Найти тему

Депутаты госдумы выступили с инициативами если не по запрету абортов, то по серьёзному ограничению их доступности.

Волкова Мария. Фото из архива клиники
Волкова Мария. Фото из архива клиники

Если резюмировать коротко, предлагается проводить аборты только в государственных медицинских учреждениях и законодательно разрешить прерывание беременности только по согласию отца (в случае зарегистрированного брака). 

Также предлагается снизить срок, до которого можно прервать беременность по желанию женщины с 12 до 8 недель (аборт до 12 недель можно будет сделать только после изнасилования, сейчас в такой ситуации вмешательство разрешено до 22 недель). Саму процедуру можно будет провести не ранее, чем через 7 дней после обращения в клинику (сейчас - не ранее 48 часов) и после демонстрации женщине сердцебиения плода.

Также в этой связи стоит вспомнить недавно введенное обязательное доабортное консультирование (которое на практике часто превращается в грубость и навешивание ярлыков на женщину), продажу препаратов для экстренной контрацепции в аптеках по рецепту врача (тут надо пояснить, что эти средства эффективны только в первые 72 часа после незащищенного полового акта, и как это сочетается с записью к врачу в ж/к через 2-3 недели, не очень понятно) и введение строгого учёта препаратов для прерывания беременности в лечебных учреждениях. 

Что мы имеем сейчас?

По абортам мы уверенно занимаем лидирующую позицию. На тысячу женщин от 15 до 44 лет в России приходится 25 абортов в год. За последние годы этот показатель снизился в 4,5 раза, но темпы снижения меньше, чем в других странах постсоветского пространства. А, например, Швейцарию и Германию по числу абортов на тысячу женщин мы обгоняем в 3-4 раза. 

Выскажу личную позицию: я безусловно не считаю аборт благом, и мне сложно представить ситуацию, в которой лично я бы приняла такое решение. Я репродуктолог и работаю с женщинами, которые столкнулись со сложностями при планировании беременности. 

На приеме иногда приходится слышать: "Я так хочу забеременеть, все для этого делаю, но ничего не получается. А у кого-то беременность наступает случайно, кто-то делает по несколько абортов. Почему так?" 

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Справедливости здесь точно нет. 

Я не думаю, что женщины, которым приходится делать аборт, счастливее тех, у кого беременность не наступает. 

Но, как врач, я понимаю, что в социальном плане для женщины возможность прервать беременность, в которой она не заинтересована, необходима. Ограничение доступа к качественной медицинской помощи предсказуемо приведёт к следующим последствиям. 

Более состоятельные пациентки будут прибегать к, так называемому, медицинскому туризму, то есть будут выезжать за пределы страны туда, где такая помощь доступна. Это прекрасно иллюстрирует опыт США (аборты полностью или частично запрещены в ряде штатов) и Польши. Это очевидно увеличит в разы расходы, далеко не все смогут это себе позволить. 

Часть женщин неизбежно прибегнет к "народным средствам" и помощи недобросовестных и далеко не всегда квалифицированных специалистов. И если выполненный в условиях официального медицинского учреждения аборт на сегодняшний день является достаточно безопасным вмешательством (в первую очередь это касается медикаментозного прерывания беременности), то негативные последствия для женского здоровья от нелегальных абортов будут очень серьезными. 

Разумеется, от осложнений не застрахован никто, но риски возрастут колоссально, особенно если понимать, что эти осложнения никто лечить не будет. Подпольные "умельцы" будут стремиться под любым предлогом побыстрее расстаться с проблемной пациенткой. Эти женщины будут поступать в больницы спустя продолжительное время после прерывания беременности и, к сожалению, в тяжёлом состоянии. Как следствие - травматичное, длительное и дорогостоящее лечение, бесплодие в будущем, инвалидизация и смерти молодых, активных женщин. 

Это, на самом деле, не новость, наша страна уже через это проходила не так давно. Даже в литературе красочно описаны последствия запрета абортов. Тут можно вспомнить и "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой, и "Тихий Дон" Шолохова, и много других произведений. 

Кого-то эти запретительные меры заставят родить ребёнка.

Насколько это благо?

На мой взгляд, довольно спорно. Несмотря на заверения чиновников, детство в детдоме вряд ли можно считать счастливым. Конечно, не все невольные матери откажутся от детей. Но забота о ребёнке требует огромной любви, эмоциональных, временных, финансовых ресурсов. Кто-то справится, сможет воспитать ребёнка и подарить ему любовь и заботу, обеспечить материально. Такие примеры тоже описаны очень красочно. Вспоминается фильм "Москва слезам не верит". 

Но я сомневаюсь, что у большинства таких женщин жизнь сложится, как у героини Веры Алентовой. И в кино, кстати, все сложности, с которыми ей пришлось столкнуться, остались за кадром. Легла спать уставшей несчастной студенткой с грудным ребёнком, проснулась успешным руководителем с прекрасной дочкой-подростком. В жизни все немного сложнее, правда? 

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Да, часть женщин, когда-то решившихся на аборт, потом считает это большой ошибкой. И таким женщинам действительно могло бы помочь доабортное консультирование, но не в том виде, в котором оно есть сейчас. С ними должны работать квалифицированные психологи, беседы должны проходить в отдельных кабинетах, без посторонних, в атмосфере безопасности, доверия и поддержки. Помимо этого должны быть разработаны действенные меры социальной поддержки, открыты центры, где молодая мама в сложной ситуации сможет получить помощь. 

Главное: зачем это нужно? С какой целью принимаются все эти меры? Уменьшить число абортов? Повысить рождаемость? Увы, это так не работает. Вернее, работает, но только на бумаге: число женщин, оказавшихся от аборта после консультирования и "дней тишины" в отчётах растёт, а рождаемость почему-то нет. 

Возможно, для кого-то прозвучит странно, но практика показывает, что для снижения абортов нужно информирование молодёжи о методах планирования семьи, сексуальное просвещение, доступные контрацептивы и возможность получить консультацию специалиста для их подбора и в целом доступная квалифицированная медицинская помощь, профилактика, своевременное выявление и лечение гинекологических заболеваний. А ещё экономическая и социальная стабильность и высокий уровень жизни. Это гораздо сложнее, чем запретительные меры и рисование отчётов.

Текст статьи предоставлен репродуктологом Дома Планирования семьи GMS ЭКО,  Волковой Марией Викторовной.