Найти тему
Юрий Кислов

Блюз-рок от прекрасной польской команды BREAKOUT: из рок-архивов шестидесятых

О польских рок-группах и прочем, непосредственно связанным с шестидесятыми годами и Польшей, я уже писал не единожды. Писал с удовольствием и почитанием: их гастроли по просторам СССР в семидесятые и позднее, меломаны вспоминают с трепетом и восторгом. Я писал о ЧЕСЛАВЕ НЕМЕНЕ, NO TO CO, CZERWONE GITARY и SKALDOWIE.

Впрочем, те читатели и подписчики, что внимательно следят за каналом ЮРИЙ КИСЛОВ, хорошо об этом знают. А те, кто еще не знают, советую на него подписаться. Там есть созданный мной каталог, где по алфавиту, и с соответствующими ссылками на мои материалы в ДЗЕНе, вы увидите довольно обширный список рок-групп (числом под ДВЕСТИ), о которых я уже разместил свои посты. Только кликните вот ЗДЕСЬ и очутитесь в чарующей мире рок-музыки шестидесятых прошлого века.

Сегодня пришла пора рассказать и вспомнить о BREAKOUT, великолепной польской группе, которая принесла в свое время на польскую сцену качественный и неповторимый в славянском исполнении, Его Величество блюз-рок.

Начало, а если точнее – исток BREAKOUT, лежит в 1963 году, в прекрасном городе Щецин, где состоялся фестиваль молодых талантов. Вот, кстати, каков он, Щецин. Всего один дом, но правда красиво?

На этом фестивале выступили гитарист Тадеуш Налепа и его подружка Мира Кубашиньска. Они познакомились раньше в Жешуве, на юго-востоке Польши, в маленьком кафе. Мире понравилась гитара Тадеуша, и Тадеушу – вокальные данные Миры. Тадеуш мечтал создать свой собственный коллектив. А Мира петь в какой-нибудь группе. Пазлы сошлись очень даже прочно. Я бы сказал – намертво.

-2

Так вот, тогда, на фестивале в Щецине этот дуэт выиграл главный приз. А спустя пару лет на свет появился ансамбль BLACKOUT (Затемнение), который играл довольно простенький бит. Но в 1968 году, следуя мощным рок-музыкальным тенденциям, тогда царящим в мире, команда начала играть более жесткие вещи, назвав себя BREAKOUT (Прорыв).

Кстати, BLACKOUT до перезагрузки успел выпустить один полнометражный альбом «Blackout», где такие песни как «Anna», «Wyspa», и «Te bomby lecą na nasz dom» имели большой успех у польской молодежи.

-3

У BREAKOUT есть конкретная дата создания: 1 февраля 1968 года. Они почти сразу же, 21 февраля, выступили на фестивале "Musicorama".

Понятно, что значительная часть музыкантов в BREAKOUT, была из старого состава. Итак: Тадеуш Налепа (вокал, гитара, губная гармоника), Мира Кубашиньска (вокал), Януш Зелиньски (бас-гитара), Юзеф Хайдаш (барабаны) и Кшиштоф Длутовский (клавиши). Вскоре Зелиньски покинул команду, и вместо него за бас взялся Михал Музолф.

Нет, всё-таки как быстро все решалось в Польше шестидесятых! Этим же летом BREAKOUT выезжает на гастроли в страны Бенилюкса. Даром времени они там не теряют, и помимо чистого творчества и общения с публикой, неплохо зарабатывают, и, что очень важно, обзаводятся самой современной по тем временам в ПНР аппаратурой.

-4

Более того, Тадеуш Налепа до такой степени вдохновлен блюз-роком, что отныне предан ему до конца жизни. Они начинают играть блюз-рок самыми первыми не только в Польше, но и во всей Восточной Европе!

В январе 1969 года выходит их дебютный альбом «Na drugim brzegu tęczy». Композиция «Gdybyś kochał, hej!» из этой пластинки занимает первые места в польских чартах и топах. Есть в нем нечто от прогрессива. Сильная по тем временам работа. В студию при записи альбома пригласили бэк-вокал от группы ALIBABKI, там можно услышать изящные партии саксофона и флейты в исполнении Влодзимежа Нагорного.

-5

И здесь начались кадровые перемены в составе команды. Вместо Музолфа пришел Петр Новак, затем вместо Новака в группе появился Юзеф Скжек. В начале 1970 года группу покинул менеджер Франтишек Валицки. Причины? Неизвестно. А может быть, дело и в том, что из стран Бенилюкса, группа привезла стиль одежды, длинные волосы и независимую манеру поведения, которые в социалистической Польше сразу же определили, как «пропаганду западного образа жизни»?

Песни BREAKOUT запретили на польском радио и телевидении. Группу усиленно критиковали в печати. Кстати, замечу, что Тадеуша Налепу никогда не интересовала идеология как таковая. Его всегда интересовала только музыка.

-6

Такая ситуация отнюдь не помешала тому, что группа BREAKOUT в глазах поляков, да и не только их, становится символом контркультуры. А начиная с этого времени, каждая пластинка группы выходит практически с новыми составами музыкантов, за исключением, понятное дело, ядра команды.

В 1970 году группа записывает и издаёт новый альбом «70A». Там есть очень красивые блюзы: пронзительные и берущие за душу. Это настоящий блюз-рок ("Skad Taki Duzy Deszcz" и "Piekno"), с которым вплотную Налепа познакомился еще в 1965 году, когда гастролирующий в Польше Эрик Бёрден с ANIMALS, привезли туда записи черных блюзменов. Понятно, что музыканты тогда пообщались всласть…

-7

Тадеуша Налепу стали называть «отцом польского блюза». «Я бы мог быть даже матерью, - шутил Налепа в одном из интервью. – Я уже ни на какие прозвища не обижаюсь. Просто я записал первую в Польше пластинку с блюзом, вот и все».

В 1971 году на третьем лонгплее "Blues" вновь новички: Дариуш Козакевич (гитара), Тадеуш Тшчиньский (гармоника) и Ежи Голиневский (бас-гитара). Да, это полноценный и прекрасный блюз-рок: многие считают этот альбом самым лучшим в дискографии BREAKOUT. Да что там говорить – она одна из самых крутых в истории польской рок-музыки вообще!

-8
-9

Мира в создании "Blues" не участвовала: она начала записывать свои сольники с участием музыкантов из BREAKOUT. В отличие от осмысленного и глубокого рок-блюза у группы, альбомы Миры Кубашиньской слушаются как-то полегче.

-10
-11

В 1972 году группа выдает на суд слушателей альбом "Karate", который имеет огромный, по меркам Польши, коммерческий успех, за что музыканты получают в награду «Золотой диск».

-12

Но я несколько увлекся. Ибо пишу о шестидесятых, преследуя две основные цели: для тех кто знает и понимает, дать возможность вспомнить и поностальгировать, а для тех, кто ничегошеньки ПОКА не знает – познать и познакомиться.

-13

В 1973-1975 годах BREAKOUT концертирует в СССР, Нидерландах, ГДР. Среди читателей и подписчиков канала ЮРИЙ КИСЛОВ наверняка есть те, кто слышал их тогда живьем. Я им завидую. Моим первым альбомом группы в личной коллекции был "Karate". До сих пор помню ощущение и даже запах пластинки, когда я ставил её на проигрыватель...

-14

Альбом "Kamienie" 1974 года был последним альбомом BREAKOUT где прозвучал чистой воды блюз-рок. В группу вернулась Мира, и музыка стала уже не совсем та. Легкий вес. Усредненные величины. Поиски, не увенчавшиеся успехом (это сугубо моя точка зрения).

-15

Один за другим вышли номерные альбомы "NOL" и "ZOL", затем спецальбом "Zagiel Ziemi", выпущенный к московской олимпиаде 1980 года. Так себе альбомчик. Заказной, и, как все заказное, пустой и никчемный.

-16
-17

Кстати о «номерных» альбомах. Это очень даже зыбкое определение в мире рок-музыки. Если объяснить кратко – это альбом, где присутствует абсолютно новые, ранее неиздававшиеся вещи…

Группа распалась в 1982 году, и Тадеуш начал свою сольную карьеру. А Мира выступала в составе нескольких групп, включая AFTER BLUES.

После смерти Налепы и Кубашиньской, их товарищи Длутовский и Тшчиньский устроили реюнион, назвавшись OLD BREAKOUT.

С 2007 года в Польше проходит фестиваль BREAKOUT, посвященный их памяти.

-18

ДИСКОГРАФИЯ (СТУДИЙНЫЕ РАБОТЫ):

Na drugim brzegu tęczy (1969)

70a (1970)

Blues (1971)

Mira (Mira Kubasińska i Breakout) (1971)

Karate (1972)

Ogień (Mira Kubasińska i Breakout) (1973)

Kamienie (1974)

NOL (1976)

ZOL (1979)

Żagiel ziemi (1980)

-19

СБОРНИКИ:

Bluesbreakout 1971-72 (1991)

Ballady (1995)

Breakout 69/70 (1996)

Blackout, Breakout i Mira Kubasińska — Gold (1997)

Mira / Ogień (1997)

Złote przeboje (1998)

Największe przeboje (1999)

Breakout vol. 1 — Blues / Ogień (2000)

Breakout vol. 2 — Karate / Na drugim brzegu tęczy (2000)

Poszłabym za tobą (2000)

Oni zaraz przyjdą tu (2001)

Poszłabym za tobą (2011)

-20

Польский блюз-рок – это для гурманов. Он вдохновляет и заставляет вновь и вновь прикоснуться к славянской музыке, пропитанной лучшими блюзовыми традициями. Послушаем, посмотрим и… Впрочем, музыка всё скажет о себя САМА.

На сегодня - всё… Подписывайтесь на канал ЮРИЙ КИСЛОВ. Обещаю вам еще много чего интересного. Постараюсь вас не разочаровать.

И одна маленькая просьба. Буду вам благодарен за ЛЮБУЮ материальную поддержку, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Любой труд должен быть поощрен. Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803

С уважением