«Nirvana» - является одной из немногих рок-групп, которые стали непросто культовыми, но и легендарными. Их песни знают даже те, кто очень далёк от подобной музыки, а звезда их лидера Курта Кобейна до сих пор вдохновляет миллионы поклонников по всему миру.
В этом обзоре я бы хотел уделить внимание оформлению лучшего (по моему мнению) альбому группы, который называется «Nevermind». Не альбом, а сборник бессмертных хитов он стал обладателем весьма претенциозной и неоднозначной обложки. Её главным героем оказался Спенсер Элден из Лос-Анджелеса, впоследствии ставший художником. Он никогда не встречался с участниками группы, но волей судьбы стал её неотъемлемым «образом».
Далее я предлагаю вам ознакомиться с вырезками из интервью людей, которые, так или иначе, работали над обложкой «Nevermind».
Дейв Грол:
– Помню, как-то мы сидели с Куртом в нашей квартире, по телеку шла какая-то образовательная программа о том, как происходят роды под водой. Мы отправились на встречу с людьми, занимающимися оформлением обложек для альбомов, и сказали: «Прошлой ночью мы видели интересную штуку со всеми этими младенцами под водой, и это смотрелось круто».
Чарльз Кросс:
– Курт действительно придумал сюжет для «Nevermind», но его первоначальная идея мало походила на окончательный образ ребенка, плавающего голым в бассейне. Он смотрел по ночному телевидению передачу о подводных родах, и ему захотелось сфотографировать головку младенца в тот момент, когда она начинала выходить из влагалища, - он даже набросал её в своём дневнике. И всё же, когда Курт попытался предложить эту идею, он получил отказ. Фотография голого ребенка была запасным вариантом.
Роберт Фишер был дизайнером, которому поручили найти подходящий сюжет для обложки второго альбома группы «Nirvana».
Роберт Фишер:
– Это была первая обложка, которую мне разрешили сделать самостоятельно. Я изучал фотографии подводных родов, но нашёл их слишком статичными для обложки альбома. Хотя вызов был отличным. «Geffen» никогда бы не одобрил его. Я нашёл фотографию ребёнка, плавающего под водой, которая мне понравилась. Я показал Курту эту фотографию, и она ему тоже понравилась, но он чувствовал, что нужно что-то большее.
Фишер нашёл несколько снимков подводных родов, но, по мнению звукозаписывающей компании, они были слишком откровенными. Кроме того, фондовый дом, которому принадлежали права на снимок плавающего ребёнка, впоследствии запросил семь с половиной тысяч долларов за год использования фото. Было решено делать фотографии самостоятельно. Тем временем, ответственным за организацию съёмки сделали фотографа Кирка Уэддла.
Спенсер Элден (маленький герой с обложки):
– Это очень круто быть частью важного процесса, которого при этом я даже не помню. Удивительно, что делал я это в течение всего пяти минут, а в итоге это стало действительно культовым образом. Мне было четыре месяца, мой отец в то время посещал художественную школу, и его друзья частенько просили помочь им с реализацией их проектов. Фотограф Кирк Уэддл позвонил ему и сказал: «Хочешь сегодня заработать немного денег, погрузив своего ребенка в бассейн?» Отец согласился. Мои родители отвезли меня на место съёмок, окунули меня, фотограф сделал несколько снимков, и они вытащили меня. И всё. Им заплатили двести долларов, и они пошли потом есть тако. Ничего страшного. Я рад, что они выбрали меня. И я также рад, что это было не для чего-то вроде «Backstreet Boys».
Теперь, имея фотографию в кармане, группа и команда художников вновь собрались вместе, чтобы обсудить возможные варианты.
Роберт Фишер:
– Мы начали предлагать различные идеи, и Курт предложил рыболовный крючок. Потом ещё несколько часов мы провели, придумывая, что можно было бы на этот крючок насадить. И в конечном итоге сошлись на долларовой банкноте.
Что касается самой фотографии: если вы внимательно посмотрите на ребёнка, то с правой стороны вы сможете разглядеть отпечаток руки его отца – интересная мелочь, но на самом деле это не вызывает беспокойства. «Geffen» больше беспокоило, что розничные торговцы и различные покупатели могут быть оскорблены пенисом ребенка. Возможно, обложка зашла далёко, поэтому звукозаписывающая компания решила сделать её без детородного органа. Но в итоге компании пришлось отступить.
Джейсон Дрейпер:
– Кобейн отказался использовать такую обложку. Но готов был пойти на компромисс: обложка должна была быть с наклейкой, которая гласила: «Если вы оскорблены этим, вы, должно быть, являетесь скрытым педофилом».
Купюра, за которой якобы плывет младенец, была вмонтирована в изображение позднее.
Сюжет фокусировался на капиталистической жажде наживы, а отнюдь не на гениталиях новорождённого ребенка. Но американские пуритане расставили акценты по-своему, и после выхода альбома в 1991-ом году обрушились на группу с обвинениями в педофилии. Несколько крупных американских магазинов отказались от реализации альбома «Nevermind».
В 2016-ом году по просьбе фотографов и неравнодушных людей была проведена фотосессия «двадцать пять лет спустя». Это не первый раз, когда Спенсера просят воссоздать образ: он уже трижды позировал для десятой, семнадцатой и двадцатой годовщин выхода альбома, но теперь на фотографиях он был уже в шортах.