Вчера на Соню Полянскую неожиданно свалилось наследство. Она никогда не думала и не гадала, что такое может случиться. И сейчас девушка не могла понять, почему тетя Нина, старшая сестра матери, из всех своих племянников и племянниц выбрала именно ее, ведь у них даже разговора на эту тему никогда не было. И вдруг такой поворот.
Кстати, это третий поворот в жизни Сони.
Первый случился в конце июня в том году, когда она закончила школу. Неделю назад девушке исполнилось восемнадцать, она отлично сдала экзамены, получила золотую медаль и уже видела себя студенткой университета, а в недалеком будущем – успешным дизайнером женской одежды.
Но все оборвалось в один миг – огромный самосвал, у водителя которого случился сердечный приступ, подмял под себя и раздавил, как ореховую скорлупу, машину отца, в которой родители возвращались с дачи.
Соне пришлось столкнуться с реальностью. От учебы она не отказалась, просто поступила на заочное отделение. Специальность выбрала другую – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». И сразу пошла работать санитаркой в хирургическое отделение областной больницы.
Ей обязательно нужно было работать, иначе Соня не смогла бы оформить опеку над братом и сестрой. Илье было пятнадцать, а Полине – тринадцать. Соня не могла допустить, чтобы их забрали в детский дом. С оформлением были трудности, но им помог друг отца – тоже юрист.
Не все родственники одобрили поступок Сони.
– Зачем это тебе? – говорила та же тетя Нина. – Не ломай себе жизнь. Они тебе родня только наполовину.
Действительно, своего биологического отца Соня не помнила, он ушел из семьи, когда ей было всего три месяца. Она называла папой Владимира – второго маминого мужа, он был ей настоящим отцом. И Соня не простила бы себе, если бы его дети, ее брат и сестра, попали в детский дом.
Так они и жили – две пенсии, одна зарплата. Продали дачу. После третьего курса Соне удалось устроиться на работу по специальности – ее взяли в фирму вторым бухгалтером.
Илья поступил на юридический факультет – он решил пойти по стопам отца – и уже закончил его. Он работал юристом на предприятии, но планировал со временем открыть свое дело. Полина смогла реализовать мечту старшей сестры (это была и ее мечта) – училась на дизайнера. Жизнь шла.
Соня, видя, что брат и сестра уже вполне самостоятельны, наконец решила, что ей можно подумать и о себе, и сказала «да» Роману – своему коллеге, который уже два года ухаживал за ней. Они подали заявление в ЗАГС и поехали покататься на лыжах в Домбай.
Вот тут и случился второй поворот. Соня неудачно упала на спуске. До вертолета санитарной авиации ее несли на деревянном щите. Самыми страшными были первые два месяца, когда Соня была так загипсована, что напоминала памятник – у нее были сломаны обе ноги, левая рука и поврежден позвоночник. Но прогнозы были хорошие – врачи не скрывали, что лечиться придется долго, но вероятность, что Соня будет ходить довольно высока. Рому она больше не видела.
Прошло два года. Недавно Соня встала из инвалидного кресла и стала понемногу передвигаться по квартире с помощью ходунков.
И это было вовремя. Дело в том, что Полина полгода назад выскочила замуж за своего однокурсника и переехала жить в квартиру мужа.
Конечно, она не забывала о сестре и часто приходила, чтобы помочь по хозяйству или просто поболтать. Но Соня старалась как можно больше делать сама – она готовила ужин к приходу брата с работы, гладила, запускала стиральную машинку, протирала пыль.
Кроме того, она еще работала – вела бухгалтерию двух небольших фирм.
И вот третий поворот – наследство. Причем это был не счет в банке, не квартира – квартиру получила другая племянница, у которой было трое детей. В этом случае можно было бы взять паузу и подумать, что делать с этим наследством.
Тетя Нина оставила ей свой бизнес – магазин женской одежды. И этим бизнесом надо было управлять прямо сейчас. Причем оказалось, что бизнес – не квартира, его просто так не передашь, и Соня скорее всего отказалась бы от наследства, если бы не Илья. Он взялся за это дело.
– Хорошо, что это не ИП, а ООО, – говорил он, – оказывается, когда-то у тети был партнер, долю которого она выкупила. Сейчас заключим договор доверительного управления, а через полгода ты сможешь сама управлять всем.
– Как экономист я, конечно, понимаю разницу между ИП и ООО, но все ваши юридические закорючки для меня темный лес. И если бы это был магазин не женской одежды, а, скажем, строительных материалов, я бы отказалась от него, даже не думая, – сказала Соня.
Она полностью доверила оформление всех документов Илье. Правда, пару раз к нотариусу ей все же съездить пришлось.
И еще она попросила Полину и ее мужа – Игоря – отвезти ее в тетин магазин. Она объяснила, что не обратилась к Илье, потому что его там уже знают, а ей хотелось бы побывать в магазине в роли обычной покупательницы, а не будущей владелицы. Так сказать – взгляд со стороны.
Магазин ей не понравился. Скучные платья, бесформенные кофты и свитера весьма сомнительного качества по завышенным ценам. Были, конечно, интересные модели, но в небольшом количестве.
«Интересно, где тетя Нина закупала товар? И какую делала наценку? – подумала Соня. – Я бы здесь ничего не взяла».
Продавцы тоже ее не порадовали. Она пробыла в магазине уже минут десять, но на нее никто не обратил внимания. Зашли еще несколько покупательниц, прошлись вдоль вешалок и вышли.
Единственное, что порадовало Соню, – это то, что магазин находился в очень хорошем месте и помещение являлось собственностью тети Нины. Как они с партнером ухитрились в конце девяностых купить его, является тайной.
– Ну что, Илюша, – сказала Соня брату за ужином. – Попробуем. В самом крайнем случае, если разоримся, сможем сдавать помещение или вообще продать его – это отличное место для бутика. Принеси мне, пожалуйста, кое-какие документы из бухгалтерии – вот я тебе список составила.
В общем, Соня зря времени не теряла. К тому моменту, когда она получила свидетельство о наследовании бизнеса, у нее уже был готов план действий.
Единственное, чего не хотела Соня, – это появляться в магазине с ходунками или костылями. Ей не хотелось, чтобы ее жалели. Поэтому она попросила Илью некоторое время побыть ее представителем. Он согласился и даже взял для этого отпуск.
Так как тетя Нина брала товар не под реализацию, а за наличные, они устроили распродажу, убрали из торгового зала треть напольных вешалок и поставили две камеры, чтобы наблюдать за происходящим. Продавцам объяснили новые правила работы – максимум внимания клиентам, заработная плата – в зависимости от личных продаж. Кроме того, муж Полины сделал их магазину сайт, на котором покупатели могли ознакомиться с новыми коллекциями и подобрать себе вещь еще до похода в магазин.
Соня в это время заказала новый товар, и через месяц магазин было уже не узнать.
Но однажды к ней пришла встревоженная Полина.
Они накануне были на свадьбе у своих друзей, и она обратила внимание на одну из девушек. На ней было надето платье из новой коллекции, которую приобрела Соня, но еще не выставляла в торговый зал.
Завязав разговор с девушкой, Полина похвалила ее платье и поинтересовалась, где она его купила. Девушка сообщила, что она взяла его напрокат. У ее сестры есть знакомая, которая дает платья напрокат, под залог полной его стоимости. А когда возвращаешь вещь, то получаешь деньги обратно, за минусом десяти – двадцати процентов. Она мне даже показала наш сайт, где выбирала платье.
– Соня, у тебя под носом кто-то открыл свой бизнес, – сделала вывод Полина.
– То-то я в этом месяце трижды подписывала уценку – директор написала, что на платьях остались следы помады после того, как их примеряли покупательницы, – вспомнила Соня.
– Интересно, это сама директриса денежку зарабатывает, или коллектив тоже ей помогает? – поинтересовалась Полина.
– А вот ты это и узнаешь, – сказала Соня. – Ты ведь пока без работы?
– В общем, да. Я свои модели сейчас разрабатываю, но еще не нашла, где отшить маленькую партию на пробу.
– Значит, завтра выходишь на работу в магазин. Присмотришься ко всем, может, чего заметишь. Илья, позвони, пожалуйста, директору, пусть оформит Полину учеником продавца. Если спросят, зачем нам еще один продавец, скажешь, что второй магазин открывать будем. Через две недели восьмое марта, я думаю, их бизнес активизируется.
Через неделю Полина сообщила, что отдают платья напрокат директор – Наталья Олеговна – и одна из продавщиц – Людмила. Вторая об этом знает, но не вмешивается. Она и объяснила Полине, как действуют «коллеги»: по телефону собирают заказы, а потом за два-три дня до нужной даты привозят платья по выбору клиентки к ней домой. Там она передает деньги. После праздника – все в обратном порядке.
– Их услугами стабильно пользуются семь-восемь человек.
– Что делать будем? – спросил Илья. – Может, в полицию заявим?
– Не надо, – сказала Соня. – Мы по-другому сделаем. Пора мне самой за дело браться. Полина, спроси Игоря, сможет ли он поставить камеру в кабинете директора так, чтобы она ее не заметила?
Камеру поставили и стали ждать. Пятого марта в конце рабочего дня в кабинете директора появилась Людмила с десятком платьев. Директриса проверила записи у себя в блокноте и велела принести еще три платья. Потом они разложили вещи по пакетам, на каждом пакете написали адрес и телефон и, поделив кучу на двоих, вышли из магазина.
На следующий день камера записала, как Наталья Олеговна пересчитала полученные от клиенток деньги и убрала их в сейф.
Через час в магазине появилась Соня. Ее сопровождали Игорь и Илья. Соня попросила директора выйти в торговый зал. Илья в это время прошел в ее кабинет, закрыл его на ключ, а ключ передал Соне.
До открытия магазина оставалось еще полчаса, и покупателей не было. Илья представил Соню.
– Очень жаль, что мне приходится начинать свою работу с таких неприятных моментов, но что поделать. Наталья Олеговна и вы, Людмила, сейчас напишете заявления об увольнении по собственному желанию.
– Вы не имеет права меня увольнять – я буду жаловаться в трудовую инспекцию! – воскликнула Наталья Олеговна.
Соня повернулась к Игорю:
– Давайте тогда вызывать полицию. Запись с камеры в кабинете у нас есть, показания двух девушек, которые брали у них платья напрокат, тоже есть. Кстати, среди тех тринадцати, которым вы вчера отвезли платья, есть тайный покупатель – это будет третий свидетель. Я думаю, и Валентина, – Соня повернулась ко второй продавщице, – молчать не будет. Она ведь в вашем «бизнесе» не участвовала? Или участвовала?
– Нет, я в эти дела не лезла, – поспешно сказала Валентина.
– Ну что, будете писать заявления или полицию вызывать? – спросил Илья.
– Напишем, – сказала Наталья Олеговна.
– Отлично, пройдемте в кабинет.
Женщины написали заявления, Илья сделал им записи в трудовых книжках, и их пригласили на выход.
– Откройте сейф, мне нужно взять оттуда свои деньги, – сказала Наталья Олеговна.
– Наталья Олеговна, вы разве не знаете, что в служебном сейфе хранить личные деньги запрещено? – спросила Соня. – Хотите я вам скажу сумму, которую вы хотите взять? – Сто девяносто пять тысяч.
– Это мои деньги!
– Нет, это деньги за те платья, которые вы вчера развезли по клиенткам. Вчера вечером мы с Полиной и Ильей Владимировичем провели ревизию в торговом зале. Вот посмотрите. Не хватает ровно тринадцати платьев на сумму сто девяносто пять тысяч рублей – артикулы там указаны.
– А что мы скажем женщинам, которые захотят вернуть платья и получить назад свои деньги? – подала голос Людмила.
– Не знаю, это ваши проблемы.
Наталья Олеговна и Людмила ушли.
– Что будем делать, если клиентки попробуют вернуть вещи в магазин? – спросила Полина.
– Пусть пишут заявление в полицию, объясняют, как к ним попали платья, кто принес, на каких условиях. Деньги будут лежать в сейфе, надо положить их в конверт и подписать, а там посмотрим.
В магазин позвонила только одна женщина. Она спросила Людмилу и сказала, что брала у нее напрокат платье.
Соня ей ответила, что магазин прокатом не занимается, а Людмила уволилась неделю назад и предложила дать ее номер телефона.
– Спасибо, у меня есть ее телефон, – ответила женщина.
P.S. Соня наняла еще двух продавцов, а закупками товара и бухгалтерией стала заниматься сама. Правда, иногда она использует сестру в качестве байера – Полина посещает выставки, куда приезжают дизайнеры и представители разных фирм и выбирает там коллекции для магазина. А вообще Полина работает над созданием своей линии одежды, и кое-что из ее моделей уже продается в магазине у Сони. Илья время от времени консультирует сестер по юридическим вопросам. Вот так нежеланное наследство превратилось в семейный бизнес.
Автор – Татьяна В.
Можно почитать