Найти тему

При алалии, начиная с 6 лет, я начинаю серьёзно работать с детьми над расширением представлений о мире. Чтобы не запутаться и не топтаться на одних и тех же темах, использую круговую схему.

Начинаю буквально с 2-3 предложений, если "долбить" до совершенства один уровень, годы уходят и гарантированно остаётся крайне узкий кругозор. А так прошлись по кругам и ребёнок начинает хоть понемногу набирать из среды информацию по всему спектру.
В центре схемы "Я", внешний круг - космос. Также есть круги: планета Земля, моя страна и мой город, моя семья. На каждом уровне поднимаем определённые темы.
Я - ребёнок постепенно учится рассказывать о себе. Здесь же касаемся того, о чем он мечтает, говорим о его увлечениях.
Семья - говорим о членах семьи, о том, что они любят делать, о профессиях. Запоминаем полные имена родителей.
Моя страна, мой город - разучиваем адрес, немного затрагиваем вопросы истории родного края. Говорим о любви к путешествиям по стране.
Планета Земля - даю самые первые сведения по физической географии.
Космос - расширяем сознание до космических величин, для начала говорим о Солнечной системе.
Зачем мне круговая схема? Чтобы сформировать чёткую схему подачи информации. По окружностям проходим многократно, усложняя сведения поэтапно.
Первый проход самый краткий. Начинаем из центра "Я", отрабатываем только имя ребёнка, запомнил, переходим на имена членов семьи. Не торопимся, бывает по 1-2 месяца задерживаемся на каждой окружности. Первые сведения о городе - буквально 3-4 предложения о названии, домах и транспорте. О стране - какой водоём, лес или горы рядом с вами. О Земле - говорим о том, что она очень большая и там есть материки и океаны. О космосе сначала говорим на уровне транспорта. В небе самолёты, а ещё выше и дальше летят ракеты. А куда они летят? В космос. Для первого раза достаточно.
Дошли до внешнего круга, начинаем движение обратно к центру, добавляя к информации каждого круга по 1-2 предложения. Вернулись в центр "Я", усложнили чуть-чуть рассказ о себе и пошли обратно до космоса.
Так, двигаясь от центра наружу и обратно, отслеживаем постепенное накопление знаний о мире, постоянно подчёркивая, что всегда есть куда двигаться. По мере работы заполняем страницы альбома. Они должны быть "живые" - узнал ребёнок что-то новое, отметили это на странице, добавив какой-то рисунок или строчку нового предложения.
Достопримечательности города мы рассматриваем на фото, под которые отводим специальный альбом. Конечно же предусматриваются прогулки по городу и небольшие экскурсии.
На фото страницы альбома Вани. Примеры такой работы с ним иногда снимаю, видео есть в подборке "Путь Вани к речи"
2 минуты
577 читали