Детские страшилки – жанр специфический, и для их воспроизведения требуется особая атмосфера. Во-первых, никаких взрослых (даже если это они купили книгу и читают ее – на ночь! – ребенку). Во-вторых, место для пересказа ужастиков лучше подыскать изолированное, чтобы ничто не помешало погружению в страхи, ну и, в-третьих, нужна…
— Ты разве не знаешь? — удивилась Агата. — Жуткая история.
Да, именно жуткая – и чем жутче, тем лучше.
Для кого, спросите вы?
Не поверите – для детей.
О том, что «хоррорские» книги обладают психотерапевтическим эффектом, наверняка знали авторы книги «13 страшных историй» Лариса Назарова и Константин Григорьев. Иначе они не стали бы в режиме нон-стопа «гнать» сюжет, не давая возможности читателю отдышаться.
Каждая новая глава цепляется за предыдущую, как крючочек за петельку, и ты, еще не успев прийти в себя, уже снова жадно глотаешь новую порцию черных наволочек, поминок, гробов, поездов-призраков, окаменевших людей, состарившихся детей, отваливающихся ног и т.д., и т.п.
Динамика сюжета настолько зашкаливает, что языковые средства порой кажутся скупыми и спрессованными, а диалоги – созданными исключительно для того, чтобы выйти на новый уровень «творческого запугивания».
— Я в гробу! А-а-а! Неужели я так долго спал, что меня успели похоронить?
И услышал свой внутренний голос.
— Ну что? — спросил тот. — Реальная жизнь лучше, чем сон?..
Но не будем искать ответ на вырванный из контекста вопрос – лучше попытаемся ответить на главный: а для чего написана книга?
Чтобы подпитать воображение ребенка, которое, в принципе не зная границ, очень просто уживается в фантазийном мире? Думается, да.
Чтобы, не раз испугавшись, суметь превратить страх в иронию, то есть исцелиться от самого страха? Точно да.
Ради назидания? Чтобы был повод задуматься, перед тем как решаться на судьбоносные поступки? В том числе.
А может, еще и для того, чтобы подготовить психику маленького читателя к восприятию тех социальных страшилок, в которых все мы живем...
Впрочем, не стоит о грустном. Достаточно того, что книга захватывающая, книга увлекательная, книга о том, как отличается мир ребенка от нашего мира.
А еще книга о том, что самые настоящие страхи – это страхи реальности. Вспомнить хотя бы финал, когда «злая» медсестра «разлучает» двух главных персонажей истории, которые вместе ехали в лагерь на море, но в силу непредвиденных обстоятельств оказались в изоляторе и коротают время, пугая друг друга.
— Если не можете по своим палатам сидеть, разведу вас по разным корпусам.
— Нам скучно поодиночке, — заныла Агата.
— Долго мы тут вообще лежать будем? — подключился Дима.
Но медсестра ничего не ответила. Она наклонилась, взяла Агату за руку и повела на выход.
— А где тот корпус? — закричал им вслед Дима.
— Не скажу, — не оборачиваясь, ответила медсестра.
Агата жалобно оглянулась.
«Самое страшное происходит прямо сейчас», — понял Дима и обречённо прошептал:
— Дело труба...
Валентина Юрченко, литературный критик.