А проживала она в чудесном двухэтажном особнячке в стиле эклектики с элементами барокко. С украшенным лепниной фасадом и маленьким внутренним двориком. Карниз с картушем поддерживают две прелестные кариатиды:
Я люблю этот район. Именно здесь, в Печатниках, всё ещё бьётся сердце Москвы, до сих пор чувствуется дух старого города. Каждый дом здесь - с историей.
Печатников переулок находится между Трубной улицей и Сретенкой. Его название произошло от Печатной слободы 17 века: здесь жили мастера Печатного двора. Начиная с середины 19 века вместо деревянных домов здесь стали появляться небольшие каменные строения, и наш дом с кариатидами - один из немногих сохранившихся. Потому что в веке 20-м все они уступили место большим доходным домам.
Первоначально "Дом с кариатидами" был построен для Н.Ф. Золотарёвой, жены купца Золотарёва. Дом сильно пострадал во время пожара 1812 года.
В 1842 на этом месте построили усадьбу для трёх дочерей мещанина Василия Яковлева – Ольги, Натальи и Авдотьи.
А в 1896 участок и здание купил для себя и своей семьи разбогатевший ремесленник П.С. Сысоев из деревни Сафроново Подольского уезда.
Был он лепщиком, да настолько искусным, что его привлекли к лепным работам в интерьерах знаменитой Филлиповской булочной (здание не сохранилось) и гостиниц "Метрополь" и "Аврора". Так он разбогател - благодаря своему таланту и трудолюбию.
И смог купить себе этот маленький изящный особняк, во дворике которого устроил себе лепную мастерскую и вырыл артезианский колодец.
Пригласив архитектора Зубова, Сысоев с его помощью перестроил дом и украсил его внешний фасад кариатидами и другими элементами лепного декора - сделав его таким образом рекламой своего мастерства:
Кариатиды на фасаде держат купидонов, которые, в свою очередь, держат в руках ампирный картуш с вензелем "ПС" (Пётр Сысоев).
В результате, особняк превратился в настоящую жемчужину, стал украшением Печатникова переулка (листайте галерею):
Рекламный ход оказался успешным, работа мастера пользовалась спросом.
А вензель "СП", помещённый Петром Сысоевым в центре фасада, сохранился до сих пор:
После революции здание площадью всего 50 квадратных метров превратили в многоквартирный жилой дом: в нём проживало около 30 человек. Затем в здании размещались различные городские структуры.
В советские годы в особняке часто снимали кино. Самый известный пример – экранизация Леонидом Гайдаем романа "Двенадцать стульев": в этом особняке проживала Эллочка-людоедка. И.Ильф и Е.Петров поселили Эллочку в Варсонофьевском переулке, но там Л.Гайдай, видимо, не нашёл подходящего здания, и он поселил Эллочку в нашем особняке в Печатниковом переулке.
Именно сюда в поисках одного из стульев пришёл Остап Бендер. В 1971, когда снимался этот фильм, фасад здания был жёлтым:
С начала 2000-х дом с кариатидами медленно разрушался. Особенно сильно он пострадал от последнего арендатора: незаконно были разобраны перекрытия между этажами и повреждены несущие конструкции. В результате - трещины от фундамента до крыши, просевшая кровля. Были уничтожены печи на первом и втором этажах, а также часть лепнины.
Остановить беспредел удалось активистам Архнадзора, которые вызвали полицию и представителей Москомнаследия.
Реставрация длилась примерно год и была завершена в 2013: в "Доме с кариатидами" работала команда реставраторов, которые тщательно изучали архивные фото и документы, выясняли химический состав стройматериалов, исследовали краски фасадов и интерьеров. Теперь здание выглядит так, каким оно было при Петре Сысоеве. Даже окна сделали деревянными, а не пластиковыми!
Легенда о кариатидах
Кариатиды - жительницы пелопонесского города Кария. Они кажутся нам прелестными и беспечными. На самом деле это рабыни, занятые непосильным трудом.
Вот какую историю поведал нам в своём трактате римский архитектор Марк Витрувий Поллион (вторая половина 1 века до н. э.):
Пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями-персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.
И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жён в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан.
Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.
Марк Витрувий Поллион (вторая половина 1 века до н. э.) "Десять книг об архитектуре"
Адрес особняка с кариатидами: Печатников пер., д.7.