Жестокость по отношению к ребенку запрещена
Крапивин считал, что «детство — это не подготовка к взрослому безрадостному существованию, а один из важнейших жизненных этапов, который определяет всю последующую жизнь человека». В подростках он развивал человечность, мужество, здоровое чувство справедливости, способность достигать результата самостоятельно и умение сотрудничать с другими. Неудивительно, что этими чертами обладают герои его любимых писателей: Гайдара, Грина, Стивенсона, Катаева, Кассиля.
В отряде «Каравелла» он воплотил свою мечту о дружном сообществе. Он верил, что только «…в сплоченном, дисциплинированном, сработанном экипаже особым образом можно почувствовать силу коллектива, способную защитить и поддержать каждого».
Жестокость писатель отрицал не только со стороны взрослых, но и со стороны детей. Как педагогу, ему приходилось работать с агрессивным поведением. Он считал, что изменить это помогает перестраивание мировоззрения и взращивание гуманистических идеалов. Добрым отношениям между людьми он учил через свои сказки и истории о других ребятах.
Воспитывающее пространство и личный пример
Крапивин считал, что поведение детей определяется тем, в каком пространстве они находятся и кто рядом с ними. Особая обстановка, со своими традициями, законами и правилами поведения заставляла меняться и расти.
По задумке писателя, это пространство, в котором ребенок чувствует себя свободно, может делиться своими мыслями, не боясь осуждений и унижений.
Кроме того, личный пример учителя является образцом мыслей и действий для детей. Наблюдая за ним, они учатся взаимодействовать с другими и проявлять высокие моральные качества.
Источник мотивации — вдохновляющие совместные действия
Это и парусный спорт, и фехтование, и журналистика, и киносъемка. Каждое из этих занятий требует и самостоятельности, и умения следовать общей цели и объединять усилия.
Для Крапивина лучше, чем любые слова, воспитывает взаимодействие разновозрастных людей в одном коллективе. Эмоциональные переживания во время общения со сверстниками, более старшими и более младшими людьми формирует зрелость, эмоциональную независимость и альтруизм.
По мнению писателя, способность принимать нравственные решения без помощи других демонстрирует уровень взрослости и воспитанности.
»…оставить ребенка одного не значит научить его «болтаться». Ребенок должен иметь время, чтобы поиграть на улице, должен уметь самостоятельно готовить уроки, уметь оставаться один, чтобы сосредоточиться, подумать о жизни, о прочитанной книге, сочинить первые стихи, придумать игрушку для младшего брата…»