Нежная дружба с Америкой ко многому обязывает. В этом смысле фраза, приписываемая старому "зубру" мировой политики Генри Киссинджеру о том, что быть врагом США опасно, а другом фатально, как нельзя лучше отражает ситуацию в самых разных аспектах. В частности, в торговле оружием. Продавая свои системы вооружений, Америка требует от клиента не только "деньги на бочку", но ещё и политической лояльности. И всячески пресекает любые попытки купить оружие другого производителя, особенно, если тот находится с американцами в контрах. Не так давно в число клиентов изделий российской оборонного комплекса вернулся Египет. Многие наверное слышали, а кто-то даже и помнит времена, когда "страна фараонов и пирамид" считалась сугубо советской вотчиной. Её армия, авиация и флот базировались на советском оружии, солдат готовили советские инструкторы, а высшие чины в армии и правительственные чиновники получали советские правительственные награды. Но в начале семидесятых годов, с приходом к власти бывшего агента "Абвера" Анвара Садата, сначала в отношениях с Союзом появились трещины, а затем настал период полного охлаждения. Советские системы из арсенала Египта начало вытеснять оружие стран НАТО. За последовавшие четыре десятка лет египтяне не заключили с нашей страной ни одного военного контракта. И причина банальна. США чётко дали понять местным деятелям, что любой отход от "генеральной линии" повлечет за собой лишение армии Египта тех миллиардных субсидий, которые позволяли местному генералитету вести жизнь не просто безбедную, но даже шикарную. Это был кнут. Но имелся и пряник. В 1984 году, когда старая советская техника в армии Египта активно стала списываться в утиль. В США придумали достаточно хитрую замену этому. В 1984 году в южном пригороде египетской столицы Хелуан, при существующем заводе железнодорожных вагонов, было начато строительство крупной промышленной площадки, получившей безликое название "Military Factory №200".
Противостояние Турции и США набирает ход. После сбития турецкого БПЛА, дроны Эрдогана громят скважины курдов, где вся нефть - американская.
Здесь из американских машинокомплектов стали собирать танк "Абрамс". Это была сильно урезанная по возможностям машина первой модификации, тот самый "арабский Абрамс", имя которого стало нарицательным и им оправдывающие те крупные провалы американского танка, сопровождают все последние его действия на Ближнем Востоке. Хотя нужно заметить, что у тех же саудитов на вооружении вполне себе изделие родной сборки. Египтяне, конечно же, следили за тем, как "Абрамс М1" вёл себя в войнах в соседних регионах. И это мало кому могло понравится. И в войне йеменских хуситов с Саудовской Аравией, и в битвах Иракской войны, особенно в период с 2003 по 2008 год, во время партизанского восстания, танк оказался достаточно капризным в обслуживании и уязвимым для более ли менее серьезного противотанкового оружия. Особенно плохо он зарекомендовал себя в городских боях. Но этот аспект мы дополнительно раскроем во второй части материала.
В 2015 году на Урал приехала расширенная делегация египетских военных и промышленников. Основной задачей этого солидного пула важных египтян, было провентилировать возможность сборки за "Заводе №200" танков российского происхождения. Перед этим несколько эмиссаров ездили в Индию, которая имеет на вооружении самый большой на планете парк российских танков, и внимательно наблюдала за маневрами новой модели Т-90МС в пустыне Тар, на северо-западной границе Индийской Республики и Пакистана. Работа нашего "летающего" танка их довольно сильно впечатлила. Затем они побывали на заводе в Ченнаи, где с начала нового века было собрано свыше тысячи единиц российской тяжелой машины. Видимо, то что они увидели, им пришлось пол душе. Потому что буквально через год был заключен контракт о начале сборки на "Military Factory №200" российских танков. Для такого решения требовалась определенная политическая смелость. К примеру, контракт на покупку истребителей Су-35 египтянам реализовать не дали, пригрозив снять их генералитет с американского довольствия. А танк Т-90 под пункты уникального в мировой истории закона CAATSA не попадал. И этой лазейкой египетские деятели и воспользовались. Когда контракт приобрел вид уже готового к исполнению документа, у ряда чиновников и военных взяло интервью главное военное издание арабского мира Defense Arabic. Не будем приводить целые куски, но вот основные тезисы.
1) Это то, что парк старых советских машин, купленных много десятилетий назад (Т-55, Т-62) уже нуждается в срочной замене, но "Абрамсы для этого не годятся, ибо безумно дороги, крайне тяжелы в обслуживании и требуют достаточно высокой квалификации технических служб.
2) По результатам Гражданской войны в Йемене, "Абрамс" показал себя машиной неповоротливой и не слишком хорошо реагирующей на сиюминутные угрозы, вроде гранатомётчика в засаде. Её защищенность ничем не превосходила основные вида ОБТ Танкисты Саудовской Аравии в ходе конфликта теряли таким образом до двух десятков машин в год, в сражениях малой интенсивности.
3) Египтяне, с учетом того, что Т-90 стал самым продаваемым на экспорт танком в 21 веке, видят во развитие его производства хороший коммерческий потенциал.
Ну в общем, аргументы вполне себе разумные. В США, конечно, сделкой остались недовольны, но египтяне настояли, пообещав Соединенных Штатам не возвращаться к теме Су-35 в обозримом будущем. Благодаря египетскому контракту (первоначально на 500 единиц) Уралвагонзавод окончательно укрепился с звании главного экспортного поставщика тяжелых бронированных машин нового тысячелетия. Второй страной, фактически заменившей американские танки на российские, стал Ирак. У них совсем иные побудительные причины, нежели чем у Египта. И они настолько интересны, что мы в ближайшее время посвятим этому отдельный материал.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если статья показалась вам интересной. Спасибо!