Найти в Дзене
Не только ИИ

О спорт, ты… Смерть?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда Михаил садился в тренерское кресло, давно списанное Дворцом спорта, но, вовремя замеченное и выхваченное, по дороге на утилизацию (т.е. на помойку), единственное сидячее место в зале тяжелой атлетики, то становился похож на мясной стейк, с тоненькой жировой прослойкой, положенный, как говорят кулинары – отдохнуть. Но, когда вставал и чуть встряхивал расслабленными мышцами, то, даже через тренировочный костюм, была видна просто гора мышц, уложенных ровными полосами вдоль по рукам и ногам. Подростки, с которыми он занимался, как дипломированный специалист по тренерской работе, тяжелой атлетикой, изо всех сил стремились быть похожими на Тренера. Михаил, в свои двадцать девять лет, и сам еще выступал на помосте, и его воспитанники знали, что эта гора мышц может «взорваться», чтобы мгновенным усилием поднять вверх штангу, на которой столько блинов, что прогибается гриф. Обычного же человека вес этой штанги просто раздавит.

Тренировочный зал по тяжелой атлетике находился в цокольном этаже Дворца спорта. Это было длинное неширокое помещение, с потолком не более двух с половиной метров, с зеркалом во всю стену, - для корректировки техники упражнений, - с окнами под потолком. С улицы же эти окна располагались как раз на уровне земли. Вдоль всего зала находились штанги, тренировочные станки, гири и гантели разных калибров, возле каждой штанги лежали десятки «блинов» разного веса. Несколько нарисованных помостов со специальным покрытием помогали представить выполнение упражнений, как на соревновании. В те дни, когда занималось много спортсменов, окна открывались, и, каждый проходящий мимо в этот момент по улице, мог ощутить неповторимый запах «качалки». Запах пота и железа. Уже только этот запах заставлял мускулы наливаться тяжестью, а выделяющийся адреналин просто требовал физической нагрузки.

Так, однажды, Генка, проходя мимо «качалки», вдохнул этот запах и остановился, засмотревшись в окошко на спортсменов. Как водится, смотреть на то, как работают другие, можно бесконечно, но, стоящего у окна пухленького невысокого паренька, заметил тренер. Больше в шутку он сказал:

- Заходи!

Смущаясь, Генка спустился в подвал.

Тренер дал ему гриф от штанги, – он весит двадцать килограммов.

- Сможешь поднять три раза?

Для новичка это трудное упражнение, особенно, если сам новичок весит пятьдесят килограммов. Нужно соблюдать равные усилия каждой рукой, иначе какая-нибудь сторона грифа перевесит и потянет весь груз на пол вместе с поднимающим. К тому же длина грифа около двух метров.

Дергая то левой, то правой рукой Генка стал подтягивать гриф к груди, каждый раз качаясь при этом в сторону наклона штанги, стараясь больше залезть самому под штангу, чем вытянуть ее вверх. Но, все же ему удалось взять гриф на грудь, а затем, отдышавшись, он начал поднимать его над головой. После нескольких сантиметров подъема штанга возвращалась опять на грудь к Генке. С третьей попытки Генка изменил тактику: он подпрыгнул вместе со штангой и слегка подсел под нее, чтобы увеличить пройденное расстояние и, наконец, пройти точку невозврата. Дальше он начал дожимать штангу, чтобы она опять не вернулась к нему на грудь. Штангу опять начало водить то влево, то вправо вместе с Генкой. Он раздул щеки, выпятил живот и, помогая себе взглядом, начал подъем. Неокрепшие мышцы задрожали от напряжения: от коленок до локтей все тряслось. Лицо мгновенно вспотело и покраснело, но все же вес был взят. Сбросив штангу на пол, Генка посмотрел по сторонам – никому до него не было дела. Это немного успокоило его, и он принялся за вторую попытку.

Тренер остановил его.

- Пока достаточно. Давай, сначала мышцы в порядок приведем.

Он назначил Генке дни занятий, велел принести школьный дневник и чистую тетрадь для записи проделанных упражнений, чтобы видеть прогресс и скорость этого прогресса.

- А, зачем нужен школьный дневник? – спросил Генка.

- Оценки показывают все. Двоечников мы не берем.

Генка вздохнул с облегчением: он был троечником. А у тренера в глазах засветились искорки.

Тренер составил индивидуальный план занятий для Генки. Конечно, индивидуальный план был у каждого воспитанника секции, он включал и физические упражнения, соответствующие возрасту, и совершенствование техники поднятия штанги разными способами. Но для Генки это было началом нового и большого пути, который к его увлечению, – рыбалке, – добавил вторую страсть – штангу.

Михаил, хоть пару раз, за время тренировки, но оборачивался на Генку или бросал взгляд в зеркало, чтобы убедиться, что Генка занимается изо всех сил. Пока только тренер видел в нем будущего чемпиона, имеющего идеальные пропорции тела для выполнения упражнений тяжелой атлетики. Так, высокий рост дает преимущество при занятии баскетболом, длинные ноги – у бегунов и прыгунов, моментальная реакция – у боксеров, статическая сила – у борцов, а относительно короткие руки и ноги при росте менее ста шестидесяти см, делали Генку коренастым и давали ему преимущество в виде минимальной амплитуды движения штанги при подъеме, и, соответственно, меньшей траты энергии на каждый поднимаемый килограмм. Конечно, в своей весовой категории. А качество мускулатуры, способной потратить максимум собственной энергии в кратчайшее время, пока нужно тащить штангу вверх (мышечный «взрыв»), вырабатывается годами тренировок.

Работа тренера, в тандеме с Генкой, конечно, дала свои плоды, – за семь лет Генка сдал норматив Мастера спорта СССР и в двадцать лет уже начал примерять на себя различные чемпионские звания.

Но тренеру нужен был «международный» чемпион. Лучше рекордсмен. Это давало существенную прибавку в зарплате и звание Заслуженного тренера СССР, не считая заграничные командировочные.

И, вот, к очередным Всесоюзным соревнованиям они стали готовиться основательно, так как призовое место давало право участвовать в международных.

У Ю.П.Власова, сильнейшего человека планеты в то время, в его воспоминаниях, мы читаем:

«Порой сознательно мы (с тренером) шли на перетренировки. Они потрясали организм, и в первую очередь нервную систему… После серии нагрузок обычно повышалась температура, меня начинало лихорадить, совершенно пропадал аппетит, все тело горело.»

Но, после восстановления, ощущалась необычайная легкость и повышались результаты. Этим же методом решили воспользоваться и Михаил с Генкой, может быть неосознанно. То есть тренировки стали планировать на пределе возможности организма. Но, если Ю.П.Власов применял «перетренировку» в зрелом возрасте (под тридцать лет), с конкретными целями изучения реакции организма на сверхнагрузки, то на двадцатилетнего спортсмена такая методика оказала просто губительный эффект. Впрочем, и Власов вспоминал, что более поздней реакцией была страшнейшая слабость, и он не мог поднять даже чайник.

У Геннадия в какой-то момент закружилась голова и он упал на помост, к счастью, успев отбросить в сторону штангу. Тренер быстро подбежал к нему, присел на полу на колени, приподнял Генке голову, стал расспрашивать что случилось. Генка был в сознании, стал рассказывать, но встать не смог. Вызвали скорую помощь.

После недельного лечения головокружения прошли, но не совсем, – при одном воспоминании о «железе» у Генки начинала снова кружиться голова.

Тренер успокаивал Генку:

- Выздоровеешь. Начнем сначала. Ты еще молодой. У тебя все впереди.

Кто-то называет это – микроинсульт. Врачи придумали термин – Транзиторная Ишемическая Атака. По статистике у 50 процентов, перенесших ее, в течение пяти лет после такой атаки случается самый настоящий инсульт. Генка еще не знал, что теперь у него опять только одно увлечение – рыбалка.

И инвалидность прямо сейчас.

А теперь домашнее задание для прочитавших: поставить лайк и подписаться для чтения новых рассказов.