай, пока я не приеду. А вот как ты меня-то встретишь, если охранять будешь. Самое главное, чтоб никто его не трогал. Отвечаешь за это.
- Я сейчас до дому сбегаю, брату накажу, чтоб он как рассветет за Вами поехал. Я быстро. Контору на замок закрою и сбегаю.
- Ну смотри, головой отвечаешь.
Еще и солнышко не вставало, еще только-только забрезжил рассвет, а Василий Иванович уже ходил взад-вперед по пристани. По воде дошел звук работающего мотора, хотя лодки еще не было видно. Пока председатель спускался к берегу, лодка причалила.
Мишкин брат, совсем еще пацаненок, ничего не знал об этом деле. Не интересовали мальчишку такие дела. Василий Иванович попросил мальчишку зайти к нему домой, занести Софье сумку, сказать, что он приехал и пошел сразу в контору.
Еще только подходя к правлению, он увидел Верку, которая топталась у двери и о чем то разговаривала с Мишкой. Тот махнул рукой в сторону Василия Ивановича. Женщина с плачем подбежала к нему.
- Василий Иванович, хоть молочка парного с хлебушком разреши ему.
- Погоди Вера, не реви. Отпустим мы сейчас твоего Федьку. Дома и поест молочка.
Председатель зашел в здание, за ним семенила Вера с бутылкой молока и краюхой хлеба. Он приказал Мишке выпустить Федора и привести его в кабинет. Федор вошел, понурив голову, с каким-то обреченным видом.
- Ну что Федя, допился ты видно. Чуть не наворотили дел тут без меня. Ладно я подоспел во время. Зла на людей не держи. Видно досадил ты им всем сильно. Ступай домой. Думаю, что это тебе уроком на всю жизнь будет. И смотри у меня, чтоб Верку пальцем не трогал.
Он смотрел в окно, как уходили эти двое. Вера пыталась ухватиться за мужа, но тот отталкивал ее от себя, видимо сердился, что она без утайки рассказала всему честному миру о его похождениях. Потом, словно почувствовав взгляд председателя, обернулся, приостановился, обнял Веру. Так и пошли они дальше обнявшись.
Мишка стоял в дверях и ждал дальнейших указаний председателя.
- Да, брат. - Задумчиво протянул он.- Вот это поработала общественность. Иди буди Петровича. Мозги ему промывать буду. Чуть не подвел и себя, и меня под монастырь.
Говорят, что Федька с тех пор в рот ни капли не брал. Они продали дом и уехали в другую деревню, подальше от добрых соседей.
Благодарю вас, мои читатели, что заходите на канал, читаете. Спасибо за ваши лайки и комментарии.
Возможно вам понравятся другие мои рассказы