В конце октября прилетел в Петербург. В Черном море все еще купаются смельчаки (хотя холодновато), а Балтика обдает ледяным холодом - небо сливается с водой, и только светлые островки зданий отделяют одно от другого.
Бизнес-клуб "Эквиум" собрал своих членов на встречу. Холод погоды был уравновешен теплом приема северо-западных коллег. Говорили о предпринимательской тактике на современном этапе. Мне, безусловно, была интересна тема малоэтажной и индивидуальной застройки, Питер в этом отношении в лидерах России. На фото №1 я посередине, на других - в красном поло, зовут меня Алексей Норкин, я строю дома. Так что будем знакомы, если вы впервые читаете мой дзен-блог - тут будет почти все о личных домах (как правильно построить, как красиво и современно отделать помещение, как и куда переехать жить на юг), а также мои наблюдения из путешествий, включая исторические экскурсы. Сегодня как раз такой.
После событий, подготовленных для коллег страны по предпринимательству питерскими товарищами, прогулялся по городу. Откровенно: после наших осенних температур под +25, город откровенно задувал за шиворот, леденил щеки, трепал куртку, проверяя меня на крепость духа. Небо было серым и низким, Петербург при этом изумительно красив!
Я даже подумал: а хорошо, что здесь так холодно, туманно и дождливо.
Вы только, что было бы, если город такой изумительной красоты и градостроительной ясности соединить с нашим райским краснодарским климатом... Это же завтра вся Россия переедет в такое чудо света!
Да... Петербург - город, который красив без устали: ночью, на рассвете, днем, в сумерках... Летом, зимой, в межсезонье. И деревья в нем под стать - золотые....
Пока восхищался всем красивым, ветер задул сильнее, куртка стала жалобно проситься на Эльбрус, к ледникам (погреться),...и вскоре выпал снег.
В Краснодаре снег тоже бывает. Но быстро тает, и он водянистый, нестойкий.
Вчера, 28 октября 2023, меня осыпало снегом. Надеюсь, уже вечером смогу в Анталии окунуться в теплую морскую воду и прогреюсь завтра на солнышке. Такой вот контраст. А у вас так бывает?
Пока скользил в кроссовках по снегу и скрытому под ним ледку, ровно в тему первого снега в Питере вспомнил интересные сведения из книги "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов", авторы - Пызин Владимир Иосифович, Засосов Дмитрий Андреевич.
Книга написана о дореволюционном Петербурге, его обычаях, забавах. Зимний шик Петербурга, и русский колорит создавали люди исчезнувшей профессии. А ведь они были из тех, кто превращал недостатки города с его холодком и обледеневшими от низких температур и повышенной влаги улицами, в его достоинства.
Были, оказывается, на стыке веков в России свои рикши. Назывались они "катали" - это люди из физически крепких мещан, которые занимались перевозом людей или грузов на специальных санках по обледеневшим (а иногда и специально укрепленных многократным поливом) дорожкам или по льду Невы.
Для катания многие в Петербурге использовали финские санки с высокой спинкой. Можно было просто так, ради удовольствия скользить по льду Финского залива или Невы.
А можно было заработать.
Зимой оживлялась переправа через Неву по льду. Для пешеходов и переездов на лошадях у берегов строились деревянные сходни и съезды на лед, засыпаемые снегом. Такие переправы устраивались во многих местах, например с Французской набережной до клиники Виллие (ныне Военно-медицинская академия). От набережной Зимнего дворца до Зоологического сада ходил даже электрический трамвайчик, перевозивший за пятак (малые дети при родителях — бесплатно). По льду прокладывалась узкоколейка, вагончик малюсенький, на нем ригель с колесиком, катившимся по проводу. У берега стояли баржи с павильонами, вагончик входил в вырез баржи.
Во многих местах бедный люд промышлял тем, что перевозил людей через Неву по специальным ледяным дорожкам в двухместных креслах, примитивно сколоченных. Было жаль смотреть на человека, который, тяжело дыша, быстро бежал на коньках, толкая перед собой санки с пассажиром, иной раз — с двумя. Это были своеобразные рикши. Они обычно работали от хозяйчика, часто от арендатора лодочных перевозов, переключавшихся на зиму на это доходное дело.
("Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов", Пызин Владимир Иосифович, Засосов Дмитрий Андреевич)
В местах перевоза на другой берег Неву чистили от снега, хорошенько проливали водой (такой метод укрепления ледяной корки был позднее использован на "Дороге жизни" через Ладожское озеро).
По обеим сторонам Невы стояли кассы и павильоны, в которых можно было подождать ледяного рикшу и выпить сбитень, пунш или горячий чай.
На стульчик с высокой спинкой садился человек..., и поехали! На фото ниже елками обозначена "нарощенная" ледяная дорога" - во-первых, по ней полозья санок скользят лучше, во-второй, лед там толстый и перевоз безопасный.
Когда припекало, и сверху льда появлялась пленка воды, по замерзшим рекам и каналам Петербурга начинали скользить буера и вот такие странные санки с лыжными палками - это почтовики разводят срочные бандерольки, письма и посылки - с одного берега на другой.
Ну или кавалеры катали дам. Тут уж и санки пороскошнее, и дамы праздные - никуда не спешат.
А на этом старинном рисунке кипит работа - картинку с каталями зарисовал посетитель Петербурга. Обратите внимание, рикши одеты в форму, как работники транспорта.
Те, что на картинке, сообщают ускорение санкам с помощью разбега на коньках. А по заснеженным дорожкам бегали катали в валенках. Разогнавши санки, поднимались на их длинные полозья и катились вместе с ездоком, переводили дух - отдыхали чуть-чуть от маетной работы.
Санки называют "финскими", но не вполне ясно, из какой части Северной Европы они пришли к нам. Возможно, кстати, санки российские, северные, но свои, родные. Саамы, карелы, лопари делали такие санки для езды на собаках. И на русских северах их хорошо знали. Они должны быть очень легкими и обеспечивающими легкий ход, долгое скольжение.
Когда в 1882 году в Швеции впервые упомянули в печали такие санки, то их тоже назвали "финскими". В 1899 году по инициативе Виктора Балька, члена первого олимпийского комитета, в Стокгольме начал работать первый в мире клуб любителей финских саней. Сами финны такой клуб создали у себя только через два года. В благодарной памяти народа осталось имя механика Оскари Терхи из города Сало - в 1900 году он додумался прикрепить на деревянные полозья металлические "коньки", и тогда санки, обутые в железо, стали бегать существенно быстрее.
Финны, скорее всего, переняли манеру езды на легких санках у малочисленных народов-оленеводов. Не исключаю, что эти же приемы передвижения одновременно освоили шведы и русские.
Посмотрите на картину Эрнста Джозефсона "Интерьер Даларны" (это шведское поселение). Если бы не тип остекления окна и не особый тип кровати в ларе, на фоне которой сидит женщина, интерьер нипочем не отличить от русской избы, а шведку от русской.
Санки с железными полозьями хорошо знали в русских деревнях.
Как средство передвижения санки с рикшей были известны в Северной Европе с 17 века.
На Фонтанке (частично на современной Сенной площади) был регулярный сад Юсуповых с двумя прудами, каналами и цветниками. От особняка на берегу Фонтанки к Садовой улице была проложена аллея. Сады были знамениты оранжереями. В начале 19 века газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщала:
"В саду Его Сиятельства Князя Николая Борисовича Юсупова, состоящем в 3 Адмиралтейской части, в 3 квартале, имеются для продажи разные фрукты, как то: лучшие ананасы, дыни, арбузы, разных сортов смородина, фиги и шпанские вишни; желающие все сии фрукты купить оптом являться могут для условий... к садовнику Фёдору Нейгольцу".
В 1810 году князь Юсупов разошёлся со своей женой (наелся, видимо, ананасов до оскомины) продал имение в казну и приобрел другое имение - Архангельское. А Юсуповский сад перешёл во владение Института корпуса инженеров путей сообщения. Без собственника, в казенных руках, сад потерял значительную часть площади, засыпали также часть прудов. Перестройка в бывших садах продолжалась до середины века. Александру II порядком надоел беспорядок в центральной части столицы, и он велел сады освежить и открыть для публики, что в 1863 году и было сделано - место стало любимым для жителей города и гостей. Здесь запускали воздушные шары, работал тир, делали ледяные горы и катки, строили крепости.
В 1877 году Юсуповский сад облюбовали члены созданного в России общества любителей бега на коньках. Первые соревнования фигуристов прошли здесь и Юсуповский сад стал местом рождения фигурного катания в России как спорта.
Катали находили работу в саду. Северные рикши были неутомимы, народ весел и счастлив (во всяком случае, так привирает история, представляю, как упахивался к концу работы молодец, катающий санки).
В Петербурге, кстати, любители опробовали почти все популярные в те времена способы передвижения при помощи ветра, санок, лыж и быстрых ног. Полистайте карусель!
Каталями, кстати, называли не только рикш для финских санок. Металлургические производства были связаны с перевозкой шихты, силачей передвигающих тележки, тоже звали "катали", как и валяльщиков валенок. Название их профессии звучало, как "жгон" или "каталь", они катали валенки.
К списку этих уже несуществующих каталей добавим северного рикшу - петербургского каталя, - нам том и перевернем страницу истории.