Начав покорение Сибири в конце 16 века, в 1620 году русские казаки закрепились на Енисее, построив крупный Енисейский острог чуть ниже устья Ангары. Последняя казалась самым логичным путём дальше "встречь Солнцу", вот только путь этот преграждали мощные пороги, преодолевать которые, тем более вверх по течению, было нелегко.
К 1627 году казаки махнули рукой да свернули на Илим - небольшую по сибирским меркам реку масштабов Москвы или Клязьмы, текущую более спокойно почти параллельно Ангаре. К тому времени из отписок Пантелея Пянды было известно о том, что дальше на востоке есть ещё одна огромная река, тунгусское название которой было созвучно с русским именем Лена. Илим от неё отделяли всего лишь пологие сопки, и вот к 1630 году енисейский атаман Иван Галкин сыскал удобный волок между речками Мука и Кута.
В их устьях он заложил зимовья, к 1640 году разросшиеся до острогов - так на карте Сибири появились Илимск и Усть-Кут. Но дальнейшие их судьбы были совершенно различны: Усть-Кут тихо и неумолимо обрастал деревнями, пашнями, плотбищами, мельницами и варницами, а Илимск в 1648 году сделался центром Илимского воеводства, первого прототипа Иркутской области.
Раскинувшееся вдоль Средней Ангары и Верхней Лены, оно нигде не выходило к Байкалу, заканчиваясь на Приморском хребте, и не включало юг с нынешним Иркутском, север с Катангой и восток с Бодайбо, но местами границы без малого 400-летней давности читаются на карте и ныне. Ну а значение Илимска для покорения Сибири было трудно переоценить - в одну сторону путь от здешних волоков вёл через Якутию, Охотоморье, Камчатку и Чукотку до Америки, в другую через Забайкалье и Приамурье в Китай.
Илимск проходили экспедиции братьев Лаптевых, Семёна Дежнёва, Витуса Беринга. Воеводами тут в разное время служили московский князь Иван Гагарин и предок писателя-однофамильца Григорий Грибоедов. Среди ссыльных выделялись шведский генерал Мартин Канифер и "бунтовщик хуже Пугачёва" Александр Радищев. Десятки, если не сотни деревень к 18 веку образовали Илимскую пашню - сердце сибирского старожильчества...
...но сколь выгодным было расположение Илимского острога для освоения Сибири, столь же неудачным оно оказалось в Сибири освоенной и пронизанной торговыми путями. К концу 17 века центр жизни Прибайкалья неуклонно смещался в Иркутск, в 1682 году ставший центром отдельного воеводства. В 1695 году Илимское воеводство вошло в его состав как Илимский уезд, просуществовавший до 1755 года.
С 1775 года Илимск числился заштатным городом Киренского уезда Иркутской губернии, неуклонно пустел и беднел, и всё же по старой памяти аж до 1925 года носил городской статус. К началу ХХ века, с населением полтысячи жителей, воеводская столица почти не выделялась среди окрестных деревень в одну улицу. Тут не было ни ярмарок, ни производств, и лишь уникальные в масштабах Сибири памятники деревянного зодчества напоминали о славном прошлом. Некоторые из них сохранились:
Только прошлый кадр снят не с Илима, а с Ангары, причём - выше Иркутска: увидеть то, что осталось от Илимска, теперь можно в музее деревянного зодчества Тальцы. Первый Илимский острог (на позапрошлом кадре), срубленный в 1649 году, имел 255 метров по периметру и две башни - глухую и проезжую. Воеводе и посадским людям явно было в нём тесно, и думается, когда в 1666 году острог сгорел, они только вздохнули облегчённо.
Новая крепость, заложенная в полутора километрах от первоначального места, больше напоминала деревянный кремль - в стены общей протяжённостью 680 метров было встроено 8 башен. Три проежие башни имели собственные названия - Спасская, Знаменская (она же Богоявленская) и Введенская (она же Никольская). Архитектура большинства сибирских острогов была проста и утилитарна, но уже упомянутый Иван Гагарин, илимский воевода в 1678-83 годах, привнёс сюда немного эстетики.
На публике князь во всём старался подражать царю, и архитектура вверенного городка не стала исключением: по воспоминаниям современников, Илимский острог отдалённо напоминал дворец в Коломенском. От него осталась самая крупная Спасская башня (1667), когда-то отмечавшая главный въезд со стороны Енисейска, и домовая Казанская церковь (1679) - старейшая из сохранившихся в Сибири. Их и перевезли в 1970 году в Тальцы, а в 2010-х годах ещё и воссоздали участок тына с глухой угловой башней:
Там же, в Тальцах - и множество находок из Илимского городища, среди которых мне больше всего запомнилась круглая пороховница-"натруска" начала 18 века:
История Илимска продолжалась и в эти времена, а новой достопримечательностью села стал деревянный мост (1934-35) Ангаро-Ленского тракта:
Но большая часть его памятников до музеефикации просто не дожили. Собор Спаса Нерукотворного (1787) напротив Спасской башни разрушили в 1930-е годы:
Введенская башня сгорела в 1905 году, но и напротив неё стояла одноимённая церковь - редчайший в России двуглавый храм. Точная дата её постройки неизвестна, но это определённо 17-й век, так что вполне возможно, что она была даже старше Казанской церкви, а внешне так и вовсе не слишком отличалась от церквей из глухих уголков Новгородской республики.
Введенской церкви не стало в 1949 году, а вот при каких обстоятельствах - точно не ясно: это было время религиозной оттепели, когда храмы чаще возрождались, чем рушились... но кажется, просто местным жителям были нужнее дрова и стройматериал.
Не уцелела и церковь Иоанна Предтечи (1707) на выселках, по преданию построенная казаками, заблудившимися в тайге и поклявшимися, если спасутся, построить храм на том месте, где выйдут к людям. При Советах в ней обустроили мельницу, а когда и при каких обстоятельствах утратили - теперь также не вспомнит никто.
Практически над тем местом, где она стояла, теперь проходит автодорожный мост трассы "Вилюй", а сам Илимск покоится под плёсом ниже по течению, меж дачных кооперативов "Южный берег" и "Строитель" в 25 километрах от Железногорска по прямой. Старинный город повторил судьбу Мологи, Дедюхина, Балаганска, в 1974 году попав в зону затопления Усть-Илимской ГЭС.