Всем привет! Перед тем как приступить к основному материалу, поделюсь с вами некоторой информацией. Судя по некоторым комментариям к статьям на канале ЮРИЙ КИСЛОВ, некоторые читатели не умеют, или опасаются воспользоваться КАТАЛОГОМ, созданным специально для вас:
А там все просто. КАТАЛОГ – это такая же статья в ДЗЕНе на моем канале, где все рок-группы расположены, с краткими аннотациями в алфавитном порядке. Выглядит это так:
Заходите смело. Листайте. Находите команду, которая вас заинтересовала и нажимайте на её, выделенное сине-голубым название. И вы окажетесь в статье, которую я написал ранее. Сделал я это для вашего удобства. КАТАЛОГ регулярно, по мере появления моих новых статей, обновляется.
А теперь – к основной теме. Вы знаете, что я пишу о рок-командах шестидесятых, славных годах в истории рока. Единственное, что меня постоянно смущает, это не очень большой словарь русского языка, пользуясь которым, можно описать музыку словами. Её надо слушать. А то получится, как у этого музыковеда:
Сегодня на повестке дня – изумительная и любимая мной рок-группа BARCLAY JAMES HARVEST. Для удобства в дальнейшем я буду величать её BJH.
Все началось в 1966 году, когда две группы объединились в Олдхеме. Олдхем - это часть так называемого Большого Манчестера, где сегодня проживает чуть более ста тысяч жителей. Вот его современная фотография, где, как мне кажется, схвачен его, по сути, провинциальный облик:
Джон Лис и Стюарт Вулстенхольм учились в олдхемской художественной школе и играли в команде SORCERERS (позднее - KEEPERS). В это же время в другой команде – HEART AND SOUL AND THE WICKEDS, выступали Мел Притчард и Лес Холройд. Обе команды играли ритм-энд-блюз. Парни, объединившись, поначалу назвали себя BLUES KEEPERS, а затем, летом 1967 года - BARCLAY JAMES HARVEST.
Роли распределили так:
Лес Холройд – вокал, бас, гитары, клавишные (1966-1998)
Джон Лис – вокал, гитара (1966-1998)
Мел Притчард – ударные, перкуссия (1966-1998; умер в 2004)
Стюарт "Вулли" Вулстенхольм – вокал, меллотрон, клавишные, гитары (1966-1979; умер в 2010)
Они нашли спонсора, местного бизнесмена Джона Кроутера, который стал их менеджером, и уединились в старинном домике в деревне, где стали усердно репетировать. В ходе репетиций они незаметно перешли от блюзового звучания к прогрессивному с некими пасторальными оттенками.
Ну, а бестолковое с виду название родилось у них следующим образом. Участники написали разные слова на клочках бумаги, бросили их в шляпу и перемешали. Вытащили «BARCLAYS» - название банка, в котором менеджер держал свой счет, «JAMES» - имя парня, который некогда пел вместе с ними и HARVEST, т.е. «урожай»: дело-то было в деревне! Небось, в период между репетициями, рыскали по местным огородам. Я бы, на их месте, не выдержал.
Так и сложилось.
Они записали несколько демонстрационных роликов, и их первым контрактом стал договор с лейблом "Parlophone", где был запущен их сингл "Early Morning" (начало 1968 года). Ничего ожидаемого, в смысле мгновенного успеха, не произошло. Это была этакая фолковая музыка, выполненная в псевдоклассическом стиле. Они на сорокопятке с помощью меллотронов создали звучание оркестра со струнными и духовыми инструментами, как бы пытаясь, чтобы прозвучало нечто, не похожее на традиционные рок-форматы. Но, как известно, дерзость со временем переходит в стадию успеха…
Их перевели на лейбл, который специализировался на прогрессивной музыке. Это был дочерний лейбл EMI - "Harvest". И подключили к записи дебютного лонгплея оркестр под руководством Роберта Годфри, в дальнейшем – лидера ENID. Менеджеры, и это было правильное решение, ощутили потенциал команды. Называется – оказаться в предвкушении симфо-рока… И еще: менеджеры посчитали, что прогрессив, симфо-рок и импровизации в работах группы, послужат хорошей рекламой звукозаписывающей фирмы.
Альбом вышел в конце января 1970-го, а начали его записывать 8 ноября 1969 года. Сразу после годовщины Великого Октября. Судя по всему, у команды был неплохой запас материалов. Писали в знаменитейшей студии «Abbey Road», той самой, прославленной битлами и PINK FLOYD.
Музыкальный обозреватель отметил по поводу вышедшего альбома:
«Если вы смешаете мелодии The Beatles с оркестровым звучанием Moody Blues, и добавите немного Procol Harum, то получите Barclay James Harvest»...
А я порекомендую для прослушивания (конечно же, лучше слушать весь альбом от А до Я), несколько композиций…
Заглавная "Taking Some Time On" – это некая "кельтская" песня исполненная в хард-роке.
"When The World Was Woken" – это прогрессив, и оркестр играет здесь далеко не последнюю роль.
"Dark Now My Sky» длинною 12 минут – это целая эпопея. Несомненный прог-рок, завернутый в обложку борьбы против человека, разрушающего природу.
Красивые мелодии, вкусная профессиональная аранжировка…
Увы, альбом не получил восторженных отзывов, да и продажа была так себе. А что еще можно было ожидать в году, когда в рок-музыке появилось, как минимум, 15 великих альбомов! От «Let It Be» The Beatles, «In Rock» Deep Purple до «Jesus Christ Superstar» Andrew Lloyd Webber & Tim Rice!
А теперь я перескочу в семидесятые, которые были весьма плодотворными для BJH. Не останавливаться же на их дебютнике конца 60-х…
Второй альбом «Once Again»1971 года – это прежде всего композиция «Mocking Bird», которая стала визитной концертной карточкой BJH. После выпуска пластинки, группа вместе с оркестром отправилась на гастроли, которые стали для организаторов и участников чересчур затратными.
Оно и понятно: таскать такой коллектив по весям и континентам – дело сложное. Вдобавок из оркестра ушел Годфри, который был уверен, что ему положены авторские отчисления за несколько песен команды.
Третий альбом «Barclay James Harvest and Other Short Stories» записывали уже вместе с новым руководителем оркестра Мартином Фордом.
Последовал еще один неудачный тур, на этот раз в США. И команда перешла под крыло другого лейбла. Это был «Polydor».
Все-таки от качества руководства процессом зависит многое. У BJH резко выросли продажи. Альбом «Everyone Is Everybody Else» 1974 года занял 13 место в чартах и даже вошел в «100 лучших альбомов за все время» по версии 1977 года. Многие вообще считают эту пластинку пиком творческой карьеры команды.
Вплоть до альбома «Octoberon» (1976 год) постоянно шел чартовый подъем. Дошли до национального Топ 20.
Группа экспериментировала. Они то отдалялись от оркестрового звучания, то задвигали клавиши на задний план, то сочиняли композиции в стиле паб-рок.
Паб-рок – это такое чисто британское направление, возникшее в середине семидесятых, когда начали исчезать небольшие музыкальные клубы, и команды, не имеющие договоры с лейблами, стали перемещаться на совсем крохотные площадки, возвращаясь «к основам» и исполняя простой и даже грубый рок.
Если принять слово «мир» за ситуацию в группе, то поневоле в голову приходит знаменитый диалог из «Москва слезам не верит»…
- Ну как там, в мире?...
- Стабильности не хватает...
- Ну, а вообще?...
А про «вообще» сказал знаменитый продюсер Мейзер, которого пригласили для работы над альбомом "Time Fades Away". Он видел, как BJH выступал с оркестром в Королевском фестивальном зале в мае 1973 года. И на вопрос, почему он решил спродюсировать группу, ответил:
"Потому, что меня бесит растраченный впустую талант. Я видел, как группа была задавлена оркестром, когда работала с этими ужасными аранжировками в Королевском фестивальном зале. Но в то время я не мог продюсировать их из-за четырехмесячной работы над альбом Нила Янга. Я глубоко верю в то, что хорошие песни требуют хорошей записи, а уровень «Barclay James Harvest» соответствуют любой из великих групп"…
Чётко и ясно.
Однако в конце семидесятых группа вырвалась на большие концертные площадки. Даже несмотря на то, что в 1979 году из команды ушел Вулстельхолм, чей уход объяснили тем, что он страдал «клинической депрессией».
BJH втроем продолжали… Их бесплатный концерт в Западном Берлине перед Рейхстагом в 1980 году слушали 250 000 человек. Они были первой западной рок-группой, которая за два года до падения Берлинской стены выступили в Восточной Германии в Трептов-парке, сыграв на аудиторию в 170 000 зрителей.
Как трио они выступали, приглашая разных сессионных музыкантов, до 1998 года. Надо так понимать, что внутри маленького коллектива+оркестр к этому периоду возникли некие музыкальные разногласия.
Группа разделилась на две команды, причем каждая из них сохранила старое название. Черт ногу сломит в этих перетрубациях!
Джон Лис организовал «John Lees' Barclay James Harvest». Он восстанавливал ранний саунд группы. А Лес Холройд и Мел Притчард создали «Barclay James Harvest featuring Les Holroyd», где ориентировались на более поздние работы. У двух новообразований были концерты, записи и гастрольные турне.
Притчард скоропостижно скончался от сердечного приступа в начале 2004 года. Вулли Волстенхольм покончил с собой в декабре 2010 года.
Я не буду сейчас разбираться во всей череде участия бывшего золотого состава BARCLAY JAMES HARVEST в различных проектах, ибо пишу о шестидесятых.
Но вдруг вспомнилось, что в 1972 году некие Терри Булл и Лестер Форест, назвав себя рок-группой BOMBADILL, выпустили сингл "Breathless"/ "When the City Sleeps". Это дурачились Джон Лис и Вулли Волстенхольм, которые отыграли там на всех инструментах, и, соответственно, спели.
Трек "When the City Sleeps" можно услышать в сериале 2007 года «Жизнь на Марсе».
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ:
Barclay James Harvest (1970)
Once Again (1971)
Barclay James Harvest and Other Short Stories (1971)
Baby James Harvest (1972)
Everyone Is Everybody Else (1974)
Barclay James Harvest Live (1974, live)
Time Honoured Ghosts (1975)
Octoberton (1976)
Gone to Earth (1977)
Live Tapes (1978, live)
XII (1978)
Eyes of the Universe (1979)
Turn of the Tide (1981)
A Concert For The People (Berlin) (1982, live)
Ring of Changes (1983)
Victims of Circumstance (1984)
Face to Face (1987)
Glasnost (1988, live)
Welcome to the Show (1990)
Caught in the Light (1993)
River of Dreams (1997)
По другой, не менее правдоподобной версии, у BJH издано более СОРОКА альбомов. Я не буду публиковать здесь все названия: это концертные диски, записи Би-Би-Си, пластинки, изданные в других странах и, догадываюсь, некие компиляции на разных носителях. Меломаны всегда найдут это несомненное добро в Сети… Оно того стоит.
Вперед, друзья!
Если есть время, загляните в несколько моих статей, написанных на канале ЮРИЙ КИСЛОВ ранее:
Дорогие друзья! Если вам понравилась эта статья, и другие материалы канала ЮРИЙ КИСЛОВ, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2036 0380 0006
ЛЮБУЮ СУММУ…
С уважением