Найти в Дзене

Портрет дня. 15 октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов, поэт и художник

«Я подумал: Что такое Лермонтов? и увидел сперва два тома его сочинений, увидел его портрет, странное молодое лицо с неподвижными темными глазами… Какая жизнь, какая судьба! Всего двадцать семь лет, но каких бесконечно-богатых и прекрасных, вплоть до самого последнего дня, до того темного вечера на глухой дороге у подошвы Машука…», – Иван Бунин.

Невозможно не согласиться с Иваном Алексеевичем Буниным. Меньше 27 лет прожил Михаил Лермонтов. Даже, если учесть, что писать стихи он начал очень рано (существуют произведения, датированные 1828 годом), а увлечение рисованием возникло ещё раньше, количество созданного Лермонтовым поражает.
36 поэм, 400 стихотворений, 8 произведений в прозе, 14 картин маслом, более 50 акварелей и около 300 карандашных рисунков.

И поэтому предлагаю вам сегодня не «портрет дня», а автопортрет.

Михаил Лермонтов. Автопортрет. 1837-1838. Бумага, акварель. 10,2 Х 9,4. Хранится в фондах Государственного литературного музея, Москва
Михаил Лермонтов. Автопортрет. 1837-1838. Бумага, акварель. 10,2 Х 9,4. Хранится в фондах Государственного литературного музея, Москва

Автопортрет Лермонтова считается одним из наиболее достоверных изображений поэта. Известно, что он рисовал себя, сидя перед зеркалом во время своей ссылки на Кавказ.
Спустя полгода Лермонтов подарил этот рисунок своей единственной возлюбленной Варваре Лопухиной. На обороте паспарту имеется надпись на немецком: «Michel Lermоntoff russischer Offizier u/nd/ Dichter, von ihm selbst gemahlt» – «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный».

Михаил Лермонтов был не только талантливым поэтом. Он с детства отлично играл на скрипке и фортепиано, прекрасно играл в шахматы и с легкостью решал математические задачи, знал несколько иностранных языков. И к рисованию он относился очень серьезно.

Аким Шан-Гирей, родственник поэта, вспоминал: «Любовь к изобразительному искусству Михаил питал еще в самом раннем возрасте. Он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...».

Первым учителем рисования Лермонтова был акварелист Александр Степанович Солоницкий. А позже, по окончании юнкерской школы, Лермонтов брал частные уроки живописи у художника Петра Заболоцкого.

Среди работ Лермонтова-художника есть не только портреты, но и пейзажи, и жанровые сценки. Родственники вспоминали, что он с детства мыслил образами, как художник. Что сказалось и в творчестве Лермонтова-поэта.

Предлагаю вам посмотреть несколько художественных работ этого одаренного юноши и, конечно, в сопровождении поэзии.

Михаил Лермонтов. Морской вид с парусной лодкой. 1828-1831. Бумага, акварель. 9 х 15,5. Из альбома М. М. Лермонтовой, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург
Михаил Лермонтов. Морской вид с парусной лодкой. 1828-1831. Бумага, акварель. 9 х 15,5. Из альбома М. М. Лермонтовой, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Михаил Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. 1828-1831. Бумага, акварель. 8,7 х 14,7. Из альбома М. М. Лермонтовой, л. 24. ПБ, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург
Михаил Лермонтов. Пейзаж с двумя березами. 1828-1831. Бумага, акварель. 8,7 х 14,7. Из альбома М. М. Лермонтовой, л. 24. ПБ, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург

Земля и небо

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной.
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.
1830

Михаил Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Картон, масло. 32,2 х 39,5. Государственный Литературный музей, Москва
Михаил Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Картон, масло. 32,2 х 39,5. Государственный Литературный музей, Москва

Свидание (отрывок)

Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ;
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым.
Летают сны-мучители
Над грешными людьми,
И ангелы-хранители
Беседуют с детьми.
1941

Михаил Лермонтов. Крестовая гора. 1837-1838. Картон, масло. Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске
Михаил Лермонтов. Крестовая гора. 1837-1838. Картон, масло. Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске

Демон (отрывок)

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел, – и горный зверь и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы –
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
1839

Михаил Лермонтов. Эльбрус на восходе солнца. 1837-1838. Масло. Дагестанский объединённый историко-архитектурный музей в Махачкале
Михаил Лермонтов. Эльбрус на восходе солнца. 1837-1838. Масло. Дагестанский объединённый историко-архитектурный музей в Махачкале

Утро на Кавказе

Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там:
Так девушки купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!.....
1830

Михаил Лермонтов. Кавказский вид с верблюдами. 1837-38. Холст, масло. 62 х 72. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург
Михаил Лермонтов. Кавказский вид с верблюдами. 1837-38. Холст, масло. 62 х 72. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург

* * *

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
Еще ребенком, чуждый и любви
И дум честолюбивых, я беспечно
Бродил в твоих ущельях, – грозный, вечный,
Угрюмый великан, меня носил
Ты бережно, как пестун, юных сил
Хранитель верный, [и мечтою
Я страстно обнимал тебя порою.]
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
А вдалеке, как вечные ступени
С земли на небо, в край моих видений,
Зубчатою тянулись полосой,
Таинственней, синей одна другой,
Всё горы, чуть приметные для глаза,
Сыны и братья грозного Кавказа.
1837

Михаил Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Литературный музей, Москва
Михаил Лермонтов. Перестрелка в горах Дагестана. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Литературный музей, Москва

Измаил-Бей (отрывок)

Какие степи, горы и моря
Оружию славян сопротивлялись?
И где веленью русского царя
Измена и вражда не покорялись?
Смирись, черкес! и запад и восток,
Быть может, скоро твой разделят рок.
Настанет час – и скажешь сам надменно:
Пускай я раб, но раб царя вселенной!
Настанет час – и новый грозный Рим
Украсит Север Августом другим!
1832

Михаил Лермонтов. Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838. Бумага, акварель. Государственный Литературный музей, Москва
Михаил Лермонтов. Нападение. Сцена из кавказской жизни. 1838. Бумага, акварель. Государственный Литературный музей, Москва

Измаил-Бей (отрывок)

И дики тех ущелий племена,
Им бог – свобода, их закон – война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там в колыбели песни матерей
Пугают русским именем детей;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
1832

Несколько работ было выполнено совместно с боевым товарищем Григорием Гагариным. На таких произведениях стоят надписи: «Рисовал Лермонтов, расцвечивал Гагарин», по которым можно понять, как они создавались.

Михаил Лермонтов. Григорий Гагарин. Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса. 1841. Холст, масло. Государственный Русский музей
Михаил Лермонтов. Григорий Гагарин. Стоянка Нижегородского драгунского полка в Карагаче близ Тифлиса. 1841. Холст, масло. Государственный Русский музей

Бородино (отрывок)


Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
1937

А рисовальщиком Михаил Лермонтов был превосходным.

Михаил Лермонтов. Скачущая неоседланная лошадь. 1833-1834. Бумага, перо, чернила. 14,7 х 20,4. Российская национальная библиотека. / Подпись на рисунке: «M. Lerma». Рисунок вырезан из тетради и наклеен на серую, на обороте зеленую глянцевую бумагу.
Михаил Лермонтов. Скачущая неоседланная лошадь. 1833-1834. Бумага, перо, чернила. 14,7 х 20,4. Российская национальная библиотека. / Подпись на рисунке: «M. Lerma». Рисунок вырезан из тетради и наклеен на серую, на обороте зеленую глянцевую бумагу.

Песнь Казбича (из романа «Герой нашего времени»)

Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз,
Сладко любить их, завидная доля,
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
1839

Михаил Лермонтов. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835. Бумага, акварель. Государственная публичная библиотека им. В. И. Ленина, Москва
Михаил Лермонтов. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835. Бумага, акварель. Государственная публичная библиотека им. В. И. Ленина, Москва

Нет, я не Байрон, я другой

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
1832

Как мы видим, художественные способности поэта особенно раскрылись на Кавказе. Известно, что в детстве Лермонтов не раз путешествовал на Кавказ со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. Она возила мальчика в Пятигорск на воды, чтобы поправить здоровье. Длительные, опасные и увлекательные поездки оказали сильное влияние на ребенка. Недаром и первый рисунок юного художника, который сохранился для нас, связан с пребыванием в этих местах.

Михаил Лермонтов. Пейзаж с озером. 1825. Бумага, акварель. 7,4 х 13,9. Из альбома М. М. Лермонтовой, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург / Подпись внизу рукой Лермонтова: «M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes» сообщает, что рисунок сделан им 13 июня 1825 года в Горячеводске, ниже запись Н. И. Рыбкина: «Рисунок юного Лермонтова с натуры»
Михаил Лермонтов. Пейзаж с озером. 1825. Бумага, акварель. 7,4 х 13,9. Из альбома М. М. Лермонтовой, Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург / Подпись внизу рукой Лермонтова: «M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes» сообщает, что рисунок сделан им 13 июня 1825 года в Горячеводске, ниже запись Н. И. Рыбкина: «Рисунок юного Лермонтова с натуры»

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
1830

Буду рада, если Михаил Юрьевич открылся для вас с новой стороны. А если вы уже знали о художественном таланте великого поэта, надеюсь, воспоминание о нем доставило вам удовольствие.

С любовью, ваша Света В