В музее Метрополитен в Нью-Йорке можно увидеть занятную вещицу, которую, несомненно, можно отнести к шедеврам ювелирного искусства. Это изысканный шарообразный золотой футляр со снимающейся крышкой, стоящий на трех ногах. Ножки украшены фигурами обезьян с крыльями, а сам футляр весь покрыт замысловатой резьбой, изображающей мифических животных. Для изделия использовано золото в 22 карата. На крышке в качестве ручки, за которую ее можно поднять, стоит сказочная птица.
В общем, вещь драгоценная и сделана мастерски. Кстати, неизвестно, кем.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события и еще Это просто поэзия
Этот предмет ценен сам по себе, и по материалу, и как произведение искусства, но главная ценность хранится внутри его. В сущности, футляр и создавался для того, что находится в нем. Если для этого соорудили такую драгоценную упаковку, то можно подумать, что содержание еще более драгоценное. Так что же там? Открыв крышку, обнаруживаешь в футляре какой-то бурый шар. Он похож на каменный, но покрыт позолотой. И всё?! Что за xpeнь, подумает любой нормальный человек. Почему этому шару такое почтение?
Предмет был изготовлен в конце XVII века монахами-иезуитами на острове Гоа. Похоже, монахам там совсем нечем было больше заняться. Таких штуковин они наделали достаточно много, их так и называют — камни Гоа. А вдохновлялись эти монахи, вы не поверите — безоарами, то есть, желчными камнями жвачных животных. На острове речь шла, конкретно, о козах.
Почему-то считалось, что эти безоары обладают какими-то фантастическими целебными свойствами и также оберегают от злых сил. Поскольку они не валялись где попало, их надо было еще найти, то обладатель такого желчного камня считался счастливчиком. На Гоа подобные камни встречались довольно часто, так что монахи приспособились экспортировать их в Европу, где они попадали в собственность аристократов. Поскольку клиенты были, все как один, высокопоставленными особами, камни преподносили им в богато украшенных футлярах.
Монахи делали свои камни Гоа, смешав, собственно, безоары со смолой, мускусом, ракушками, измельченными драгоценными камнями. Потом покрывали позолотой — и вуаля! Талисман, он же оберег, он же лекарство, он же противоядие, готов.
Читайте еще на моем канале:
"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство