Очень неожиданной была стоимость билетов!
Но не только…
Кордебалет притих!
Представляете, в прошлый раз я располагалась на верхнем ряду верхнего яруса, и меня неимоверно раздражал стук пуантов об пол. Теперь - гораздо ближе к сцене и ничего не слышу! Ну, разве что пару раз и совсем чуть-чуть. Линолеум поменяли или репетиторов?..
Первая сильфида — Елизавета Крутелева
Две сильфиды — Ольга Кишнева и Станислава Постнова
Мне понравились все!
Сильфида — Анастасия Сташкевич
Если кордебалет меня просто удивил, то Сильфида — не просто, а исключительно.
Полтора года назад мне показалось, что лесной дух слегка не в духе. Зато теперь хорошее настроение так и накатывает волнами прямо в зал! Сильфида Анастасии Сташкевич порхает по сцене легко,естественно и беззаботно, многие зрительницы, наверное, позавидовали: хотелось бы тоже забыть об условностях «цивилизованного мира», видишь ягоды в лесу — возьми и сорви, видишь Джеймса — тоже...
А потом мне стало по-настоящему страшно. В конце. Нет, сначала я судорожно вспоминала либретто — может, там какой-то другой персонаж появляется? Не может же человек в один момент постареть на двадцать лет!
Когда Сильфида теряет крылышки, а потом и сама падает на руки подруг, лица никто не видит. Ее поднимают, и — ужас! Желтая, как пергамент, кожа, мертвые глаза. Незрячие — это другое, здесь глаза, из которых уходит жизнь. У моей кошки были такие, когда ей оставалось несколько часов — устремленные в вечность.
Позже мне пришло в голову, что это еще и блестящая работа оформителей. Дамира Исмагилова не зря называют кудесником света. В одну секунду превратить игривую Сильфиду в мрачное привидение— большое искусство.
Джеймс — Дмитрий Смилевски
Когда молодой человек лихо проскакивает все ступеньки балетной иерархии ина четвертом году после училища занимает высшую из них, это не может не вызывать повышенного внимания. А если он еще и выходец из очень известной балетной семьи…
Увы, приходится признать:
Дмитрий Смилевски если не готовый балетный принц, то уж точно граф. Джеймс, на мой взгляд — самая подходящая для него партия,много прыжков и мало поддержек. Прыжок великолепный — легкий, пружинистый, и очень высокий, чуть ли не под люстру! И в некотором роде самозабвенный… Под конец туфли слетели, так он даже не обернулся!
Можете поискать записи в Интернете. У юного премьера внушительная «группа поддержки», наверняка кто-нибудь снимал, хоть это и запрещено.
Эффи - Мария Шувалова
Ну, что я вам скажу… Весьма недурно.
Барышня совсем небольшого роста, едва достает до плеча и Джеймсу, и Гурну, хоть они оба — не баскетболисты; это большое преимущество — партнерам же ее носить! Говорят, она уже исполняла главные партии в петербургском Михайловском и в Новосибирске, благо на оба театра имеется один директор.
Из чистого любопытства: посмотрите первую страницу программки. Не там, где состав исполнителей, а где совет попечителей.
Гурн — Игорь Пугачев
Наш старый знакомый! Хоть и совсем еще молодой. С тех пор, как я вам рассказывала про его Гурна в позапрошлом сезоне, он успел побыть Абдерахманом в «Раймонде» (я видела) и Спартаком в Уфе (это мимо, автор не может быть во многих местах одновременно). С одной стороны, можно за него порадоваться. С другой стороны - талантливый, добросовестный и безмерно обаятельный артист уже седьмой год в кордебалете. И дальше что?
Пожалуй, от снятия с репертуара «Светлого ручья» и «Пламени Парижа» Игорь Пугачев — один из главных пострадавших, обе бравурные партии ему безусловно подходили. Две трагические выше, мне кажется, «на вырост» - не с технической точки зрения, а просто потому, что они предназначены для людей, успевших многое пережить. А тут такая безмятежная улыбка... Ну да, есть еще «Лауренсия» в Михайловском. Или уже нет?..
Но Гурн был, как всегда, добродушным, непосредственным, пластичным и притягивал к себе внимание, даже стоя в уголке и вроде бы ничего не делая.
Колдунья Мэдж — Михаил Лобухин
Признаюсь, мне больше нравится, когда эту партию исполняют женщины, ради художественной достоверности. В самом деле, мужички разве способны такой хитроумный план сочинить, с заколдованным шарфиком? Куда там, у них же только «размахнись, рука, раззудись, плечо»…
Нет, злая фея Карабос в «Спящей красавице» - другое дело, она в некотором роде лицо потерпевшее, да и вся история со счастливым концом.
Однако в деталях предчувствие меня не обмануло.
Помните, я вам рассказывала про «Анюту», где Михаил Лобухин в образе Артынова настолько эффектным жестом подзывает официанта, что и с галерки можно оценить?
У колдуньи Мэдж как раз вся хореография – на пальцах рук, каждый из них танцует сам по себе, и все вместе – на редкость выразительно. Смотреть в бинокль непременно!
- В первом действии колдунья греет руки у камина, вкрадчивыми движениями то ли вызывая дух только что исчезнувшей в нем Сильфиды, то ли, наоборот, изгоняя его.
Кстати, почему создатель балета именно туда ее посадил? Возможно, Мэдж – это постаревшая Сильфида? И Джеймсу еще очень повезло, что его союз с неземным существом оказался расстроен?
P.S. Оказывается, и маститым критикам приходит в голову та же мысль...
- Второе действие начинается с большой стирки. В огромный котел колдунья бросает серенькую тряпочку, а достает спустя некоторое время белоснежную вуаль.
Знаете, что мне это напомнило?
Кто-нибудь застал такой пережиток прошлого, как бак для кипячения белья?
У меня сохранилось аж два! Еще нужны деревянные щипцы, но у нас была плоская палка, тоже деревянная. Когда белье при высокой температуре норовит выскочить из бака, нужно его палкой загнать назад, и еще провернуть, чтобы равномерно все отстиралось.
Вот этим и занимается наша ведьма, которая в исполнении Михаила Лобухина представляет собой зрелище печальное – согбенная спина, всклокоченные волосы, нетвердая походка. (Я сидела близко, и мне было видно, что он не полной стопой опирается на пол, а только носком. Должно быть дико трудно таким манером передвигаться продолжительное время). А совершенно жуткого песочного цвета лицо! Я очень надеюсь, что это не грим, а синтетическая маска, как в кино показывают, иначе можно вовсе без кожи остаться.
Тут бросается в глаза некоторое несоответствие:
К шамкающему рту с истерическим смехом, к разбитым подагрой ногам прилагаются умные и умелые руки атлета, деловито проворачивающие содержимое котлас такой силой, как будто там не один маленький шарф варится, а целый прачечная работает. Может быть, так задумано?
Возможно, Мэдж только притворяется немощной старушенцией, чтобы ввести возможных обидчиков в роковое заблуждение?
И снова колдовская пляска – Мэдж стоит над костром, и каждый ее палец угрожающе двигается сам по себе. Потом зачерпывает половником адскую смесь и одаривает своих подручных.
Какие же у них луженые желудки! Попробуйте (теоретически) выпить мыльный раствор после кипячения белья, что будет?
А теперь вопрос «насмотренным» зрителям:
- Что обычно делает Мэдж в самом конце спектакля? Серьезно, я никогда раньше так близко не сидела и не могла разглядеть – она вообще что-то делает? Или просто так стоит?
Здесь колдунья перешагивает через рухнувшего без чувств Джеймса, кокетливо приподняв юбки; достает из кармана отвалившиеся крылышки Сильфиды и бросает их на землю, примерно с таким же отвращением, как Визирь из «Легенды о любви» - накидку Ширин, укравшей красоту обожаемой им царицы.
Конечно, у каждого зрителя свое представление о том, каким должен быть этот персонаж. Мне показалось, что за счет гротескного исполнения этот образ врезается в память, но выходит скорее комическим, не зловещим.
Нет, все же мстительные дамы намного опаснее!
И совсем отдельно:
Недавно мне довелось услышать от лица, казалось бы, воспитанного и разумного: «Что касается Мэдж, тут далеко ходить не надо… В метро спуститесь, вы найдете кучу образов, там каждая третья ведьма…»
Старость редко бывает благообразна, и ждет она всех, кому не повезет рано закончить свои дни, как воздушной Сильфиде. Так говорить не стоило.
Ссылку на официальную запись не даю, в надежде на возвращение к здравому смыслу.
Предыдущие статьи о разных театрах здесь,
Про разные города и страны — тут.