Этот канал всё-таки требует большего шевеления моей извилиной под черепушкой. Особенно сейчас, когда происходит, так сказать, переосмысление дел давно минувших дней. Когда по горячим следам пишешь свою песню акына, "что вижу - о том пою", то всё как-то по-другому получается. А вот когда вспоминаешь, как это было, а потом видишь результат, что из всего этого получилось, и думаешь уже как-то по-другому...
Добрый день всем. Добрый день, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 28 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 19-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя семь лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи.
Ну если честно, то Санька своим замороженным равнодушием каким-то ко всему меня иной раз просто подбешивала. Я ей и то, я ей и сё, а ей - всё равно как-то. Ну, с учебой-то всё понятно. С учёбой трудно, очень трудно, и репетиторы не спасают от нежелания учиться. Про это уже столько понаписано, хоть вот тут... Но должно же человеку хоть что-то интересным показаться? Ну хоть что-то!
И через год примерно я активно стала таскать Саньку ВЕЗДЕ. В первый год совместной жизни - нет, не так активно таскала. В первый год я Саньку пыталась возить по репетиторам, чтоб хоть как-то выровнять учёбу. На музеи и выставки просто физически не хватало времени. Да и сил, честно говоря, тоже не хватало.
А через год меня с учёбой отпустило, что ли... Ну, трояки. И этих трояков Саше - достаточно. И я как-то смирилась, что ли. Можете считать меня неважной матерью, которая сдалась... Не менее важно же ребенка, так сказать, социализировать. С кем-то подружить. А разве можно с кем-то подружиться у репетитора?
Но мы стали ходить везде. Везде - это совершенно бессистемно. Краеведческий музей. Выставка попугаев. Выставка кошек. Музей-панорама "Сталинградская битва". Выставка кукол. Планетарий. Выставка каких-то радиоуправляемых игрушек. Любимые мной пешеходные экскурсии по городу с Романом Шкодой. Была благодарна тем родителям, которые отпускали с нами своих детей, одноклассников или соседей.
Можно сказать, что я таскала Саню с собой чуть ли не насильно. Мне - было интересно. Да мне и до сих пор интересно! Вот оказывается, где-то у нас на острове Голодном (это соседний остров с Сарпинским) есть старый троллейбус. Чуть ли не музейный уже. Как троллейбус попал на остров? Кто его туда притащил и для каких целей установил? Ну разве не интересно об этом узнать и своими глазами увидеть?
Я не скажу, что Саша сопротивлялась этим моим разношёрстным походам. Нет, не сопротивлялась, но и радости не проявляла. У меня до сих пор хвост пистолетом сразу, когда у меня что-то вот такое запланированное есть. Когда я в понедельник знаю, что в субботу я куда-то пойду или поеду, у меня всю неделю приподнятое настроение и какое-то ожидание Нового года в июле. А ребенок мой был абсолютно спокоен, как мне казалось, по поводу всех этих планов на выходные.
Равнодушна была Саня. Ну, в планетарий, так в планетарий. Не получается сходить в планетарий? Ну и хорошо, что не получается сходить. Будем дома сидеть, сериал смотреть. А мне было обидно как-то, что ли. Что другие родители свой выходной тратят по своему усмотрению. Уборкой там занимаются, книжки читают, в гости к СВОИМ друзьям ходят. А я стараюсь в неделе уплотниться по максимуму, чтоб куда-то Саню сводить. Освободить субботу под какой-то культурно-массовый поход. Чужих детей взять с собой в охапку. Я - уплотняюсь и ищу, чем бы мне своему ребенку жизнь образовательно-познавательно разнообразить, а Саше - всё равно. У нас как-то эти выходные организовывались всё-таки через Санино равнодушие, граничащее со слабым сопротивлением.
Да, меня это - расстраивало. Ну как же так? Саня, были бы у меня твои возможности! Я в деревне росла. Никаких тебе музеев или выставок. Из всех возможностей - школа и сельский клуб. По вечерам и по выходным всегда и для всех желающих был открыт школьный спортзал, и я играла за школьную девчоночью волейбольную команду. И болела за все команды своего посёлка. За футбольную, за хоккейную, за волейбольную. Это кажется, что в деревне жить скучно. Мы с соседними посёлками соревнования устраивали, особенно футболисты. В школе был танцевальный кружок, и театральный, и хор, конечно же, хор! Мы в районный центр на соревнования ездили и даже второе место среди хоров в районе заняли!
Саня, да только пожелай! ДЮЦ, музыкальная школа, кружки в твоей школе, всё, что угодно в шаговой доступности! Я искала эти возможности и пыталась Сане подсунуть. Может, сюда пойдёшь, попробуешь?
А сейчас, спустя годы, смотрю на всё это и думаю: так я Сашку тащила в какую-то движуху. Я, классический экстраверт, пыталась классического интроверта вовлечь в то, что интроверту - чуждо.
На экскурсию по городу? Ну пойдем. А я смотрю на Саню и думаю: скучно ей. Не интересно. Истории она не знает, а если знает - на слабенькую "троечку". Для Саши "Сталинградская битва" - пустой звук. Это у меня дед рядом воевал и ранен был. Это я со своим начальным истфаком историю города по-другому воспринимаю.
А если у Саши просто базовых школьных знаний мало, то как ей может быть интересна архитектурно-историческая экскурсия по городу, вот такая:
Да никак, пожалуй.
И если бы про то, как я Саню таскала без её желания по разным-разным, повторюсь, совершенно бессистемным мероприятиям, то тогда бы я наверняка написала осуждающе-разочарованно: ничего этому ребенку не интересно. Ни роботы, ни звёзды, ни попугаи. Хоть наизнанку вывернись. Сидеть бы дома, а еще лучше - лежать на диване, грызть семечки и шелуху от меня под диван запрятывать... И в голове от увиденного ничего не остаётся.
И вот годы прошли. И от Сани я со всякими экскурсиями и мероприятиями примерно через год и отстала. Ну, не интересно это человеку.
И вот вдруг...
Ну не то чтоб вдруг, но уже, наверное, года три как я вижу, что не зря я Саню везде водила, хоть и казалось, что насильно.
Идём мы с Саней по городу, она мне показывает пальцем куда-то и:
- Мам, помнишь, как нам Роман рассказывал про то, что это вовсе не гриб для того, чтоб коней привязывали, а вентиляция такая старинная?
- Мам, а ты помнишь, как это здание восстанавливали и как этаж надстроили? Я помню! И правда, такие красивые нижние этажи, и такое тяп-ляп сверху, потому что людей надо было быстро куда-то поселить!
Сначала я удивлялась. Мне казалось: ничего Саша не запоминает. Ничего-то ей не интересно, ничего её не цепляет. А оказывается, много чего в голове улеглось. То же самое здание перестало для Саши быть просто нелепым зданием. Она помнит всё. Ну, пусть без имен и дат, но главное - то поняла и помнит!
И Сталинградская битва перестаёт быть просто фразами на страницах учебника.
Почему тогда это не вызывало никаких эмоций, я не знаю. Мне казалось - Саша просто рядом со мной идёт, и всё. Ни на что не смотрит, ничего не запоминает. Скучает. Хочет домой. Оказывается, всё-то она запоминала. Значит, не зря мы с ней везде ходили, получается?
И всё чаще и чаще я от Саши слышу:
- Почему ты куда-то идёшь, а меня с собой не зовёшь? Я тоже хочу!
И мы ходим. И в музей изобразительных искусств ходим. И с Романом на экскурсии по городу, когда по времени совпадаем. И я теперь вижу, что Сане это и правда интересно.
Стало интересно. А если бы, наверное, я Саню добровольно-принудительно нигде не таскала, пусть и бессистемно, так может, этот интерес ко всему сразу по чуть-чуть так бы и не проснулся?
Да. Обожаю эту фотографию. У тебя нет мотивации? Её не будет! Сиди...