Найти тему
Наталья Швец

Одинокая волчица, часть 54

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

По крупному счету Кесем могла собой гордиться. Она многое чего добилась. Опять же, в отличии от той же Нурбану-султан, ее любовь к детям не была слепой. Скорее наоборот, она была требовательной матерью и хотела, чтобы из сыновей получились настоящие правители, которым нельзя было навязать мнение. Другой вопрос, что султан должен к нему прислушиваться, но последнее слово должно оставаться только за ним.

Именно поэтому поручала лучшим государственным мужьям готовить своды правил и выписки из документов, необходимых для управления империей, настаивала на более активной, открытой внешней политике, не приветствовала увлечение вином и табаком, ставшее столь популярным у высшего сословия, выступала против чрезмерной роскоши...

Поначалу у нее все получалось. Однако взрослея, Мурад, опасаясь, что его может постичь судьба убитого султана Османа II, начал проводить в жизнь свою политику. Она заключалась в придуманном лично им правиле: «убей или будешь убит». Обидно, что в первую очередь это касалось его братьев.
Хотя, справедливости ради, следует заметить, во время бунта янычар, случившегося в 1631 году, именно такое поведение позволило подавить восстание.

… Все началось с визита представителей бунтовщиков и требования головы Великого визиря Хафиза Ахмеда-паши, лучшего друга и советника молодого султана. Заодно приказали выдать им еще муфтия и еще семнадцать человек. Эти люди были преданы султану и ей лично и заполучив их, восставшие могли сильно ослабить власть султана.

Повелитель это сразу понял и категорично отказался. Единственная уступка, на которую пошел, так это отправил своего друга в отставку и назначил на его место своего зятя, боснийца Реджеба-пашу, прозванного за хромоту Топалом. А потом обратился к бунтовщикам со страстной речью, умоляя успокоиться и не ронять достоинства жаждой крови. Вероятно, эти слова возымели бы действие, если бы в процесс не вмешался Топал Реджеб-паша. Босниец произнес вкрадчивым голосом:

— Лучше голова великого визиря, чем голова султана.

А когда султан побледнел и замер, видимо, мгновенно вспомнив судьбу своего предшественника, резко спросил:

— Мой падишах, ты совершил омовение?

Надо было видеть, как испугался ее мальчик! Ведь он был еще совсем ребенок и реально не знал, как поступить…

Желая спасти султана и успокоить восставших, Хафыз Ахмед-паша смело вышел к ним. Вполне ожидаемо, янычары с ним зверски расправились, нанеся семнадцать ранений, а потом отрубив голову. Султан, который даже не пытался скрыть слез, узнав об этом. Он заявил толпе, что стояла у стен дворца:

— Если будет воля Аллаха, вас ждет ужасное возмездие! Низкие убийцы, не страшащиеся Аллаха и не испытывающие чувства стыда перед пророком.

Вполне понятно, в стоявшем шуме его никто не услышал...

Одержав первую победы, мятежники продолжили наступать. Они добились смещения муфтия, а потом и вовсе принялись беззастенчиво обсуждать судьбу самого Мурада. Параллельно начали бесчинствовать в столице. Ситуация накалялась… Дошло до того, ему пришлось отдать мятежникам им своих братьев-шехзаде. Кесем ничего не оставалось, как только молиться за своего сына и мальчиков, которые оказали в заложниках. ей, как матери и женщине, ничего не грозило, а вот сыновей ожидала неприглядная участь.

Пока Кесем и султана защищали стены дворца, но как долго это могло продолжаться, никто не знал. Но только Аллах не оставил Османов без защиты! Вскоре до ушей султана дошли слухи, что за всем этим стоит еще один, как считал, верный ему человек, Хюсрев-паша. Он отправил тайный приказ наместнику Диярбакыра, где паша находился, казнить предателя.

На какой-то момент мятежники притихли, в рядах начался раскол. А вскоре Кесем вдруг стала подозревать Реджеба-пашу, который с гордостью носил халат Великого визиря. Ей стало казаться, что именно он стоит за всем бунтом. Уж слишком хорошо янычары знали обо всем, что происходило в Топкапы. Подозрения усилились после того, как ее дочь, Геверхан-султан, которая была женой боснийца, в тайном письме сообщила, что случайно увидела во дворце командира бунтовщиков и подслушала разговор. Кесем приказала следить за зятем. Довольно скоро ее подозрения подтвердились.

Узнав обо всем, падишах вызвал Топала-пашу во дворец. А когда он предстал перед ним, злобно поинтересовался:

— А ты, неверный, омовение совершил?

Паша испуганно замер. Он сразу вспомнил, как совсем недавно произнес эти слова, желая запугать своего господина. И вот пришел его черед. Только откуда этот юнец все узнал? Ведь все так тщательно скрывалось! Его руки задрожали и он стал судорожно теребить карман своего кафтана, где хранил печать. Этого замешательства было достаточно, чтобы стража мгновенно накинула ему на шею веревку и удушила.

Когда труп Реджепа-паши вышвырнули за врата Баб-ы Хюмаюна, мятежники, которые не ожидали подобного поворота, ужаснулись и разбежались. Случилось это 18 мая 1632 года. Однако новому визирю Табаниясси Мехмеду-паше понабилось много времени и сил, дабы восстановить общественный порядок...

Казнью Великого визиря и своего зятя султан Мурад показал, что никого щадить не собирается. Остальные визири быстро сообразили, что в сложившейся ситуации, если хотят сохранить головы, лучше подчиниться. Затем наступил черед армии. В срочном порядке на берегу Босфора было созвано публичное заседание Дивана. Приглашенные судьи постановили: виновники преступлений, совершенных в ходе бунта, должны понести наказание. Янычары, лишившиеся своих лидеров и их союзников, настолько испугались, что даже слова против не посмели сказать.

Наиболее активные участники восстания были казнены с ужасающей жестокостью и, вопреки исламским обычаям, не погребены, а просто выброшены в море. Сам же султан Мурад громогласно объявил:

— Бунтовщики, которые пошли против своего султана, потеряли право называться правоверными мусульманами.

Преступников оказалось так много, что «в некоторых участках Босфора не было видно цвета воды и тела плавали, наталкиваясь друг на друга».

А затем, словно желая наказать всех, кто осмелился поддержать бунтовщиков, в столице случился пожар, который все посчитали наказанием за совершенные преступления против династии...

Публикация по теме: Одинокая волчица, часть 53

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке