Сегодня мы читали в храме три отрывка из Священного Писания. Евангелие, относящееся к сегодняшнему воскресному дню, Евангелие от Луки, повествует нам о том, как Господь говорил притчу о сеятеле, которая, конечно, имеет в себе сложное иносказание, поэтому Господь решил её истолковать для Своих учеников. Большинство из нас, конечно, эту притчу хорошо знают, но можно было бы в неё даже кое-что и добавить. Видимо, в те времена это было неактуально.
Притча начинается с того, что вышел сеятель сеять семя свое. <…> Иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (Лк. 8, 5). Можно было бы добавить, что оно было вообще никем не замечено, никто на него не обратил никакого внимания, а определённая часть людей прошли мимо. Слово Божие не только людьми попирается, а часто вообще не замечается и не производит на людей никакого впечатления. Можно было бы сказать, что иное упало вообще на асфальт и никаким образом не проросло. То, что таких слов в Евангелии нет, наверное, связано с тем, что в древности по такой милости Божьей не было ни книг, не было ни газет, не было ни радио, ни телевидения. Сердце и ум человека были открыты всякому восприятию. Люди общались между собой, питались какими-то слухами, это всё обсуждалось. Время от времени какие-то стихийные бедствия их посещали или войны. А теперь, к сожалению, на каждого человека даже с очень ограниченными возможностями восприятия обрушивается такой вал всяких сообщений, что, переваривая это, человек просто не справляется. Человек от этого перегружен, некоторые от этого даже с ума сходят. Представьте себе, плюс к тому, что человек переваривает всякие новости, информацию, он ещё живёт в таких больших городах, где каждому приходится встречаться (мельком, конечно) с тысячами людей. А ведь у каждого человека внутри свои заботы, свои проблемы, свои скорби, своя злость, своё горе. Сердце человека на это тоже реагирует, поэтому в этом всём потоке слово Божие совершенно не замечается. Человек занят чем-то таким своим.
Как ребёночек, слышите, пищит, он занят своими мыслями. Что в храме происходит, в него это не может войти даже ни прямо, ни как-то подспудно. Потом постепенно он начнёт прислушиваться, а так он занят своими мыслями, он играет, сам с собой разговаривает, издаёт какие-то звуки. В положении такого ребёночка находится всё человечество. Если бы сейчас пришёл Христос, Он бы совершенно никем бы не мог быть услышанным, это совершенно ясно. Это никак невозможно. Даже если каким-то образом удалось бы прорваться к какому-то средству массовой информации, всё равно в этом потоке такая новость осталась бы незамеченной.
Конечно, назидание этой притчи, которую Он рассказал, не уменьшается, от того что в наше время можно её расширить и добавить. То, о чём она сказана, это актуально всегда. Применять её к нашей жизни или к той жизни, которая будет ещё после нас, когда поток ещё больше увеличится, можно будет всегда, потому что каждая притча – о человеке и о взаимоотношении человека и Бога. Церковь, все люди Божии, которые пришли к Богу, все мы, всегда будем нуждаться в том, чтобы Церковь нам всё это пересказала на наш язык современный, в котором мы живём, чтобы нам было понятно, что Господь от нас ждёт. Тогда, две тысячи лет назад, Господь это объяснил Своим ученикам. Мы нуждаемся в дополнительном объяснении, но надо тоже понимать, что хотя само объяснение нужно каждому человеку, каждому человеку нужно иметь перед собой не только категорический императив, например: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14), а можно ещё ему объяснить, почему этого нельзя делать. Объяснить так, чтобы он понял, что из этого проистекает, какие этому будут последствия, что в результате ждёт его душу, как это отразится на его семье и так далее. Хорошо человеку это знать. Это, конечно, нигде не проходят в учебных заведениях, самому додуматься до этого можно, но понятно, что это всё труднее. Всегда легче какую-нибудь формулу заимствовать из задачника, учебника, чем вывести её самому. Хотя, понятно, есть набор каких-то аксиом, а они, собственно, очень простые: что есть Бог, есть загробная жизнь, есть суд Божий, Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8) и хочет нас видеть такими же, достойными этой любви, чтобы в нас тоже действовала любовь Божия. Вот, собственно, и всё, а всё остальное на этом уже строится. Если человек это выбирает и хочет к этому стремиться, ему нужно над этим трудиться. В этом-то и заключается большая трудность, потому что даже если человек теоретически это усвоил, сделать это невозможно. Для человека без самой же помощи Божьей это очень трудно. Как себя понудить, как себя заставить, даже если человек внутренне соглашается со всем тем, что ему предписывает вера, даже если соглашается сразу?
Поэтому эта притча как бы констатирует: Иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8, 5-8) Это имеет отношение к духовному, внутреннему уху человека. Мало услышать, мало согласиться с тем, что это правильно, это истина, это хорошо, нужно уметь и иметь возможность этому последовать. Что этому препятствует? Препятствует себялюбие. Человек всё-таки всегда стремится так устроить свою жизнь, чтобы ему было комфортно, легко, хорошо, приятно либо наименее неприятно.
Если человек вошёл в помещение, где какой-то неприятный запах, он не может изменить атмосферу в этом помещении, но он может зажать себе нос. Тоже некоторое неудобство, но всё-таки не так неприятно, как вдыхать какое-то зловоние. Он выходит из этого положения. Есть более трудный путь: поискать, откуда исходит это зловоние, извергнуть источник этого зловония, потом всё вымыть, пропылесосить, может быть, потом сделать какой-то ремонт. Это всё очень трудно, гораздо проще зажать себе нос. Это элементарно. Человек идёт всегда вот таким путём, а Господь хочет, чтобы человек шёл не путём наименьшего сопротивления, а таким, чтобы устранялась сама причина греха. Здесь зависит от выбора самого человека, от его воли, а больше всего – от любви к Богу. Конечно, сначала вера. Если человек не верует в Бога и Богу, то как и ради чего он что-то такое может совершить? Поэтому человек совершает ради себя. Себя-то все любят, поэтому для себя совершают, а это часто противоречит Промыслу Божию, заповеди Божьей и так далее. Поступает ради себя, потому что если бы человек знал Бога, любил Бога, относился к Богу, можно сказать, по-человечески, он бы так по отношению к Богу не поступал. Ему было бы перед Богом стыдно, он бы боялся разрушить свои взаимоотношения с Богом, он бы берёг свою совесть. Такое нечувствие Бога и неверие Ему и рождает всякие склонности к прегрешениям, грехам, к преступлениям и смертным грехам. Почему? Потому что выбирает самого себя, не ценит любви Божьей. Недостаток веры, потому что нет ещё доброй почвы.
Слово Божие сеется во всём мире, все люди приблизительно, но всё-таки находятся в равных возможностях, потому что Евангелие и вообще вся Библия переведены на все языки мира. В интернете существует на всех языках мира текст Священного Писания. Даже если ты не хочешь купить Священное Писание или тебе дорого, ты всегда можешь оплатить сеанс в любом интернет-кафе. Если сам не умеешь пользоваться, тебе лень учиться, попроси соседа, он тебе тут же найдёт на любом сервере на любом языке текст. Пожалуйста, посиди часок, почитай, это тебе дешевле дешёвого обойдётся. Если только тебе это нужно. Человеку обычно это не нужно. Достаточно в любое библейское общество любой страны просто письмо написать, и то тебе пришлют. Напиши, что у тебя нет денег, хотя, если нет денег, в июле месяце на месяц сдай свою комнату, поживи во дворе – и на эти деньги ты купишь себе не только Библию, а всё что угодно. Новое пальто можно купить, никаких проблем. Часто люди даже для самих себя не хотят палец о палец ударить, как-то пораскинуть палатой и вообще что-то сделать. Говорит: “Церковь далеко, мне тяжело ехать, автобус ждать”. Телефон есть? Ну так вызови такси туда и обратно, тебе в сто пятьдесят рублей это обойдётся в один конец. Сто пятьдесят рублей – это дорого. А сколько у тебя пенсия? Пенсия – две тысячи. В течение года выкроить сто пятьдесят рублей на такси, чтобы приехать в церковь причаститься у тебя нет возможности? Ну продай что-нибудь. У тебя ковёр есть двадцатилетней давности, ну продай его за сто пятьдесят рублей, а может быть, и двести дадут. И пыли будет меньше в доме, и съездишь причаститься. Тебя же в гробу не завернут в этот ковёр. Человек выбирает то, что ему удобно, он не хочет вообще никаких усилий делать, он лучше поклянчит. Вот сидит мужик – таджик – молодой, здоровый, ничего у него не болит, здоровье, как у быка. Ну как можно на холоде сидеть целыми днями, представляете? Я бы давно умер или меня скрючило бы от радикулита, а он, южный человек, сидит. Почему? А ему так проще, его так воспитали. Чем ломом шевелить, лопатой, я уж не говорю мозгами, он будет сидеть, съёжившись, с ресничками вверх. Это тоже работа, посиди вот так, не каждый может. У некоторых такой темперамент, что не может вот так сидеть. Была даже женщина, говорит: “Я не могу без дела сидеть. Мне надо что-то мыть, чистить, штопать, приставать к внукам, звонить снохе, убеждать её, что она неправильно детей воспитывает, как-то всё время что-то шебуршить”. А человек может часами, годами сидеть, потому что он с детства так привык. И ребёночек при нём тоже учится этой жизни, он другой жизни не знает. Вместо того чтобы хоть что-то такое сделать.
При тех же равных условиях, потому что все люди произошли от Адама, но один народ запускает ракеты в космос, а другой, как и три тысячи лет назад, ловит рыбу и больше ничего не умеет. Один народ создаёт высочайшую литературу, как германский, а другой не может создать даже письменности. Такую простую вещь, как обозначить звуки своего языка каким-то алфавитом. При одних равных условиях, ведь нельзя сказать, что один народ глупый, а другой народ умный. Нет, генетически всё одинаково. Любого можно взять и развить. Условия советской действительности это показали. За три поколения возникло плохенькое, но какое-то Казахское государство. Кочевники, которые вообще до этого жили в юртах, у них теперь и президент, и машины, атомные электростанции. Да, их построили другие люди, но их научили пользоваться. У них алфавит, письменность, они стихи сочиняют, у них какое-то подобие культуры возникает и так далее. Во всяком случае, какая-то государственность, какие-то учебные заведения, способность к жизни самостоятельной. Сто лет назад это просто были вот такие юрты, люди не могли себе даже дом построить из дерева или из камня, только из шкур животных, как и пять тысяч лет назад, и десять тысяч лет назад. За три поколения оказалось, что можно научить. Казах что, глупее русского? Да ничего подобного, но одно дело смотреть в небо на звёзды, а другое дело работать. В этом всё и дело.
В духовной жизни абсолютно то же самое. Почву своего сердца, эту каменистую, эту пыльную дорогу, запылённую всем тем, что в мире творится, это мерзкой пылью, куда зерно падает и как бы исчезает (птичка раз – и улетела), можно удобрить, можно увлажнить, можно туда внести удобрения, можно вскопать, можно ухаживать за этими семенами. Так и мы, приняв слово Божие в себя, можем ему последовать, а можем его затоптать. Очень часто мы, к сожалению, грешим сознательно, совершенно твёрдо зная, что это грех, это нехорошо, это неправильно, это против Бога, и мы всё равно это делаем. Мы сами затаптываем эти семена слова Божия в нашем сердце. Другой человек этого не знает, его даже обвинить в этом нельзя, потому что ему неведомо. Но нам ведомо, Господь Своим ученикам эту притчу истолковал. Мы тоже, раз мы собираемся в Церковь, в эту школу, духовную врачебницу, то значит мы ученики Христовы. Хоть и нерадивые, и не очень памятливые, но тем не менее. Всё-таки мы не греться сюда приходим и музыку слушать. Вместо того чтобы дома лежать и телевизор смотреть, здесь стоим, и даже присесть негде, для всех мест нет. Раз мы так мучаемся, так трудимся, едем куда-то спозаранку в выходной день, некоторые с детьми, значит нам это нужно. Представьте себе, их надо одеть, нужно их привести, нужно тут за ними хорошо ли, плохо ли, следить, значит всё-таки хотим что-то вырастить и в них, и в самих себе. Это же очевидно, что хотим. Чтобы это действительно произошло, нужно обязательно стараться сердце своё раскрыть навстречу вот этому семени, чтобы произошло это, чтобы оно действительно дало бы плоды в нашем сердце, чтобы наша жизнь менялась. Чтобы, если мы понимаем, что вот это хорошо, а это плохо, даже при всём нашем желании совершить что-то нехорошее, чтобы мы этому не следовали. Чтобы мы обратились к Богу и с Его помощью победили бы в себе это греховное желание.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/