Братья Гримм - это не просто писатели детских сказок, а профессиональные немецкие языковеды и исследователи немецкой народной культуры. Они собирали фольклор и по итогу сформировали и опубликовали целый сборник, но был ли он предназначен для детей, или он является больше историческим и литературным произведением фиксирующем мифологию и сказания того времени.
На этом моменте стоит понимать, что мало оригинальных тестов дошло до нас, в зависимости от страны, окружения сказки могли меняться. Менялся не только текст при переводе на другой язык, но и сами названия. Как уже описывалось в другой статье - это называется адаптацией, почитать про неё можно будет здесь.
Стоит понимать, что все же изначально эти истории возможно не были сказками привычным нам в нашем понимание, а больше историческим фольклором, который они попытались сохранить в памяти народов.
Особую роль здесь играет, то что они писались во времена, когда не было возрастных цензоров на произведения с 1812 года по 1858 год, а сам мир был достаточно жестоким: пытки, казни, войны, рабство, крепостничество на всё это накладываются новые увлечения спиритуализмом и мистикой. Особый рассвет всё это получает в начале 19 века.
Мы считаем за благо, когда случится, что буря или другое бедствие, ниспосланное небом, прибьют к земле весь посев, а где-то возле низкой живой изгороди или кустарника, окаймляющего дорогу, сохранится нетронутое местечко и отдельные колоски останутся там стоять, как стояли. Засияет вновь благодатное солнце, и они будут произрастать, одиноко и незаметно, ничей торопливый серп не пожнет их ради наполнения богатых амбаров, но на исходе лета, когда они нальются и созреют, их отыщут бедные, честные руки и, бережно связав, колосок к колоску, почитая выше, нежели целые снопы, отнесут домой, где они послужат пропитанием на всю зиму, а быть может, дадут единственное семя для будущего посева. Такие же чувства испытываем мы, взирая на богатство немецкой поэзии былых времен и видя, что от столь многого не сохранилось ничего живого, угасло даже воспоминание об этом, и остались лишь народные песни да вот эти наивные домашние сказки. Места у печки, у кухонного очага, чердачные лестницы, ещё не забытые праздники, луга и леса с их тишиной, но, прежде всего безмятежная фантазия — вот те изгороди, что сберегли их и передали от одной эпохи — другой.
— фрагмент «Предисловия»
Википедия статья Сказки братьев Гримм
Даже в их предисловие написано, что прежде всего их цель сохранить огромный пласт истории Германии, который может оказаться забытый на всегда. Многообразие художественных и музыкальных произведений. И с этого момента становится понятно, что они не готовили свои записи для какой-то определенной аудитории, а просто хотели сохранить их и передать следующему поколению. Особое внимание стоит уделить, тому что их записи стали достоянием всеобщего внимания уже после их смерти.
Почему братья Гримм стали популярными?
С самого начала их жизней так или иначе они связаны с творчеством, литературой и лингвистикой. Они проявляют просто фанатизм к этой отрасли, отдают ей всё свое свободное время. Изучают хроники в библиотеках, ищут знатоков местного фольклора и записывают полученные от них рассказы. Так же они изучают становление и развитие Немецкой культуры, познают становление и развитие языка.
Для литературной фиксации сказок нужен идеальный рассказчик, а не первая попавшаяся нянька… А если такового (рассказчика) нет, то место его должен занять поэт.
А. Л. Гримм
Им удается найти несколько таких рассказчиков, но особый талант оказывается у Доротея Виманн. Это простая крестьянка, которой было уже за 50 лет на момент знакомства с братьями, но она знала огромное количество разных сказок и более того помнила все сюжеты идеально. Она рассказала 74 сказки из которых 40 были совершенно новыми для них.
Братья Гримм были настолько поглощены своей работой, что даже умерли во время неё работая над первым словарём немецкого языка, до последних своих дней продолжая делать огромный вклад в современную Немецкую и мировую культуру. Не зря их считают отцами-основателями германской филологии и германистики. Они сделали просто огромный вклад в развитие этих наук.
Их работа помогла не только понять больше Немецкий язык, но и сохранила огромный пласт культуры разных времен и народов, который передавался долгие годы от человека к человеку. Именно благодаря им мы можем прикоснуться к вековой истории, в простом читательском стиле увидеть культурные особенности и быт ушедших поколений, хотя и специально изменённый рассказчиками для большой завязываемости и поучительности событий. В таких маленьких историях, в которых заложены основы хорошего воспитания.
Страшные сказки Братьев Гримм
Не имеет особого смысла разбирать сюжет классических произведений, так как большинству людей они известны с самого детства, но отдельно стоит упомянуть необычную атмосферу и подачу сюжета характерную для писателей того времени. В произведениях хорошо прослеживаются периоды образования определённого фольклора.
Стоит отметить, то что большинство произведений были написаны за долго до Вильгельма и Якоба Гримм, просто именно они задумались об их сохранности. Так как большинство мифов и историй передавалось устно из поколения в поколение, то в любой момент они могли быть утеряны навсегда. Особенно в такие времена когда идет война за войной и почти нет промежутков между ними.
Конечно имеются достаточно мрачные истории: про убийство одних детей для счастья других, про голод, про людоедов, про самопожертвование, про монстров, про царей, про смерти, про казни и так далее... Но в основе сказок лежит по сути прямой пересказ уже существующих на тот момент историй. Так как он передавался из уст в уста, то можно определить только примерно исторические периоды, когда они могли появится.
По некоторым произведением можно судить, что они были написаны еще в начале средневековья, так как в них прослеживаются события тех лет.
Например, Гензель и Гретель могла быть написана в 1315 году, так как прослеживается эпоха "Великого голода" 1315-1317 век. Аномально высокий уровень осадков привел к высокому не урожаю и резкому росту цен, что в итоге повлекло смерть от 10 до 25 % городского населения. Это миллионы жизней по всей Европе, ежедневно умирали тысячи детей. Многие просто бросали своих детей, которых не возможно было прокормить, а некоторые продавали чтобы их спасти от голода, а себе купить еду. Огромное распространение каннибализма и преступности. Все это приводит к росту заболеваемости.
Получается, что это не сказки-ужастики, а лишь отражение событий того времени в мифических пересказах людей. Которые учат быть сообразительными, помогать и защищать ближних, проявлять смекалку даже в самых без выходных ситуациях.
Даже сказка об "О рыбаке и его жене", которая известна у нас как "Золотая рыбка", может иметь достаточно старые корни. Есть предположение, что в старые времена рыба Камбала считалась божественной и могла приносить людям в знак благодарности разные дары.
Ведьмак от братьев Гримм
Почему Ведьмак? Потому что там так же используется большое количество разных мифов, историй, образов. Это тоже огромная проделанная работа в художественном и литературном жанре. Только там рассказывается об более близкой нам славянско-скандинаской мифологии распространённой в нашей или соседствующих странах.
Очень хотелось бы увидеть больше игровых проектов, но уже по мотивам произведений братьев Гримм. Как по мне они могут вписаться в любой жанр от хоррора до приключений.
Почему-то большее внимание в игровой индустрии получает Алиса в стране чудес Льюис Кэрролл, чем классические сказки братьев Гримм.
Чему учат их сказки?
Здесь очень много классических воспитательных примеров, но есть конечно и очень выделяющиеся из привычного нам понимания. Например, слегонца не уютно было читать сказку "Маленький саван" про то как мать оплакивала своего умершего сына и по этому он к ней постоянно приходил, так как его саван вечно был мокрый от её слез.
"Матушка, да перестань же плакать, а то мне нет покоя в моем гробике, потому что мой саван не просыхает от твоих слез, а они все на него прямо падают"
Страшные сказки братьев Гримм
Из классический нравоучение борьба с ленью, завистью, корыстью. В большинстве историй вознаграждается самопожертвование ради других. Есть конечно даже достаточно современные темы об том, что не стоит судить об человеке по его внешности.
При чтений трудно понять смысл некоторых сказок, так как они слишком завуалированы образностью мышления тех времен.
Какие жестокие моменты были в книге?
Самый первый рассказ в книге "как мужик страху ходил учится", там есть мертвые висельники, есть отрубленные головы, есть монстры. В других рассказ частый способ мести мифическим существам, вскрыть живот и насыпать внутрь камней, что приводит к их смерти утоплению или голоду. В другой сказке про 12 братьев есть 12 гробов для них и потом попытка сожжения девушке на костре.
По общему итогу да оригинальных сказок достаточно жестокий, к счастью сейчас уже есть много переизданий адаптированных под любую аудиторию.