Все, кто читал «Унесенных ветром» М. Митчелл, наверняка помнят жизнелюбивого отца Скарлетт, эмигранта-ирландца Джеральда, владельца плантации Тара в Джорджии.
Но, вероятно, мало кому известно, что название плантации выдает замашки Джеральда и рассказывает о древнейшей ирландской легенде, связанной с Самайном – временем исполнения кельтскими жрецами друидами определенных ритуалов. Сегодня Самайн почти полностью заменил его коммерческий двойник – Хэллоуин.
Собственно, Тара с ирландского переводится как «Холм королей» и в настоящее время является национальным памятником Ирландии, представляя собой длинную возвышенность, расположенную неподалеку от Дублина.
Но в стародавние времена Тара была древней столицей Ирландии (до XII века) резиденцией и местом коронации Верховных королей.
Давным-давно, именно на «пиру Тары» в ее главном пиршественном зале заключался ритуальный брак Верховного короля с его землёй.
Не просто так в романе устами Джералда говорится о любви ирландцев к земле:
— Земля — единственное на свете, что имеет ценность, — воскликнул Джеральд, вне себя от возмущения воздев над головой свои короткие руки, словно призывая небо в свидетели, — потому что она — единственное, что вечно, и не мешало бы тебе зарубить себе это на носу! Единственное, ради чего стоит трудиться, за что стоит бороться… и умереть!
— Ах, папа, — презрительно молвила Скарлетт, — вы рассуждаете, как настоящий ирландец!
— А разве я когда-нибудь этого стыдился? Напротив, я этим горжусь. И вы тоже наполовину ирландка, не забывайте, мисс! А для того, у кого есть хоть капля ирландской крови в жилах, его земля — это то же, что родная мать. И мне сейчас стыдно за тебя. Я предложил тебе в дар прекраснейшую из всех земель, не считая, конечно, графства Мит в Старом Свете, а ты что? Презрительно фыркнула!
Но что же случилось с древнеирландской Тарой?
Ирландский эпос всегда уделял огромное значение Самайну. Считалось, что схватки и битвы, происходившие в Самайн, меняли судьбу Ирландии.
Особенно нужно выделить легенду о «Последнем пире в Таре», действия которого происходят в 560 году, как раз во время пира в честь очередного Самайна.
На это событие ссылаются летописцы «Анналов Тигернаха» в главе «Последний пир в Таре при Диармайде мак Кербайлле».
Вышеупомянутый Диармайд был королем Ирландии, прогневавшим ирландских монахов - Руадайна из Лоррха и Брендана из Бирра. Монахи явились в Тару во время традиционного пира на Самайн и прокляли ее.
Согласно преданию, с тех пор Тара опустела, и ни один из ирландских правителей больше не держал здесь свой королевский двор.
Молчит просторный тронный зал,
И двор порос травой:
В чертогах Тары отзвучал
Дух музыки живой.
Так спит гордыня прежних дней,
Умчалась слава прочь, -
И арфы звук, что всех нежней,
Не оглашает ночь.
Напевы воинов и дам
В руинах не слышны, -
Но иногда витает там
Звук лопнувшей струны:
Как будто Вольность, не воспев,
Отпев свои права,
Спешит сказать, сквозь боль и гнев,
Что все еще жива!*
*Томас Мур
Ирландский иммигрант Джеральд, выигравший право собственности на плантацию в покер, как многие случайно обогатившиеся, возможно, очень хотел причислить себя к потомкам последних ирландских королей, поэтому и назвал свою плантацию Тара.
Благодарю за прочтение!
На канале в ближайшие дни планируется цикл статей и постов, касающихся Самайна и связанных с ним традиций, легенд и даже рецептов.
Присоединяйтесь, у прошлого еще много тайн!