Избалованная девчонка эта Тамара. И пионерка так себе. И Зине она сколько неприятностей доставила! Противная такая...
А присмотришься, вчитаешься, и поймешь, что это несчастный ребенок, который отчаянно нуждается не в любви, так во внимании. Который не видит никаких границ по одной простой причине - родители не видят её саму.
Я люблю книгу Любови Воронковой. Она гениальный психолог. Всё, что она пишет можно просто брать в качестве пособия к учебнику психологии. Так я и читаю эту книгу нынче. Только, избави боже, "не разбираю". Со школьных лет не люблю сочинения в духе "что хотел сказать автор". Оставим это на совести автора. А вот поразмыслить над текстом бывает небесполезно...
Так вот, о Тамаре. А заодно и о Зине, и о Фатьме. Это ещё дети. А дети приходят в мир с маленьким сверточком багажа из способностей и задатков, из типов психологических реакций, из массы индивидуальных психофизических тонкостей, туго свернутых в спиральках ДНК, во всей неимоверно сложной человеческой нервной системе.
Уже поэтому девочки совсем разные. Интровертивная, с преобладанием глубокой внутренней жизни Зина, с её склонностью к рефлексии скорее меланхолик. Фатьма - редкостно сбалансированный тип. Что бы её не выбивало из равновесия - это все временно. Осознание внутренней правоты, различение добра и зла тут же восстанавливают баланс. Пожалуй, они с Зиной этим и близки - девочки из тех, у кого от природы тонкие настройки, которые чувствуют людей всей кожей.
А Тамара - яркий экстраверт. Окажись она в другой среде - был бы в классе веселый лидер-заводила, любимица младшеклассниц и душа компаний. Но...
Есть масса исследований психологов (замечу - настоящих ученых-психологов), которые выявили четкую закономерность: какими бы ни были способности, развиться они могут только в определенной среде. То есть чем более культурная, цивилизованная семья, чем более склонны родители сознательно передавать опыт, бережно вести ребенка по жизни, тем больше возможностей для маленького человека раскрыть то, что дала природа.
Но Тамара - ребенок никому не нужный. В её семье вообще никто никому не нужен. Инженер Белокуров с головой ушел в работу - лишь бы поменьше видеть жену. Жена тоже в общем-то не желает видеть мужа. Деньги приносит - мало ей, но всё же... Даже Зина замечает, что тамарина мама глядит на человека так, что и непонятно, видит ли она собеседника?
А отец Тамары?
Вон как приветливо, с каким уважением кланяются ему рабочие! Снимают кепки, чуть только завидят его. И как серьёзно слушают то, что он говорит… И шутят с ним – и папка с ними шутит. И смеётся даже, а дома Тамара никогда и улыбки его не видела!
Нуждается ли Тамара в любви? Конечно. Но что это такое - не имеет ни малейшего понятия. Грубая, бестактная, малокультурная мать. А образованный отец, который когда-то совершил роковую ошибку в выборе жены, и не может развестись по правилам тех партийных игр.
Позже у Тамары и Зины состоится разговор:
– Ты о чём задумалась? – окликнула её Зина. – Пиши скорее!
– А почему мой папа никогда со мной не разговаривает? – задумчиво, скорее обращаясь к самой себе, сказала Тамара. – Никогда, никогда!
– А ты с ним не разговариваешь тоже? – удивилась Зина. – Никогда?
– Никогда! – ответила Тамара. Но тут же тряхнула головой, откинула со лба крупные растрепавшиеся завитки я усмехнулась: – Да и не надо. И не о чём нам с ним разговаривать…
Дети принимают те нормы, что господствуют в семье. А у Тамары в семье - лицемерие.
– Что ты этим хочешь сказать? Я просто не понимаю тебя! – сердито сказала она. – Не хочешь – не ходи!
– Не хочу, – спокойно ответила Тамара. – Будем там сидеть – так «душеньки». А как уйдём – так «наконец-то их черти унесли!» Ведь и ты тоже всегда так говоришь, когда от тебя гости уходят!..
– Перестань, пожалуйста! – оборвала её Антонина Андроновна. – Как ты обращаешься с матерью? Ты должна уважать маму… Ну да как тебя воспитаешь, если ты всё время среди некультурных людей! Разве там услышишь, что маму уважать нужно?..
В семье дети учатся просить и давать, помогать и принимать помощь. Но, кажется, в семье Тамары все кружатся по своим орбитам. Мать ещё замечает дочь - но когда надо ею похвастаться или нарядить. Кого волнуют чувства Тамары? Да только Зину. Но уже поздно.
Тамара выросла. И выросла как девочка-маугли. По имени героя известной книжки Киплинга назван синдром, при котором дети, выросшие в условиях социальной изоляции, демонстрируют отставание умственного, физического, эмоционального развития.
И пусть росла она не в клетке, не среди волков или обезьян, но взрослые относились к ребенку лишь как к объекту. Все же вокруг были и другие люди, школа. И Тамара внешне вроде ребенок как ребенок...
В идеале ребенок - результат любви родителей, желанный, жданный. Похоже ли это на семью Тамары? Совсем нет.
Уж не женила ли на себе ушлая инженерша, не окончившая семилетки, инженера, не привязала ли ребенком? Могло ли быть между этими двумя чувство, которое можно было бы назвать любовью? Общностью? Уважением хотя бы? Нет...
А дети такие вещи чуют точно.
Недостаток общения, воспитания, любви и других форм человеческого взаимодействия приводит к выраженному интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому дефекту.
Педагогические, воспитательные, коррекционные воздействия, осуществляемые после завершения сенситивных периодов, оказываются малоэффективными. Базовые психические функции развиваются до 5 лет, поэтому чем меньше возраст, в котором малыш оказался в «диких» условиях, тем более выраженным и стойким будет дефект.
Кто в семье беседовал с Тамарой? Нет, не спрашивал, какие оценки, что будет на обед, а интересовался радостями и бедами? Сочувствовал? Поддерживал? Поправлял?
А никто.
И вот прошли те самые пять первых лет, которые определяют личность и её взаимодействие с социумом. И оказывается, что Тамара не присвоила норм взаимодействия в обществе.
"Не присвоила" - означает, что эти нормы не стали естественным поведением. Знаете, когда вы, нечаянно толкнув прохожего, машинально извиняетесь? Для Тамары, которую не видели самые близкие люди, естественно не видеть, не чувствовать ни одноклассниц, ни "лучшей подруги" Зины.
Она может лишь имитировать дружбу, взаимодействие, сотрудничество - ведь коммуникативные навыки ей не дал никто. Отсюда и трескучие речи, и лозунги - Тамара "играет" роль хорошей девочки и пионерки. Не осознавая, что пытается получить одобрение хотя бы так. Только фальшивки все равно распознаются, и быстро слезает дешевая позолота. Но и понять, в чем проблема, Тамара не в состоянии...
Она может манипулировать - неосознанно, но точно. Помните, как она вертела совестливой Зиной?..
Психология считает, что эмоциональный интеллект куда важнее пресловутого IQ - способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим делают нас социальными существами.
Социальные, чуткие Зина и Фатима Тамару не поймут. И не перевоспитают. И вся пионерская организация тут бессильна, потому что самой Тамаре вот это всё не нужно и непонятно.
Так и пойдет по жизни Тамара, нуждаясь в любви, но не умея ни распознать её, ни дать, ни ответить на чувства. Потому что - не научили.
Любите детей, пока не стало поздно. Любите такими, какие они есть. Потом будет поздно.
Искренне ваша, Умная Эльза.