Найти тему
AUTOMPS

Daimler Truck: без водорода ничего не получится!

Mercedes-Benz GenH2 Truck проехал на 80 кг сжиженного водорода 1000 километров!
Mercedes-Benz GenH2 Truck проехал на 80 кг сжиженного водорода 1000 километров!

С легковушками на Западе, вроде бы, разобрались: не мытьём, так катаньем их переведут на батарейки. А что с грузовиками и автобусами? Они ведь тоже должны стать «климатически нейтральными» на дорогах. Но тут есть проблемы, которых не видят политики, но видят специалисты. "Без водорода ничего не получится", – говорит генеральный директор Daimler Truck Мартин Даум и популярно объясняет, почему.

Мартин Даум - глава Daimler Truck AG
Мартин Даум - глава Daimler Truck AG

Хотя всего две недели назад его компания и представила Mercedes-Benz e-Actros 600, аккумуляторный грузовик массой 44 тонны с запасом хода 500 км, Даум не считает его решением для будущих дальних перевозок. Проблема заключается в необходимой инфраструктуре. Зарядить один грузовик относительно просто, говорит он, 100 грузовиков – уже сложно, 1000 – очень дорого, а для 10 000 практически невозможно обеспечить электропитание на маршруте.А вот с водородными топливными элементами ситуация прямо противоположная. Создать водородную инфраструктуру для одного автомобиля невозможно. Это чрезвычайно дорого и для 100 автомобилей, но возможно для тысяч. "Для 10 000 и более автомобилей это даже выгодно", - говорит Даум. "Но, поскольку нам предстоит переоборудовать сотни тысяч автомобилей с точки зрения силовой установки, нам нужны оба варианта – и аккумуляторный электромобиль, и автомобиль, работающий на водороде».

Чтобы проиллюстрировать невозможность грузового транспорта «на батарейках», Даум прибегает к наглядному образу: грузовик заряжается мощностью от 700 кВт. Для стоянки на автостраде потребуется 20 – 30 точек зарядки. И все это в обоих направлениях движения. Это соответствует потребностям в электроэнергии небольшого города. В настоящее время на автобанах Германии имеется 71 000 парковочных мест для грузовых автомобилей. Их электрификация, скорее всего, займет десятилетия. Иначе обстоит дело с городским и развозным транспортом, где грузовики можно заряжать электричеством ночью на автобазе, как мы заряжаем наши электромобили дома. Здесь электрификация будет происходить быстрее.

С другой стороны, 40-тонные грузовики, которые могут находиться в пути несколько дней подряд или ездить на крупные строительные площадки, могут лучше работать на водороде.

К 2030 году выбросы CO2 при движении грузовиков должны быть снижены на 45% по всей Европе, а к 2040 году - на 90%. Таково требование ЕС. Но для этого, отмечает глава Daimler Trucks, должны быть созданы соответствующие условия. Необходимы не только правильные, т. е., климатически нейтральные грузовики, но и их эксплуатация по конкурентоспособным ценам и зарядка климатически нейтральным электричеством. Если не хватает хотя бы одной из этих трех переменных, то весь расчет не сходится.

Mercedes-Benz GenH2 Truck: 5 минут и новая порция жидкого водорода уже в его баллоне
Mercedes-Benz GenH2 Truck: 5 минут и новая порция жидкого водорода уже в его баллоне

Да, электромобиль на топливных элементах сам по себе еще дороже, чем на аккумуляторах, но с учетом общей цены дальнобойного тягача это уже не столь существенно. Кроме того, заправить баллоны сжатым или сжиженным водородом можно за считанные минуты, а время в данном случае – деньги. И делать это можно куда реже: недавно грузовик на 80 кг Н2 проехал аж 1000 километров! А где вы найдете такую батарею и сколько она будет стоить и весить?!

Ну, а у нас, напомним, всё никак не переведут грузовой автотранспорт хотя бы на метан, который буквально некуда девать, особенно теперь! И это – самый чистый источник энергии, если говорить об ископаемом сырье. Кстати, заправочная инфраструктура для природного газа и водорода очень похожа и в дальнейшем ее можно было бы модернизировать под водород.