Давным-давно я обещал рассказать о Доме Союзов – архитектурном памятнике московского зрелого классицизма, о памятнике ушедшей эпохи и символическом памятнике великому русскому зодчему восемнадцатого века Матвею Федоровичу Казакову.
А несколько дней назад в одной из своих заметок я очень кстати упомянул прославленного военачальника, героя русско-турецкой войны и московского главнокомандующего, князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского, который как раз и заказал в 1775 году Матвею Казакову выстроить этот величественный дом на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда.
Правда, изначально дом строится как жилой, и в нем не имелось того знаменитого на всю страну Колонного зала. Да и дом был значительно меньше и одним этажом ниже.
В 1784 году, спустя два года после смерти владельца, по инициативе попечителя Опекунского совета князя Михаила Федоровича Соймонова…
…Усадьбу выкупило Благородное общество
Оно было создано за год до этого, и его члены – потомственные русские дворяне и владельцы обширных имений в Московской губернии как раз нуждались в просторном помещении. А какие нужды были у Благородного общества? Правильно, они нуждались в помещении под проведение балов, приемов и торжественных собраний.
Сделка состоялась 19 декабря 1784 –го, а купчую грамоту оформили на князя Алексея Борисовича Голицына. А после его кончины в 1792-м Благородное собрание подало Екатерине Второй прошение закрепить право собственности на дом за Обществом.
Императрица проявила благосклонность и прошение удовлетворила.
Конечно, самой по себе бывшей усадьбы Долгорукова-Крымского Обществу не хватало. Поэтому её несколько раз перестраивали. Для первой перестройки сразу после приобретения…
…Был приглашен сам создатель дома, Матвей Казаков
(Здесь, наверное, сразу стоит заметить: не все источники упоминают Казакова как первоначального автора усадьбы Долгорукова-Крымского, но некоторые называют именно его. Да и других имен архитекторов в связи с постройкой усадьбы не звучит.)
Матвей Федорович увеличил здание и перепланировал его. Первый этаж тогда отвели под хозяйственные помещения, а на втором устроили библиотеку, столовую, курительную комнату и многочисленные парадные залы – Екатерининский, Соймоновский, Александровский, Голицынский, Казаковский…
При этом зодчий объединил дворовые постройки в одно целостное строение, благодаря чему на месте прежнего внутреннего двора и появился тот самый, каждому россиянину последних нескольких поколений известный Колонный зал. Который, правда, до пришествия советской власти именовался просто Большим (9 фото).
Это было огромное двухсветное помещение, вмещавшее две тысячи посетителей, с мраморной статуей Екатерины Второй, 28 коринфскими колоннами и рядами хрустальных люстр.
Роспись потолка величественного зала (высота которого составила четырнадцать с половиной метров) поручили художнику Джованни Батиста Скотти, а стены – Антонио Каноппи, русскому архитектору и живописцу итальянского происхождения.
Считается, что прототипом Зала был избран парижский Свадебный зал Людовика Шестнадцатого и Марии-Антуанетты.
А те достопамятные колонны, кстати, хоть их и называют беломраморными, в действительности изготовлены из искусственного мрамора на деревянном каркасе. Впрочем, когда в огне пожара 1812 года все здание сильно пострадало, колонны уцелели.
В 1790-х годах Казаков еще раз работал над этим зданием, пристроив к нему со стороны Георгиевского переулка дополнительный объем с выдающейся деталью – купольной ротондой с коринфской колоннадой на углу Большой Дмитровки и Георгиевского (3 фото).
Как я упомянул чуть выше…
…В пламени Отечественной войны дом сильно пострадал
Прогорела и частично обрушилась крыша, пострадали замечательные росписи и интерьеры.
Два года потребовалось Алексею Никитичу Бакареву, ученику Казакова, чтобы устранить все повреждения и вернуть дому прежнее величие. При этом существенную часть средств на его восстановление пожертвовал император Александр Первый.
К сожалению, росписи Скотти пострадали настолько, что потолок пришлось покрыть штукатуркой и выбелить. Пришлось также перестроить и несколько торжественных залов второго этажа.
Однако жизнь продолжалась. Фасады ремонтировали вплоть до 1819-го, но уже в 1814 году в Колонном зале устроили бал, на котором присутствовало 1115 человек. Когда же здание отремонтировали окончательно, его помещения решили сдавать в аренду, чтобы компенсировать ту часть средств на ремонт, которую вложили сами члены Общества (7 фото).
И одним из арендаторов частенько бывал знаменитый учитель танцев Петр Андреевич Йогель. Тот самый, на уроки которого водили Сашу Пушкина, и на одном из балов которого в доме Кологривовых двадцатидевятилетний Пушкин (к слову, с 1827 года также член Благородного собрания) познакомился с шестнадцатилетней Гончаровой.
В середине столетия, в связи с новым Уставом Общества, в Благородное собрание стали допускать не только дворян, но и почетных граждан Москвы, купцов первой гильдии и людей искусства.
А благодаря великолепной акустике зала, которую удалось сохранить после пожара, в зале начали регулярно устраивать концерты, на которых выступали Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие знаменитости.
Бывали здесь и многие европейские музыканты и композиторы.
Еще раз перестроили здание в 1903-1908 годах, дабы…
…Придать облик в более модном, современном стиле
На сей раз за перестройку взялся Александр Фелицианович Мейснер. Как раз тогда у дома появился третий этаж, треугольный фронтон над портиком уступил свое место прямоугольному аттику, а над ним вырос полукруглый купол (3 фото).
Тогда же были устроены и ряды лепных горельефов на античные темы, что украшают фасады со стороны Охотного Ряда (3 фото)
и Большой Дмитровки (7 фото).
А после революции…
…Дом Благородного собрания перешел в руки новой власти
В нем разместился Центральный совет московских профсоюзов, позднее – известным нам Домом Союзов.
Здесь более пятидесяти раз выступал Ленин. Здесь же в январе 1924-го прощались с его телом.
А в более поздние времена в Колонном зале начали устраивать общественные и партийные съезды, конференции, шахматные турниры, концерты классической музыки и популярных советских исполнителей, детские новогодние елки.
Сегодня здесь больше не проходит никаких кассовых мероприятий, а здание в 2019 году перешло во временное пользование Государственной думы.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!