- Ваня, как ты сегодня хочешь поговорить, начать с себя или с космоса?
- Хочу с космоса.
- Замечательно, давай начнём с космоса. Ты уже много о нём знаешь?
- Много. Космос огромный. В нём есть Солнечная система.
- Как интересно, а почему она так называется?
- Потому что в ней есть Солнце. Это наша звезда. Вокруг неё крутятся 8 планет.
- Вот это да! А какая самая большая планета в Солнечной системе?
- Это Юпитер. А наша планета называется Земля.
- У нас такая красивая планета! Ты знаешь, что на ней есть?
- На Земле есть 6 материков.
- Какой самый большой материк?
- Евразия, мы живём на этом материке в России.
- Знаешь самый маленький материк?
- Да, это Австралия. Там живут кенгуру и коала. Ещё знаю Африку, там очень жарко.
- Ты наверное знаешь много африканских животных.
- Знаю, жирафы, бегемоты, львы, зебры, обезьяны, крокодилы.
- Ого, сколько их! А самый холодный материк как называется?
- Это Антарктида, она покрыта льдом. Там живут пингвины.
- Наверное здорово путешествовать по миру?
- Когда я вырасту, мне будет 20 лет, я поеду в кругосветное путешествие.
- Ваня, прекрасные планы! Можно проплыть через все 4 океана. Ты мне потом покажешь по карте такое путешествие.
- Ты говорил про нашу страну, Россию. А в каком городе ты живешь?
- В Санкт-Петербурге.
- У нас в городе много красивых мест. Есть и дворцы, и музеи. Ты в каком музее был недавно?
- В Зоологическом. Там видел мамонта. Он весь лохматый, ещё у него загнутые бивни.
- А как вы добирались до музея?
- На автобусе, потом на метро.
- Так долго добирались, где ты живёшь?
- На Ек-ом проспекте.
- Адрес ты мне потом напомнишь. Вы всей семьёй ездили в музей?
- Нет, только с мамой. Папа сейчас в командировке, он поехал мост строить. Скоро приедет.
- Ты соскучился?
- Да, мы по телефону говорили.
- Передай ему привет, когда он снова будет звонить.
- Спасибо, передам. У меня сейчас каникулы, папа приедет и мы пойдём в кино.
- Как прошла первая четверть, тебе было трудно учиться?
- Я хорошо учился, у меня много пятёрок.
- Молодец! Мама, наверное, тебя хвалила?
- Да, обещала мне купить новую игру.
- Ты уже придумал, какую хочешь?
- Я ещё подумаю, хочу выбрать.
- Ну отлично, хорошего выбора тебе!
Примерно такие беседы мы теперь ведём с Ваней. Это мой ученик, который справился практически со всеми последствиями сенсомоторной алалии. Мы долго шли к таким беседам. Начало пути Вани отражено в речевом дневнике, который мы вели вместе с мамой мальчика.
Когда схема сложилась, мы прошли по ней уже несколько раз, начинаем подолгу задерживаться на каких-то темах, набирая побольше знаний. Тем не менее, беседы продолжаем широкие. Ребёнок привыкает к тому, что начав разговор о достопримечательностях города, мы можем отвлечься и вспомнить животных тайги. Такие "уходы в сторону" от темы не позволяют ученику "закрыться" от живого диалога и уйти в проговаривание выученного текста.
Первый альбом Вани о его семье мы стали заполнять, когда ему было 5 лет.
В 6 лет уже говорили о профессиях, о том, что люди мира говорят на разных языках. В 7 лет у нас появился альбом, с рисунками животных на разных материках и Солнце заняло своё место в центре Солнечной системы.
Ниже даю ссылку на пост, где подробно описано, как вести такой альбом.
К 8 годам уже сложилась традиция бесед, подобных той, которую вы прочитали. На уроке беседа занимает 5-7 минут. Порой Ваня хочет начать разговор с себя. Тогда рассказ о школе, о семье получается более развёрнутым. Направление беседы регулирую наводящими вопросами. Иногда прошу о чем-то подробнее рассказать, тогда речь Вани звучит как монолог.
Перед родителями часто встаёт вопрос подготовки к ПМПК. С ребёнком приходится заучивать его анкетные данные: имя, фамилия, возраст, кто мама, кто папа и т. п. Благодаря многократному повторению, удается даже перевести эти сведения в долговременную память. Но они хранятся этаким неизменным информационным пакетом. Если ребенок заучил, что ему 6 лет, то так и будет повторять и в 7 , и в 8 лет. Если же постоянно связывать уровень "Я" с семьей, городом, страной, планетой и с мечтой полета на Луну (для примера), то информация трансформируется и ребенок в общении становится более гибким.
Благодаря системе поэтапного расширения знаний о мире, у Вани нет провалов в представлениях о жизни в виде полностью "белых пятен". Удалось сформировать у него широту взглядов. Дать глубокие знания - это задача школы. Если ребёнок подготовлен к их восприятию, то обучение будет успешным.
Всем успехов в развитии речи!
-