Найти тему
Невыдуманные истории еды

Русское чаепитие 1 из 3

Сразу хочу отметить, что распространение чая по территории Российской империи было очень неравномерным, причем это утверждение относится и к качественному и к количественному отношению. В сибирской части страны, а также в среднеазиатской части потребляли чай в больших объёмах, но более низкого качества, чем в европейской части Империи. В западных губерниях России, Финляндии и Санкт-Петербурге преимущество отдавали кофе.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

То есть кое-где чай не прижился. Да, бывало, и такое.

Например, в староверческой среде, особенно среди беспоповцев, этот напиток не пользовался популярностью, вместо чая заваривали ароматные травы и ягоды. Хотя не везде, так П.И. Мельников (Печерский), описывая быт старообрядческих скитов, часто упоминал чаепития, сопровождающиеся большим количеством закусок. Но местами, чай считался бесовским напитком.

Но все же чай играл все более важную роль в жизни всех слоев населения России, особенно возрастающую в зимний период времени. Менее чем за сто лет, пройдя начатый XVII в. в путь от дипломатического подарка через полулекарственное достояние придворной жизни до неизменного элемента меню различных слоев общества, чай к середине XVIII в. уже имеет сложившуюся культуру потребления и, все чаще упоминается в текстах художественных произведений, торговых документах и частных бумагах.

Изначально, стоит указать, что традиции чаепития в нашей стране имеют две исходные точки.

- первая это культура Востока, с которого чай пришел в Россию в XVII в;

- вторая западноевропейская культура, оказывающая активное влияние на русскую культуру с XVIII в.

В России народ никогда не придерживался четко выверенной чайной церемонии, подобной китайской, с тысячей ужимок и приседаний, все было куда как проще и гораздо более душевней. Порядок и характер церемонии, конечно, имел вариации в разных регионах, но в целом выстраивался на пересечении различных культурных традиций и исторических эпох.

Чай в России – это, прежде всего про хорошую компанию и приятное времяпрепровождение.

Исследователи в своих материалах отмечают, что традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания, ведь кроме самого процесса чаепития, она имеет множество мелких деталей нужных для настроения, скатерти, подстаканники и прочая внешняя амуниция, которая и создавала ту особую добрую магию русского чая, которая так интриговала иностранцев. В русской культуре чай – это семейственность.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Например, в русской художественной культуре чай является главным символом семейных обедов, потому что издавна чаепитие ассоциируется с ощущением домашнего очага, душевного покоя и упорядоченности жизни. Ведь герои многих произведений классиков русской литературы (Ф.М Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.А. Гиляровского) пьют чай, и весьма часто. Часто чай является связующим звеном всего произведения.

Кроме того, писатели с удовольствием описывали чайные столы, их убранство, угощение, описывались и процесс приготовления чая, и настроение присутствующих, и даже характеры людей через их чайные привычки.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Есть в литературе упоминания и о дружеских и соседских встречах, которые чай, несомненно, завершает, являясь настоящей кульминацией вечера. Так очень много таких примеров в работах великого А.С. Пушкина, например в поэме «Евгений Онегин» он пишет: «Прикажут Ольге чай готовить, / Там ужин, там и спать пора, / И гости едут со двора».

Исследователи языка, литературы и менталитета, однозначно сходятся во мнении, что такие сцены являются одним из самых ярких способов выражения национального менталитета и мировоззрения.

Хлебосольные хозяева на селе, пользовались уважением не только односельчан, но и горожан, заезжавших к таким знакомым по большим праздникам «за угощением», отбывающих домой всегда с хорошим настроением и прихватив на обратную дорогу съестных припасов в подарок (хм… у моих родителей и сейчас так). Однако отмечалась и негативная сторона, касающаяся сибирского гостеприимства, подчас оно было чрезвычайно навязчивым.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

Кстати, чай это и атрибут дороги, отсылающий к домашнему теплу. Например, у Лермонтова М.Ю. в произведении «Герой нашего времени» рассказчиком с любовью упоминается возможность выпить чаю на чужбине, чувствуется, что данное времяпрепровождение дорого ему и необходимо для счастья: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу». А у Гоголя Н.В. в его «Мертвых душах», чай пьют в каждой главе, не только в гостях, но в том числе в трактирах.

Традиция чаепития в Российской Империи складывалась достаточно быстро, и имела региональные и сословные отличия. Поэтому однозначного ответа на вопрос «Что такое чайная российская церемония?» пожалуй, дать невозможно. Тем более, глубоких исследований русской чайной традиции, можно сказать, и нет. Описания чаепитий известны по большей части через призму художественной литературы, встречаются они в работах исследователей русского быта и знатоков русской кулинарии, но конкретно традиции русского чаепития на данный момент не исследовал никто. Однако читая классические русские романы, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в русскую культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпрепровождения и общения.

(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")
(коллаж собственность канала "Невыдуманные истории еды")

продолжение