Коротал вчера время в Русском Музее - самом моем любимом музее Санкт-Петербурга. В очередной раз удалось полюбоваться огромным полотном Василия Поленова "Христос и грешница". Картина эта мне очень нравится: в прошлом году я даже зафигачил себе домой ее репродукцию.
Написана она по довольно интересной библейской истории, которая содержится в Евангелие от Иоанна. Сюжет многим известен, расскажу о нем в двух словах.
Привели к Иисусу Христу грешницу, уличенную в прелюбодеянии. Согласно нравам и законам того времени за подобное было предписано забивать эту женщину камнями - довольно суровое по нашим меркам наказание. Люди, приведшие несчастную женщину спросили мнение Иисуса по этому поводу. Он сказал что-то типа: кто без греха, пусть первый бросит в нее камень. В итоге смущенные люди разошлись и Христос сказал грешнице: иди и больше не греши. На этом сюжет закончился.
История эта очень интересная: она заставляет хорошенько задуматься и вызывает много вопросов.
Самый главный вопрос - это что же там произошло на самом деле.
На мой взгляд там произошла ПОЛНАЯ ПОДМЕНА самой сути законодательства.
Живет себе общество, в котором совершаются деяния, этому обществу не угодные: убийства, грабежи и так далее. Общество захотело уменьшить количество этих деяний и придумало закон, предусматривающий за эти деяния наказание. Когда этот закон работает, когда наказания становятся неотвратимыми, то преступник, точно зная, что его действия не останутся без правовой оценки, уже существенно меньше мотивирован совершать преступление. Практика показала, что когда закон работает - это хорошо для общества и это гораздо лучше, чем когда он не работает.
Сам институт законодательства отличается от института линчевания и полного беспредела дикарей тем, что приговор исполняется не от имени конкретной личности, а от имени государства - существа абстрактного и обезличенного. Палач, отрубающий голову выполняет чисто техническую функцию, так же как и камера, которая автоматически фиксирует превышение скорости и выписывает штраф. В законодательстве нет и не может быть такого, что исполнитель приговора должен быть каким-то безгрешным. К исполнителю приговора не предъявляется требование, чтобы он был святой и преподобный, к нему предъявляется требование, чтобы он умел правильно держать топор и нажимать на спусковой крючок.
В результате действий Иисуса создается прецедент, что преступник - не наказан, наказание перестает быть неотвратимым.
Как, по мнению Иисуса, будет дальше работать закон в принципе в этом обществе?
Если ты создал прецедент, то будь последовательным до конца. Как быть с остальными грешницами? Как быть с другими преступниками?
Как по логике Иисуса можно посадить в тюрьму педофила, если охранник, который должен запирать камеру на ключ - сам грешник (например, в его биографии есть управление автомобилем с не пристегнутым пассажиром)? Иисус ведь не делал никаких пояснений по поводу масштабов и тяжестей грехов? Имелся ведь в виду любой, даже самый малюсенький грешок?
Очень важное замечание! Иисус концептуально НЕ ВОЗРАЖАЛ против самой идеи забивать женщин камнями. Он лишь дал указание, предъявляя требование к исполнителю приговора - а именно только лишь к ПЕРВОМУ бросающему камень.
А что было бы, если бы такой безгрешный все-таки нашелся бы в этой толпе?
Например, маленький ребенок, но у которого есть силы поднять небольшой камушек и бросить его в сторону этой женщины? Какую картину Поленов нарисовал бы в этом случае? Как эту женщину потом разматывают огромными булыжниками что ли? И этот сюжет бы тоже вошел в Библию?
Хорошо. А почему Иисус отпустил эту женщину сразу же? Почему он не сказал, дорогая, да среди конкретно этой толпы безгрешных, к сожалению, не оказалось, но мы никуда не торопимся, немножко подождем и все-таки попробуем поискать таких, может быть в другой толпе, а если не найдем, то в роли такого могу выступить и я?
А что по этому поводу думаете вы?