Найти тему
УЧЕБНИК ЖИЗНИ

Краткая всемирная история проституции

Проституцию не зря называют древнейшей профессией. Она была всегда. И, хотя даже самые древние источники упоминают о том, что этим делом промышляли представители обоих полов, но все-таки исторически сложилось так, что самым массовым во все времена был классический вариант, когда клиент – мужчина, а проститутка – женщина.

Такой вариант предопределен самой природой. Поскольку самцу не предстоит вынашивание и рождение потомства, то природная целесообразность требует от него хоть как-то поучаствовать в непростом деле продолжении рода помимо одного только оплодотворения. Конечно, самый надежный вариант – это когда самец после спаривания остается рядом с самкой и оказывает ей всяческую поддержку до рождения потомства и обретения им способности к самостоятельной жизни.

В человеческом обществе такой вариант отношений именуется браком – законным или гражданским. Но не всегда самец способен на подобное поведение. Например, в силу неразвитости головного мозга, как это имеет место у насекомых. И тогда вступает в действие другая модель. Маленький черный паучок каракурт подкрадывается к самке, которая крупнее его в десять раз и при этом обладает гадким характером: норовит сожрать ухажера.

И маленький паучок должен незаметно подобраться к избраннице, чтобы, зажав ей пасть всеми своими лапками, пробить специальным коготком ее хитиновый покров – в любом месте, специального входа нет – и впрыснуть под кожу, то есть, под хитин, свою сперму. Вот и вся любовь. От удовольствия лапки у самца слабеют, пасть у красавицы высвобождается, и паучиха все-таки съедает своего воздыхателя.

Но ведь она это делает не для себя. Весь полученный таким образом белок несчастного (или счастливого) отца пойдет на образование потомства. А, например, у самца богомола эякуляция вообще не происходит, пока у него есть голова. И только когда самка ее откусывает, процесс начинается. И в то время, как партнерша постепенно поедает своего ухажера, его половые протоки продолжают сокращаться, заталкивая сперматозоиды в самку.

Самые биологически близкие к человеку из ныне существующих животных – шимпанзе бонобо. Наш геном совпадает с ними на 93,6 %. Бонобо менее агрессивны, чем прочие шимпанзе и в своем поведении проявляют больше свойственных человеку черт. Центральную роль в социальной жизни этих обезьян играет спаривание, которое заменяет и вытесняет агрессию. Половой акт используется и в качестве приветствия, и в качестве средства формирования социальных связей, и для разрешения конфликтов.

Бонобо являются единственными приматами, которые участвуют во всех сексуальных позициях и видах секса: лицом к лицу, генитального секса, поцелуи с языком, оральный и однополый секс. Если самцу бонобо дать банан, то это он должен совсем уж оголодать, чтобы съесть его. Как правило, он отнесет его самке и взамен сразу получит соответствующую благодарность. Вот она, модель поведения, доставшаяся нам от природы.

Обратите внимание: у нее в руке - подарок.
Обратите внимание: у нее в руке - подарок.

В Шумере, древней области в Южной Месопотамии на территории современного Ирака, которая множеством исследователей считается колыбелью человеческой цивилизации, проституция была точно. Упоминание о ней содержится, например в шумерском эпосе о Гильгамеше, где повествуется о храмовой проституции. То есть – святое дело было! Услуги оказывались прямо в храме, а оплата шла служителям культа.

Шумерские глиняные таблицы начиная с 2400 года до нашей эры содержат тексты, из которых следует, что храмовые богини любви считали себя ответственными за проституток, работающих в гостиницах и тавернах, а также за занимающихся проституцией мужчин. Некоторые мужчины-проститутки были евнухами, кастрировавшими себя в знак полного подчинения богине любви.

В знаменитом Кодексе Хаммурапи, первом известном нам полном своде законов, защищались в числе прочего и имущественные права женщин, включая проституток. При этом были четкие различия между обычной проституткой и храмовой. Репутация последней охранялась тем же законом, который защищал доброе имя замужних женщин. Кодекс называл храмовую проститутку «сестрой бога» или «посвященной женщиной».

Согласно иудейским законам проституция была запрещена, тем не менее в Древнем Израиле она была распространенным явлением. Упоминания о проститутках, «блудницах», встречается в Ветхом завете. В частности, там упомянута иерихонская блудница Раав. Первым, кто ввел налог на занятия проституцией, был афинский законодатель Солон в седьмом веке до нашей эры. При нем возникли бордели, «диктерионы», где трудились главным образом рабыни, которые стояли у входа нагими для завлечения клиентов.

- Изя, ты таки помнишь свой первый секс? - Конечно! - И шо оно было? - Дороговато...
- Изя, ты таки помнишь свой первый секс? - Конечно! - И шо оно было? - Дороговато...

Бордели располагались на окраине города, в пустынных и отдаленных местах, у рынка, гавани. Основными клиентами были купцы, моряки и неженатые молодые люди. Проституцией занимались и женщины «смежных» профессий, например танцовщицы, особенно если они были рабынями. Существовали также мужчины-проститутки и мужские бордели.

Высшим слоем проституток были гетеры, что буквально означало «подружки». С ними можно было и поговорить, и стихи почитать. Некоторые из гетер прославились выдающимся умом и красотой, состояли в отношениях со известными деятелями. В их числе была знаменитая Аспасия, гетера и содержательница публичного дома в Милете, ставшая женой стратега Перикла и превратившая его дом в интеллектуальный центр тогдашних Афин.

Низший слой проституток — «поллаки», главным образом рабыни, которым запрещалось появляться в других местах Афин, кроме кварталов, отведенных под бордели. Древнегреческие проститутки рекламировали себя с помощью специальных набоек на подошвах сандалий, оставлявших на земле следы с призывом «Иди за мной».

-3

А, например, фигура знаменитой гетеры Фрины, пророчицы и жрицы, была высечена из мрамора скульптором Праксителем и установлена в Дельфах как статуя богини Афины. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь философ-циник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме — это памятник греческому позору.

Поскольку Афина была изваяна полностью обнаженной, что осуждалось, гетере Фрине (но почему-то не скульптору) пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить прелестницу.

-4

В древнем Риме проституция процветала в различные периоды его многовековой истории. Всем известна легенда о Ромулесе и Ремусе, основателях великого города и государства, которые были выкормлены волчицей. Однако мало кто знает одну деталь легенды: близнецы были найдены пастухом, жена которого Ларенция воспитывала их на деньги, зарабатываемые ею продажей сексуальных услуг. Многие клиенты Лауренции называли ее волчицей.

Согласно легенде, Лауренция купила территорию Палатина, центрального из холмов будущего Рима, и построила там лупанарий, то есть публичный дом. С него-то и начался Вечный город. Именно на Палатинском холме родился первый император Рима Август, именно здесь построили свои пять знаменитых дворцов он и его величайшие последователи.

-5

О проституции в Риме сохранились многие материалы, позволяющие восстановить общую картину и отдельные детали этого явления. Проститутки располагались на соломенных подстилках вдоль улиц, они регистрировались и платили налоги. Женщины из хороших семей иногда тайком проникали в бордели для получения удовольствия и дополнительного приработка. Само слово «проституция» имеет латинское происхождение и означает что-то типа: выставление на показ.

Римляне четко отличали удовлетворение сексуального желания от любви. В отношении последней они испытывали определенный страх, считая, что любовь может привести к потере самоуважения, нарушить честь семьи, в особенности, если это чувство возникнет к лицам более низкого социального слоя, в том числе к проституткам, рабам или слугам. Петроний описывает характерные внешние признаки римского публичного дома, лупанария:

«я увидел какие-то надписи и голых потаскушек (prostitutae), пугливо разгуливающих под ними».

Внутри римский лупанарий был разделён на тесные каморки, где обнаженные проститутки принимали клиентов. Такие лупанарии с покрывавшими их стены непристойными надписями в духе современных надписей в общественных туалетах были найдены в Помпеях.

-6

Римская женщина, желавшая заниматься проституцией, должна была явиться к магистратам и заявить об этом, после чего она вносилась в списки проституток и ей выдавалась licentia stupri (буквально «разрешение блуда»), причем она лишалась правовой и имущественной дееспособности: не могла без разрешения опекуна распоряжаться своим имуществом, завещать, дарить, свидетельствовать в суде — словом, находилась на положении умственно неполноценной.

Проститутки должны были носить желтую одежду и красную обувь и не имели права носить украшения (они носили их в ларцах, если хотели надевать дома). Во времена империи разврат дошёл до того, что за «licentia stupri» стали обращаться дочери сенаторов, и император Тиберий издал особый эдикт, которым запрещал дочерям из высших сословий заниматься проституцией.

Однако, например, жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что по свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама в погоне за острыми ощущениями по ночам работала в лупанарии под именем Лициски. И даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла ее, обслужив 50 клиентов против 25.

Жриц любви в Риме не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение. Для оплаты услуг проституток чеканились специальные бронзовые монеты:

-7

Наиболее известными мужчинами проститутками в Риме являлись популярные актеры. В сексуальные отношения с ними вступали императоры Калигула, Нерон и Гелиогабал. Нерон часто появлялся в общественных местах в сопровождении кастрата по имени Спорус, с которым он заключил демонстративный брак. Гелиогабал, вовлеченный в многочисленные скандалы, вызванные его отношениями с мужчиной проституткой Зотусом, объявил себя первым императором-союзником всех проституток обоих полов.

На закате существования Римской империи проблемами проституции занималась жена императора Юстиниана (шестой век новой эры). Теодора в период ранней молодости сама была проституткой, обслуживающей гладиаторов. Эта женщина оказывала очень сильное влияние на императора и принимала активное участие в политических и социальных решениях. Теодора защищала права проституток, пыталась препятствовать насилию и эксплуатации со стороны сводников и предпринимала попытки оградить от проституции несовершеннолетних.

Она отдала в распоряжение молодых проституток, которых насильно заставили заниматься проституцией, бывший императорский дворец. Этот дворец она назвала «Метанойя», что означает «Раскаяние». В 350 году под влиянием христианства в Римской империи храмовая проституция была запрещена, и с этого времени отрицательное отношение к проституции во всех ее формах только нарастало. Имидж проститутки стал все более ассоциироваться с образом «шлюхи», падшей грязной женщины, в противопоставлении с женским образом Мадонны, являющейся воплощением чистой, непорочной, Священной женщины.

В Китае первые сведения о проституции как легализованном общественном институте доносят источники эпохи Тан (седьмой-десятый век нашей эры), хотя самые ранние достоверные сведения о проститутках были обнаружены в источниках эпохи династии Хань (третий век до нашей эры). В эпоху Тан существовали две категории проституток — «государственные» и «частные».

Первые находились на низшей ступени социальной иерархии, они работали под государственным контролем, их деятельность дозволялась законом (до 1723 года), вторые же представляли собой простых обывательниц, которые предоставляли сексуальные услуги на дому по собственной инициативе, их деятельность была строго запрещена. Тем не менее, имела место. Государственные проститутки» разделялись на две группы — «правительственные», обслуживавшие чиновников, и «гарнизонные», работавшие с солдатами.

-8

В Японии отцы благополучных семей не отдавали дочерей в проститутки. Тем не менее, проституция не считалась грехом или особо презренным занятием, и проститутки не осуждались обществом и духовенством. В этом отношении Япония коренным образом отличалась от Христианского мира. До 1617 года проституцией можно было невозбранно заниматься по всей Японии.

Проститутки делились на разряды - от куртизанок до проституток при банях и уличных проституток. Куртизанки развлекали самураев и купцов. Куртизанки высшей категории умели писать стихи, играли на струнных инструментах - лютне сямисэне и цитре кото, владели искусством игры в угадывание запахов благовоний и искусством чайной церемонии. Они обслуживали знать и самых богатых купцов.

-9

К концу XVI века в Японии насчитывались десятки тысяч проституток, причем большинство проживало в приречном пригороде столицы страны Киото. Вопреки распространенному мнению, первый закрытый квартал развлечений появился не в XVII, а в XVI веке, при сёгуне Тойотоми Хидейоши. В 1589 году один из его приближенных, по имени Сабуроемон Хара, попросил разрешения открыть бордель. Сёгун выдал ему разрешение, и тот построил небольшой, окруженный стенами квартал неподалеку от императорского дворца.

Хара назвал его Янагимачи - Ивовый город. Ива - символ проституции в средневековом Китае и Японии. В борделях и чайных Ивового города работали куртизанки, обслуживавшие столичных аристократов. Ивовый город пользовался успехом, но был расположен слишком близко к дворцу. В 1602 г. его перенесли подальше от дворца, а с 1635 года он получил новое название Симабара. Симабару называли "разрешенным кварталом" или просто "кварталом". В Симабаре и поныне работают две чайных.

-10

История проституции в России обычно пишется с 1843 года, когда она была легализована по всей стране и взята под контроль врачебно-полицейскими комитетами. Сохранилась масса письменных источников, которые рождала государственная бюрократическая машина: медицинские и полицейские отчеты, статистика, различные циркуляры и правила, желтые билеты. Однако заказы на их изучение поступают в основном из зарубежных стран. Там эта тема гораздо более популярна, чем у российских историков.

Существовала ли проституция до 1843 года и, если да, как она возникла? В отличие от Европы, где проституция в некоторые периоды истории была с размахом легализована, а в периоды запретов так беспокоила власти, что дотошное документирование преследований оставило существенный массив архивных данных, о российской проституции в Средневековье практически ничего неизвестно. Как будто ее и не было вовсе. Самое раннее свидетельство относится к началу XVII века.

Хранящаяся в Государственном архиве Швеции коллекция «Оккупационный архив из Новгорода» охватывает период с 1611 по 1617 год, подтверждает, что в июле 1612 года на Лубянице — ныне это Пушкинская улица — в подклете дома Федора Портного неким Денисом Сапожником был организован притон.

«…Как тот Денис-сапожник жил у Федора, портного мастера, в подызбице, и немцы к нему ездили по вся дни и рано, и поздно» — и более конкретно: «…слух наш и ведом про того Дениску есть  , что у него во дворце воровские жонки живут и во двор к нему для тех жонак воровства незнакомые люди приходят, и в скопе  нам уличаном десяти дворов десяцкой  Иван Брага про Федора-попа сказывал, что де поп Федор вышел ис того двора с товарыщи своими с незнаемыми людми». Еще один подобный дом существовал на Рогатице: по результатам обыска выяснилось, что «приходят женки и немецкие люди для бледни».

Судя по всему, после мира со Швецией, подписанного в 1617 году, когда России были возвращены Новгород и еще целый ряд городов, эти дома, удовлетворявшие в основном (хотя и не исключительно) шведский спрос, исчезли. В любом случае, с европейской ситуацией это несопоставимо. Например, венецианская перепись 1526 года насчитывала 4900 проституток при общей численности населения 55 035 человек.

Проституция как субкультура, существовавшая в Европе веками, в России была неизвестна. Отсутствие крупных городов, строгий религиозный и общинный контроль в деревне, низкий уровень миграции и недостаток факторов, способствующих ей, делали население страны крепко привязанным к своей земле и статичным.

-11

Все изменилось в первой четверти XVIII века. Масштабные петровские реформы — и в первую очередь создание профессиональной армии — спровоцировали рост мобильности и подвижности населения, но, как в случае с многими реформами императора, побочный эффект от этих процессов не всегда был просчитан с точностью.

Получавшие освобождение крестьянки с «робятишками», чьи мужья попали в рекрутский набор и обязаны были пожизненно служить в армии, порывали с родной общиной, получая право следовать за мужем. Теперь все они контролировались военным ведомством. Однако на практике женщины не всегда сопровождали мужей к месту службы. Хотя личная свобода и «пашпорт» давали им возможность выбирать место жительства, их возможности прокормить себя были сильно ограниченны.

Источники свидетельствуют, что проституция как субкультура, со своими правилами поведения, упорядоченными ценами, определенной географией, собственным словарем, появилась в Санкт-Петербурге в 40–50-х годах XVIII века. В июне 1750 года Елизавета Петровна поручила одному из своих самых близких придворных, заведовавшему ее гардеробом действительному статскому советнику Василию Ивановичу Демидову, найти в Петербурге «непотребную жонку, иноземку, называемую Дрезденшей». К этому времени слава об Анне Фелкер из Дрездена гремела на весь город. Вот что впоследствии о ней писал мемуарист майор Данилов:

«Великолепное заведение у Вознесенья какой-то приезжей из Дрездена аферистки произвело немалый переполох в тогдашнем обществе. Дрезденша повела свои дела в таких широких размерах, что жалобы дошли до императрицы, и вследствие этого наряжена была строгая комиссия под председательством кабинет-секретаря Демидова».
-12

Демидову было приказано найти не только Фелкер, но и всех подобных «женок и девок». Сановник получил в помощь внушительную команду, облавы шли по всему городу и на близлежащих островах в течение нескольких дней. В ночь с 29 на 30 июня Дрезденша была арестована «в наемной ее квартире генерал-майора Ивана Головина на Васильевском острову». 5 июля Демидов подал императрице рапорт о проделанной работе и первых итогах допросов:

«…сыскана и взята в крепость, при ней две девки, из которых одна вынута из сундука, а при допросе ее из доброй воли через немалое увещевание и потом под пристрастием батогов ни в чем непотребном не призналась, но потом под кошками многие гнезда непотребных открыла, коих чрез три ночи по ныне сыскано сводниц и блудниц больше пятидесяти человек в разных местах и дворах, трактирах, в шкапах и под кроватями».

Всего в ходе операции, которая длилась несколько недель, было арестовано более 200 женщин. В очередном «репорте» Демидов с удовлетворением замечал, что «ныне же по улицам такая тишина быть стала, что и учрежденные пекеты  спокойно стоят». Елизавета Петровна на всех этапах сыска и следствия вникала в дела и требовала новых известий, в течение нескольких месяцев сохраняла интерес к делу.

Тогда же возникла революционная для середины XVIII века идея — не просто наказать женщин, но поработать с ними. Задержанных женщин и мужчин-сводников содержали в разных палатах. Арестантов не заковывали в колоды, они имели возможность мыться в бане, работали по графику и получали за свой труд деньги. Осваивать прядильное искусство женщинам помогали мастерица и мастер. Мужчины занимались заготовкой дров и выполняли другую мелкую работу. Все это разительно отличалось от практики заключения рядовых арестантов того же времени.

-13

На сегодняшний день проституция частично или полностью легализована всего в 15 странах мира, которые сильно разнятся по уровню бедности, коррупции и социальной защищенности граждан. Проституцией можно законно заниматься и в нищих и коррумпированных Бангладеше и Эквадоре, и в солидных и богатых Нидерландах, Бельгии и Австрии. Разумеется, уровень защищенности работниц секс-индустрии в этих странах отличается на порядки. Кстати, Таиланд - вовсе не мировой лидер по числу девушек легкого поведения! Первое место в мире по этому показателю занимают США. По статистике, из 42 миллионов женщин, занимающихся проституцией, 1 миллион проживает в Соединенных Штатах.

Интересный факт: первый прототип современного банкомата изобрел в США эмигрант-армянин Лютер Джордж Симджян в 1939 году. Он предложил свою машину по выдаче наличных нью-йоркскому CitiBank. Устройство тестировали в течение полугода. Все это время практически единственными пользователями банкомата были проститутки: только им могло потребоваться круглосуточное обслуживание. Через полгода банк от изобретения отказался. Современные банкоматы вновь появились в США лишь в 1960-х годах.

Феминистки видят в проституции одно из проявлений сексизма, дискриминации женщин по гендерному признаку. Они утверждают, что проституция в современном обществе представляет собой одну из форм подавления женщин, которая вытекает из патриархальной структуры брачных отношений. Проституция рассматривается как сексуальная эксплуатация, доведенная до уровня сексуального рабства. Так это или не так - на ваш суд. Что скажете?

Не забываем лайк и подписку! Денег тут не просят.

Читайте также: