В предыдущих статьях мы обсудили, КАК отрыть свой маленький бизнес, какие действия нужно совершить и шаги предпринять. Но лишь слегка затронули тему, в КАКОМ направлении выгоднее всего вкладывать свои средства и усилия. Это объемный и многогранный разговор на несколько статей. Поэтому будем разбираться долго и поэтапно. Сейчас, в первой части, рассмотрю общие правила того, как правильно выбрать "свой бизнес", чтобы сразу пошло в гору.
Итак, начнем:
1. Берите то направление, которое уже хорошо знаете. То есть, вам нужно рассмотреть тот бизнес, который вы, по сути, уже давно открыли, будучи работником по найму. Звучит странно, но если вдуматься, то все вполне логично. У вас есть некая специальность, по которой вы трудитесь сейчас и создаете прибавочную стоимость вашему работодателю.
Например, вы юрист или бухгалтер. Мечтаете работать на себя. В качестве первой пробы пера можно разместить объявление на "Авито" об юридических или бухгалтерских услугах на аутсорсе. Если тяга пойдет, появятся желающие заказывать у вас какие-то небольшие проекты, тогда можно переходить к оформлению своего ИП. А затем плавненько свалить со своей нынешней работы в сторону small-бизнеса. Кроме того, таким нехитрым способом вы заодно проверите гипотезу, а стоит ли вам вообще заниматься предпринимательством, или, возможно, это не ваша стезя.
Здесь многие спросят, а что делать тем, у кого не слишком востребованная специальность? Например, нянечка/воспитатель в детском саду, горничная в отеле, секретарь, клиентский менеджер и прочее подобное. Это только кажется на первый взгляд, что ваш нынешний труд не востребован и не будет пользоваться популярностью у потенциальных заказчиков. Из-за небывалого оттока рабочей силы из страны в последние пару лет вы со своим предложением для аутсорса будете как нельзя кстати на рынке услуг.
Тот же секретарь, например, может помогать другим предпринимателям средней и выше руки организовывать их тайм-менеджмент. Многие мои знакомые, кто занимается бизнесом и уже достаточно развился в своем направлении, остро нуждаются в личных ассистентах на удалёнке, потому что просто не успевают вести свой органайзер сами. А про воспитателей и нянечек вообще молчу - спрос на услуги беби-ситтеров и гувернанток на дому взлетел в разы после того, как из страны уехали те, кто оказывал их раньше (имею в виду гражданок СНГ).
2. Если ваша специальность кажется совсем неподходящей для бизнеса по каким-то причинам, тогда берите за основу свое хобби. Но при условии, что оно закрывает важные потребности человека. Имею в виду, что ваше увлечение должно быть интересным и значимым для публики. И чем более массовой окажется потенциальная аудитория, тем лучше для вас. Даже если в предполагаемой рыночной нише высокая конкуренция, вы все равно сможете в нее встроиться за счет уникального торгового предложения и правильной отстройки от конкурентов.
Например, на досуге вы пишите картины маслом, пробовали продавать их, но выяснилось, что они совсем не пользуются большим спросом у покупателей. Прибыль низкая, так как пейзаж на холсте - не вещь первой необходимости. Но вы все равно страсть как любите рисовать. В таком случае, что мешает вам слегка сменить направление и попробовать свои силы в художественной отделке стен в ремонте квартир? Многие состоятельные заказчики хотят вместо обоев или рутинной венецианской штукатурки разместить панно-картину, выполненную дорогими отделочными материалами.
Или, скажем, вяжете красивые шерстяные свитера с косичками. Из заказчиков - одни только родственники, да знакомые, которые уже с ног до головы в ваших шедеврах ходят. Но если рассмотреть ваши изделия, как штучный, мануфактурный и очень эксклюзивный товар, то при грамотном продвижении в сети вы сможете найти свою целевую аудиторию для продаж.
В общем, суть в том, что чем бы вы ни увлекались на досуге, все это можно превратить в варианты для выхода на рынок со своим торговым предложением. Надо только предварительно проанализировать работы других похожих продавцов, чтобы понимать порядок цен и ваши конкурентные преимущества. А дальше ничего сложного - делаем ИП или самозанятость и в путь! Продвигаем свой товар или услуги методами интернет-маркетинга, описанными здесь и тут.
3. Мой не главный, но довольно дельный совет - при выборе направления для своего бизнеса, по возможности, отдавайте предпочтение ручному труду. Сейчас на рынке просто колоссальный недобор специалистов и предпринимателей, которые могут делать что-то руками. Тогда как "интеллектуальных тружеников" хоть отбавляй.
Все хотят поменьше пачкать руки, сидеть в теплом и светлом кабинете с бесплатным кофе и печеньками. Даже если платить за это будут три копейки. Тогда как любой самозанятый плиточник с "Авито", хоть и будучи в грязи по локти, заработает за месяц в разы больше, чем, скажем, менеджер колл-центра. Я не говорю, что ручной труд лучше или хуже интеллектуального, просто сейчас, чаще всего, это гораздо выгоднее.
4. Но если так получилось, что кроме как белым воротничком нигде работать не можете, то возвращаемся к первому пункту, перечитываем его еще раз и думаем, как превратить ваше нынешнее гуманитарное направление, например, в консалтинг.
Скажем, если вы кредитный менеджер в банке, то можете оказывать консультационные услуги по выбору оптимального способа кредитования для физических и юридических лиц. Правда, уровень знаний у вас должен быть экспертным и ориентироваться как рыба в воде нужно не только в кредитных позициях своего, но и всех остальных банков. Для чего? А для того, чтобы помочь своему клиенту взять кредит, например, под стартап или стройку, в условиях, когда ему уже десять банков отказали.
Если ваше направление больше техническое, нежели гуманитарное, тогда будет существенно легче пристроиться в малом бизнесе. Часто требуются подрядчики на интеллектуальные консалтинговые работы инженерного и технологического характера. Например, делать калькуляции и расчеты, составлять техпланы и сметы, формировать логистические маршруты и рецептурные производственные карты.
Но опять же, у вас должен быть очень высокий уровень экспертизы. Еще неплохо бы помимо консультаций, расчетов, планов и смет помогать своим заказчикам в работе с контролирующими и надзорными органами по вашему направлению - с технадзором, пожарной инспекцией, налоговой, кадастром и т.д. И совсем в идеале, если вы еще и юридическую сторону вопроса смыслите. Вот это просто топ-топ!
5. Если совсем не любите свою текущую работу, спите и видите, как бросите ее и займетесь чем-то кардинально иным, то сначала придется глубоко изучить предполагаемое новое направление, будучи еще сотрудником по найму.
Если этого не сделать, то, открыв свой small-бизнес, за все лаги и пробелы в знаниях вы заплатите рублем! Вам просто придется нанять тех людей, которые покажут пальцем, где именно и что вы делаете не так, и почему до сих пор не зарабатываете столько, сколько планировали, когда шли в предприниматели. А специалисты эти стоят недешево!
Надо понимать, что на обучение может уйти немало времени, сил и денег. И сколько бы их ни ушло, весь период придется работать на нелюбимой работе, чтобы как-то кормить себя и семью. Если все взвесили и решились-таки, то оформляемся на нужные курсы и программы переподготовки, которые могут потребоваться для вашего стартапа. И начинаем штудировать теорию параллельно с частной практикой на дому.
Например, очень многие пекари и кондитеры именно так и начинают. Работают где-то на основной работе и в свое свободное время изучают основы кулинарного искусства на курсах. Что-то потихоньку пекут у себя дома и продают через соцсети, повышают свое мастерство и, глядишь, через пару лет у новоявленного самозанятого есть своя оффлайн-пекарня или булочная. С красивой вывеской, вкусным кофе и постоянным потоком клиентов. Если вы тоже хотите открыть свое маленькое кафе или пекарню, то для начала пройдите поварские/пекарские курсы и заодно технологию пищевого производства изучите. Предложений по обучению много, есть из чего выбрать.
Вот сейчас прямо вижу немой вопрос в глаза читающих: для чего мне все это нужно, я ж сразу людей найму, и они все сделают?! Ну, во-первых, не факт, что наймете. Если стартовый капитал маленький, то придется экономить на всем, в том числе, на персонале. И поэтому большую часть работы надо будет делать самостоятельно. И техкарты, и меню, и даже у плиты порой стоять.
Во-вторых, даже если наймете, то кухонных сотрудников еще и контролировать нужно, чтобы не получилось так, что они зарабатывают на вас больше, чем вы на своем small-бизнесе. Да, да, имею в виду именно производственное воровство. Любой мало-мальски грамотный и опытный поваренок точно знает, где и как можно украсть на кухне, чтобы хозяин не заметил.
Поэтому жизненно важно знать, где вас могут обмануть ваши же сотрудники. И это справедливо не только для общепита. Все вышесказанное можно смело экстраполировать на любой вид бизнеса. Так что, если не хотите нести огромные потери на недоимках и недостачах, то сначала хотя бы в теории изучите то, чем планируете заниматься.
В продолжение этого пункта напишу, что малому предпринимателю сейчас must have знать кассовую дисциплину, программу r-keeper или ее аналоги, эквайринг, "Меркурий" и как работать с лицензиями и патентами. Нужно уметь самостоятельно делать открывающие и закрывающие бухгалтерские документы, сдаваться в технадзоре и налоговой, проходить проверки пожарных, санитарных и других инспекций. Подробнее обо всех прелестях предпринимательской жизни можно почитать здесь и здесь. Смотрим, изучаем.
6. Ищите "свой бизнес" среди тех направлений, где вам не потребуется нанимать много очень квалифицированных сотрудников, арендовать элитное помещение и содержать грузовую коммерческую машину.
Максимум: только вы + один-два подсобника, место локации без особых изысков, небольшой набор оборудования и инструментов + легковая машина типа "каблук". Вот это идеальный вариант, при котором будет минимум издержек и можно сразу увидеть хотя бы небольшую прибыль!
7. И последнее. Примите как данность, что ваш small-бизнес - это ВЫ сами. Не Вася, Петя или Катя, которых вам удалось каким-то чудом нанять, а именно Вы. Вашим работникам ничего не нужно! Нет, наоборот, им нужно только одно: работать как можно меньше, а зарплату получать как можно больше. Такова психология всех наемников. Сами что ли другими были, когда на "дядю" работали? Всегда хотелось за те же деньги потратить минимальное количество энергии и уйти домой пораньше.
Вот и ваши сотрудники только об этом и думают. Поэтому у них нет мотивации продвигать и развивать ваш бизнес. Им нет дела до ваших предпринимательских проблем и степени удовлетворенности клиентов. Главное - получить свою зарплату и забыть о вас на остаток вечера. Это ВАША непосредственная работа заниматься качеством, продвижением и развитием.
Не требуйте от персонала слишком многого. Находите в людях сильные и слабые стороны, и умело используйте их в производственных процессах. И помните, что в один прекрасный день может получиться так, что вам придется выгнать всех и встать к станку самому недели на две-три. До тех пор, пока новых сотрудников не найдете. Вы к этому готовы? Если нет, то лучше и не начинать. А если готовы, то вам любой малый бизнес будет по плечу, какой бы вы ни выбрали.
На этом пока все. Во второй части рассмотрим 11 самых востребованных направлений для small-бизнеса.
Желаю вам успехов во всех начинаниях! Главное - не бросайте, идите до конца. Все получится!