Найти тему

Две «Сильфиды» в Большом

До последнего времени «Сильфида» в Большом ускользала от меня, как и положено изменчивому духу лесов. Поэтому, когда объявили два дебюта в главных партиях – Алексей Путинцев и Клим Ефимов, решено было на оба и пойти!

И еще мне был очень интересен Гурн – Игорь Пугачев. Дело в том, что партию Гурна я вообще плохо себе представляла; почему-то мне казалось, что она целиком пантомимная и предназначена для танцовщиков на склоне лет. А тут еще «друзья балета» написали, что у него была травма… Конечно, я стала беспокоиться!

Потому с него и начнем – слава Богу, все хорошо. И персонажу есть, где попрыгать, и танцовщик в наилучшем настроении. Вообще надо вам сказать, что проникнуться расположением к Игорю Пугачеву можно, просто заглянув на сайт – у него такая обезоруживающая улыбка!

Я раньше видела его только в современных балетах – «Пламя Парижа», «Светлый ручей», и еще в «Спартаках» в прошлом сезоне он лихо носился по Аппиевой дороге первым среди трех пастухов, к большому удовольствию зрителей.

А здесь – самый что ни на есть классический балет. Вот я гляжу с верхнего яруса на эту компанию балетных шотландцев; последняя нота прозвучала, они встали один за другим, рука над головой… И знаете, что мне пришло в голову? Помните, я рассказывала про встречу в «Театральной гостиной» с Михаилом Лобухиным, еще зимой «друзья балета» устраивали? Повезло мне, что премьер Большого в кресле спокойно сидеть не может, он постоянно вскакивал и что-нибудь показывал – вот так положено стоять в балетах Баланчина, а вот этак – в старорежимных…

И вот я вчера смотрю на Гурна во втором ряду – точно такая же слегка залихватская поза, изящный изгиб руки, и даже кисть так же вывернута. И все движения очень ловкие и привлекательные без нажима. Стоящий впереди него Джеймс немного отдыхает, если говорить честно. И весь рисунок роли очень хорошо выверен. Как он застенчиво упирался, когда колдунья Мэдж толкала его на сватовство к Эффи, у меня эта сцена прямо перед глазами стоит.

Вы знаете, я теперь стараюсь не пользоваться скобочками, смайликами и прочими «стилистическими костылями» - читатели правы, это лишнее. Но когда я это пишу, то не могу сдержать улыбку. Приятно же, когда человеку так нравится его работа!

«Насмотренные» зрители, может, приходят проверить, как танцовщик в 5 позицию прыгает. Я – нет. Я прихожу, чтобы после спектакля у меня настроение было лучше, чем до. Поэтому я очень надеюсь, что одно «Пламя Парижа» в июле достанется Игорю Пугачеву. Ну хватит уже человека мариновать! Да и зрителям в свете непростой обстановки заряд веселья не помешает.

Переходим к дебютам.

Тут тоже все хорошо – прыгают высоко, как в буклете указано, по правилам датской школы.

Ну, может быть, Клим Ефимов мне показался более перевоплотившимся в своего героя, такой тонкий / гибкий молодой человек романтического склада, плакучая ива, если она бывает мужского рода.

Алексей Путинцев произвел на меня впечатление несколько отстраненное.

Я видела и раньше – я вам рассказывала, «Парижское веселье», и еще в «Лебедином озере» он танцевал шута на открытии сезона. Великолепно танцевал – это я не на свое скромное суждение опираюсь, а сужу по бурным аплодисментам «насмотренной» публики, стремительно все положенное отпрыгал, легко отлетал, круто открутил… Блеск, без преувеличения! И все время меня не оставляла мысль – ну какой же он шут? Определенно он за что-то разжалован из принцев. Или без всякой причины. Есть какая-то тайная горечь во всех его движениях. И здесь тоже, ему и Эффи с самого начала не особо интересна, да и Сильфида тоже. Может, Зигфрид будет ему впору, если найти миниатюрную Одетту?

Нет, я понимаю, что главные-то в этом спектакле – сами Сильфиды. Но к ним у меня не было вопросов:

Анастасия Сташкевич танцует эту партию почти 10 лет.

Как я и ожидала, она – добропорядочная, невесомая и ненавязчивая Сильфида, только немного утомленная однообразием долгой лесной жизни.

Зато ее почти не слышно, в отличие от сильфидного кордебалета.

Вот к ним у меня вопросы есть! Ну нельзя же так клацать пуантами об пол! Может, в старых записях просто убирают этот звук? Или настил раньше был другой? В общем, никакого ощущения потустороннего мира у меня не возникло. Ну извините, как чувствую, так и говорю…

Екатерина Шипулина – тут дело другое.

Как и в случае Алексея Путинцева, каждый раз я не могу отделаться от ощущения – все прекрасно, но только это не ее партия. К примеру, Эгина – вот казалось бы? Но нет, не получается… Может, это мой взгляд не с той стороны… А здесь - опять же звук! Ну невозможно же, когда лесной дух прыгает довольно скупо, а приземляется с таким стуком, что просто вздрагиваешь! Скажу честно, я очень удивилась, когда увидела состав исполнителей. И только прочитав буклет – не зря же я их всем советую, там есть кое-что полезное! – так вот, хореограф подчеркивает, что до самого конца Джеймс даже не дотрагивается до Сильфиды, она все время порхает, из-за чего волшебный шарфик-то и понадобился. То есть каждый сам по себе, никаких поддержек с опасностью потянуть спину. Ну тогда ладно…

Колдунья Мэдж - в порядке поступления - Геннадий Янин и Кристина Карасева.

Мне всегда больше нравится, когда эту партию исполняют дамы. Все-таки красота - эта страшная сила, особенно, когда она сила зла!

Там, конечно, еще есть много народу, но я не могу не упомянуть Анастасию Денисову, она была как бы вице-сильфидой. Вот ее совсем не слышно. Может, потом повысят до настоящей Сильфиды?..

А также:

Предыдущие статьи здесь

О разных городах и странах — тут. Если кто-нибудь заглянет на форум и что-нибудь разумное напишет, это будет полезно

А еще у меня теперь есть канал «За чистоту русского языка».