Найти тему
759 подписчиков

Уничтоженный некрополь Страстного монастыря

В предыдущем рассказе я упомянула "Дом под юбкой", расположенный на Пушкинской площади Москвы. И теперь решила, что нужно заглянуть еще немного назад, в историю этой площади.

Итак, когда деревья были большими всего лишь 100 лет назад площадь, так хорошо знакомая москвичам, еще называлась Страстной и выглядела так:

Страстная площадь, середина 1920х гг.
Страстная площадь, середина 1920х гг.

На первом плане этого снимка можно увидеть храм Дмитрия Солунского. Первая деревянная церковь на этом месте появилась в XVI веке, впоследствии в 1625 году возвели первый каменный храм с колокольней, а в конце XVIII века выстроили однокупольное строение, которое мы можем увидеть на немногих сохранившихся снимках. Колокольню оставили при этом старую.

Храм был снесен в 1934 году, на его месте выстроили тот самый "дом под юбкой", который ныне завершается изящной башенкой, а изначально был увенчан еще и статуей девушки с серпом и молотом.

Левее от храма можно увидеть статую Пушкина на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара. Статуя была установлена в 1880 году, автор — Александр Михайлович Опекушин. Кстати, долгое время Тверской бульвар называли просто Бульвар, так как он был первый и единственный в Москве.

Статуя Пушкина в начале Тверского бульвара, примерно 1900г.
Статуя Пушкина в начале Тверского бульвара, примерно 1900г.

В 1950 году скульптуру перенесли на противоположную сторону улицы, на место разрушенной колокольни Страстного монастыря, о котором, после этого длинного предисловия, я собираюсь рассказывать.

Страстной монастырь, конец XIX в.
Страстной монастырь, конец XIX в.

По преданию, некая Екатерина обрела исцеление благодаря молитве перед Страстной иконой Божией матери в Нижнем Новгороде. Страстной икона была названа потому, что по обеим сторонам от образа Девы Марии с младенцем написаны ангелы, держащие в руках орудия Страстей Христовых.

Вскоре о чуде услышал царь Михаил Федорович, и вот в 1641 году икону привезли в Москву. Когда-то месте будущего монастыря располагались Тверские ворота, от которых начинался тракт на Тверь. Икону торжественно встретили у ворот при большом скоплении народа, и на месте этой встречи была выстроена церковь.

А уже в 1654 году Алексей Михайлович приказал основать Страстной девичий монастырь, где икона и находилась до момента его закрытия в 1919 году. Сразу напишу, что икону удалось сохранить, ныне она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Страстной монастырь до 1855г., альбом Найденова, 1886г.
Страстной монастырь до 1855г., альбом Найденова, 1886г.

Несмотря на пожар 1778 года и разорение французами в 1812, монастырь каждый раз отстраивался заново благодаря пожертвованиям (как купеческим, так и от властей, например средства на восстановление после пожара выдавала Екатерина II).

В 1849-1855 гг. надвратная церковь была перестроена в великолепное строение по проекту архитектора Михаила Дормедонтовича Быковского. Кстати, — так как строил он в основном церкви, то половина созданного Быковским до наших дней не сохранилась. Как и часовня на могиле промышленника Молчанова в Андрониковом монастыре.

Надвратная колокольня и церковь во имя св. Алексия Человека Божия, 1877г., Ф.И. Ясновский
Надвратная колокольня и церковь во имя св. Алексия Человека Божия, 1877г., Ф.И. Ясновский

Итак, после революции Страстной монастырь закрыли, в 1919 году. Некоторое время на территории размещались различные учреждения, и даже Союз безбожников, а доминирующая над площадью колокольня отлично подошла для размещения различных рекламных объявлений.

В 1931 году Страстную площадь переименовали в Пушкинскую, а в 1937 монастырь все-таки снесли. Слишком уж мешали "чертовы купола". Маяковский так и писал (привожу стихотворение не полностью, слишком длинное):

Шутка, похожая на правду

Скушно Пушкину.

         Чугунному ропщется.

Бульвар

    хорош

       пижонам холостым.

Пушкину

    требуется

         культурное общество,

а ему

   подсунули

        Страстной монастырь.

От Пушкина

     до «Известий»

            шагов двести.

Как раз

    ему б

       компания была,

но Пушкину

     почти

        не видать «Известий» —

мешают

    писателю

         чертовы купола.

В.В. Маяковский, 1928г.

В 1950х провели реконструкцию площади: перенесли статую, на месте монастыря разбили небольшой сквер, к 1961-му достроили кинотеатр.

Место расположения Страстного монастыря в наши дни
Место расположения Страстного монастыря в наши дни

В 2012 году около фонтанов был установлен камень с памятной надписью:

Памятный знак на площади
Памятный знак на площади

Но если отойти левее, то можно увидеть еще один камень, неприметный, с почти стершимися буквами. На камне написано:

"Некрополь Страстного монастыря XVII-XX вв. Упокой Господи души усопших рабов твоих! Здесь покоятся останки людей, собранные общиной Страстного монастыря во время реконструкции сквера в 2013 году".

Не очень понятно, почему останки не были перезахоронены на каком-нибудь кладбище. Так и получается, что гуляющие проходят по бывшему монастырскому некрополю, да и братское захоронение тут же.

Братская могила на Пушкинской площади
Братская могила на Пушкинской площади

Кто был похоронен на кладбище Страстного монастыря?.. Насколько я понимаю, монастырский синодик не сохранился, и мы теперь вряд ли узнаем. До 1791 года здесь точно хоронили монахинь и послушниц, а после запрета на похороны в черте города — начали проводить захоронения на кладбищах, основанных за Камер-Коллежским валом. Например, на Ваганьковском, на 23 участке, можно найти надгробия монахинь Страстного монастыря.

В книге 1897 года И.О. Токмакова "Историко-статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря" приводится описание обители в начале XVIII века:

"Для характеристики тогдашнего монастыря, бывшего в большой славе, упомянем, что в числе спасавшихся в том монастыре сестер-монахинь были из родов: Челищевых, Остафьевых, Козловских, Барятинских, Ухтомских, Ильиных, Квашниных, Наумовых, Полтевых, Нащокиных, Колокольцевых, Офросимовых, Угрюмовых, Волконских, Щетининых, Щербатовых, Мещерских, Каменевых и др. Некоторые из них тут же и похоронены.

Этого краткого перечисления достаточно для того, чтобы видеть, что Страстной монастырь привлекал к себе представительниц почти всех древних дворянских фамилий".

Сохранилась единственная, кажется, фотография с кусочком монастырского некрополя. Благодарить за ее существование неожиданно нужно... Илью Ильфа, который увлекся фотографией и оставил после себя множество снимков Москвы 1929-1930гг. Его соавтор Евгений Петров шутил как-то:

"Было у меня на книжке 800 рублей, и был чудный соавтор. Я одолжил Иле свои деньги на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора… Теперь он только снимает, проявляет и печатает. И даже консервы он теперь открывает при красном свете, чтобы не засветить…"

Страстной монастырь, 1930г., Илья Ильф
Страстной монастырь, 1930г., Илья Ильф

Помимо монахинь и послушниц, в обители хоронили и людей светских. Так, всё тот же Токмаков приводит длинную эпитафию генерала Николая Михайловича Леонтьева, участника Семилетней войны. Она интересна, напишу целиком:

"Есть в ризнице медная посеребренная доска, взятая из нижней церкви со следующей надписью:

Под сим камнем в земных недрах скрыто тело Героя — терзавшего врагов отечества, верного его сына, именем и делами, как фамилией Леонтьевых и Еваралахов, так заслугами бессмертныя достойныя славы Генерала Аншефа и Ордена Святаго Александра Невскаго Кавалера

Николая Михайловича Леонтьева,

1717 года Мая 4-го дня рожденнаго в Стразбурге, который с 1732 до 1762 года при четырех Великих всероссийских Императорских самодержавных Особах неусыпным и неустрашимым воином показывая на бранях многократно свою проливая кровь, и степенно достиг до такого высокаго достоинства, миром же и спокойствием после начинающаго наслаждаться безчеловечный раб, злоумышленным оружейным в хоромное окно выстрелом лишил жизни 1769г. Сентября 19-го дня.

Помните смертные, вопиет теперь он к нам, что смерть везде с нами тысящию грозящаю умерщвленными, Хоть она и одна.

Единым образом на свет родился сей,

но похищающих жизнь тысяща смертей

молчаньем так гласит герой безсмертной славы

Леонтьев, испытав естественные уставы,

он за отечество свое стократ кровь лил,

меж ядр огня врагов жизнь целу проводил,

где смерти только ждал судьба его хранила,

где безопасен был, тут злоба умертвила.

Оружием страшил врагов вступая в бой, —

оружием в дому лишил враг жизни свой.

Чем ты Герой велик и чем себя прославил,

тем с сожалением всех жизнь временну оставил.

О, смертныя! незнав кому как умереть случится,

ежели на камень сей (вы будете) смотреть,

под коим скрыт герой, рок свой воображайте

и помнить смерть всегда за долг свой почитайте".

На этом любопытном образце старинной эпитафии я завершаю рассказ о Страстном монастыре, который какие-то сто лет назад еще украшал Москву. И традиционно благодарю за внимание.