Найти тему

Почему Сталин заключил пакт с Гитлером

Подписание Советско-Германского договора о ненападении. фото из свободных источников.
Подписание Советско-Германского договора о ненападении. фото из свободных источников.

Всем серьезным и проницательным ученым давно и хорошо известно, что инициатива развязывания Второй мировой войны принадлежала отнюдь не «бесноватому фюреру», который якобы по воле случая оказался во главе нацистской Германии. Эта война стала главным проектом мировой финансовой, прежде всего англо-саксонской, олигархии, который начал разрабатываться сразу после окончания Первой мировой войны. Причем план новой мировой войны своим острием был направлен именно против СССР.

И началось его осуществление именно с накачки германской экономики англосаксонским капиталом, начиная с «Плана Дауса» в 20 - годы и продолжился в 30-е в соответствии с «Планом Юнга». К моменту прихода Гитлера к власти через Банк международных расчетов (БМР) под полным контролем американского финансового капитала оказались все стратегически важные отрасли германской промышленности и ведущие германские банки. В январе 1932 года на вилле К. Шредера с участием братьев Дж. и А. Даллесов состоялась встреча А. Гитлера и Ф. Паппена, на которой было заключено соглашение о финансировании НСДАП. В ноябре 1932 года семнадцать крупнейших немецких олигархов во главе с К. Шредером направили письмо президенту Германии П. Гинденбургу письмо с требованием назначить А. Гитлера новым рейхсканцлером Германии. А уже в мае 1933 года, после прихода Гитлера к власти, было подписано соглашение о получении американских кредитов на общую сумму 1 млрд. долларов, а июне Гитлер получил заем на 2 млрд. долларов от Англии. Одновременно было достигнуто согласие на приостановку платежей на обслуживание ранее полученных займов. Так мировой финансовый капитал взял курс на «большую войну» и началась безудержная милитаризация Германии. Мир медленно, но уверенно начал вползать в новую мировую войну.

15 июля 1933 года в Риме главы правительств Великобритании (Р. Макдональд), Франции (Э. Даладье), Италии (Б. Муссолини) и Германии (А. Гитлер) подписали так называемый «Пакт согласия и сотрудничества», что де-факто означало коренной пересмотр самих основ Версальской системы международных отношений. С Германией стали разговаривать как с равной, она вновь вошла в узкий круг великих держав.

В условиях нарастания фашистской угрозы СССР выступил с идеей создания системы коллективной безопасности в Европе, но из-за шкурной позиции руководства Англии и особенно Польши подписание нового пакта было сорвано, что отвечало интересам нацистской Германии. В июне 1935 года английское правительство подписало с Гитлером сенсационный англо –германский договор о морских вооружениях, который нанес еще один удар по Версальскому мирному договору. Это позволило Гитлеру приступить к масштабному строительству подводного и надводного флота и похоронило окончательно создание единого антигерманского фронта.

СССР удалось в 1935 году, вместо системы коллективной безопасности, подписать лишь советско- французский и советско-чехословацкий Договоры о взаимопомощи. При этом по предложению Чехословакии в нем была сделана оговорка, что обязательства о взаимной помощи вступают в силу лишь в том случае, если помощь стороне –жертве агрессии будет оказана и Францией.

А Германия начала ускоренно восстанавливать свою военную мощь, ввела свои войска в Рейнскую область, выступила на стороне франкистского мятежа в Испании, подписала «Антикоминтерновский пакт» с Японией (1936) , а затем и с Италией (1937). В марте 1938 года, при активной поддержке Б. Муссолини и молчаливого согласия Англии и Франции произошел аншлюс Австрии, территория которой была включена в состав Третьего рейха.

В сентябре 1938 года премьер – министр Англии Н. Чемберлен дал свое согласие на передачу Гитлеру Судетской области Чехословакии. Было подписано так называемое Мюнхенское соглашение, ставшее кульминационным моментом английской «политики умиротворения агрессора». 30 сентября 1938 года на территорию Судетской области были введены немецкие войска, а на территорию Тешинской области вошли польские войска. Все эти события вызвали внутренний кризис в Чехословакии: 5 октября в отставку подал президент Э. Бенеш, а через два дня под давлением Берлина новое чехословацкое правительство приняло решение о предоставлении автономии Словакии и Подкарпатской Руси, куда в ноябре 1938 года были введены венгерские войска. Сразу же после Мюнхена, 30 сентября 1938 года Чемберлен и Гитлер подписали англо-германскую декларацию о мире.

Чуть позже после Мюнхена - 6 декабря 1938 года - была подписана аналогичная франко-германская декларация. То есть, не успели высохнуть чернила в Мюнхене, как Англия и Франция тут же подписали пакты о ненападении с Третим Рейхом!

В этих событиях единственной страной, выступавшей на стороне Чехословакии был Советский Союз, который был готов направить на помощь Чехословакии согласно договора свои войска, в случае прихода на помощь Чехословакии Франции.

В марте 1939 года, в нарушение всех своих обязательств, в том числе и Мюнхенского договора германские войска полностью оккупировали всю территорию Чехии. Великобритания и Франция не сделали и попытки спасти Чехословакию, ограничившись вялыми протестами. Более того, руководство Великобритании восприняло известие о ликвидации Чехословакии с явным облегчением. В этот же день британский министр иностранных дел Эдуард Галтфакс заявил французскому послу в Лондоне, что Англия и Франция получили «компенсирующее преимущество», заключающееся в том, что «естественным способом» покончено с их обязательством о предоставлении гарантий Праге, бывшим «несколько тягостным для правительства обеих стран». Кроме этого, Англия через Банк международных расчетов добились передачи чехословацкого взноса в сумме 6 миллионов фунтов стерлингов золотом Германии.

Литва уступила германскому ультиматуму и отдала Берлину Клайпеду (Мемель), полученный по Версальскому миру. После этих событий высшее политическое руководство нацистской Германии предъявило к Польше территориальные претензии на Гданьск, однако 26 марта 1939 года Польша отказалась удовлетворить германские претензии. Видя неуступчивость поляков, Генеральный штаб Германии в спешном порядке стал дорабатывать план военной операции против Польши, получившей кодовое название «Вайс». 28 апреля был расторгнут германо-польский договор о ненападении 1934 года. Англия и Франция сеяли у поляков необоснованные иллюзии о том, что в случае войны они окажут Варшаве необходимую помощь. Как показали дальнейшие события, эти щедрые обещания были заведомым обманом. Именно эти факты красноречиво говорят о том, что нападение Германии на Польшу произошло бы вне зависимости от того, был бы подписан советсо-германский пакт «О ненападении», или нет. Поэтому все попытки Запада возложить равную ответственность за развязывание Второй мировой войны на Германию и Советский Союз являются просто кощунственными.

В мае 1939 года СССР в очередной раз предложил польскому руководству незамедлительно заключить советско-польский пакт о взаимопомощи в борьбе против агрессора и заявил о готовности СССР выступить гарантом неприкосновенности польских границ. Но эти предложения были отклонены польским правительством. 18 августа 1939 года польский посол в Париже Юлиан Лукасевич в беседе с министром иностранных дел Жожем Бонне заносчиво заявил, что «не немцы, а поляки ворвутся в глубь Германии в в первые же дни войны». Заносчивые поляки явно провоцировали Германию своим поведением и неуступчивостью.

Понятно, что происходившие в Европе события, в особенности нарастающая агрессивность Германии, не могли оставить равнодушным советское руководство. Казалось бы, для сдерживания Гитлера следовало бы пойти на союз с западными демократиями. Однако, как справедливо отмечал Уинстон Черчилль: «Мюнхен и многое другое убедили Советское правительство, что ни Англия, ни Франция не станут сражаться, пока на них не нападут, и что даже в этом случае от них будет мало проку».

12 августа 1939 года работа военных миссий Англии, Франции, и СССР начали свою работу в Москве, но уже 14 августа уже было ясно, что никакого результата эти переговоры не дадут, так как отсутствовал у «военных миссий Англии и Франции точный ответ на поставленный вопрос о пропуске советских вооруженных сил через территорию Польши и Румынии… ввиду изложенного, ответственность за затяжку военных переговоров, как и за перерыв этих переговоров, естественно падет на французскую и английскую стороны», было заявлено советской стороной.

Ведя переговоры с СССР, Англия пыталась найти пути сговора с Гитлером, создав союз с ним против СССР, обещая отозвать свою миссию из СССР. Однако Гитлер не верил в предложения Англии, зная, что в Москве уже идут переговоры. И он предпринял энергичные шаги, начав зондировать возможность сближения с Советским Союзом, а СССР не стал уклоняться от этого в силу тупика в англо-франко-советских переговорах, а также в силу складывающейся обстановке на Дальнем Востоке. Об этом необходимо рассказать более подробно, называя даты развивающихся там событий.

На Дальнем Востоке в марте 1939 года японские войска нарушили границу Монголии и стали продвигаться к реке Халхин-Гол, пытаясь захватить плацдарм на западном берегу реки с целью дальнейшего продвижения к советскому Забайкалью, планируя, для выхода к советской границе, построить туда железную дорогу. Советские войска в соответствии с Протоколом о взаимной помощи, подписанном в 1936 году, вступили в Монголию. Однако советские войска оказались в тяжелом положении, отрезанные от баз снабжения СССР 600 километровым степным бездорожьем. 30 мая Г.К.Жуков получил назначение принять командование 57 особым корпусом, и 5 июня он прибыл в штаб. Ознакомившись с обстановкой на месте, Жуков отправил в Москву план действия советско - монгольских войск. Весь июнь над территорией Монголии шли ожесточенные воздушные бои, а в это время Жуков накапливал боеприпасы и силы для удара по врагу. 3 июля обстановка обострилась, так как японские войска под покровом ночи переправились через реку Халхин – Гол, заняли плацдарм на западном берегу и захватили гору Баин – Цаган, сосредоточив более 10 тысяч штыков, при 100 артиллерийских орудиях и 60 орудий ПТО. Советские войска имели до 1000 штыков, 150 танков и 154 бронемашины при 50 орудиях. Советские войска стремительным танковым ударом разгромили противника уже к утру 5 июля.

К концу июля 57 корпус был развернут в 1-ю армейскую группу. Но противник после перегруппировки 12 августа нанес удар на южном участке фронта и занял высоту Большие Пески, начал возводить укрепления, создавая оборону. Советское командование начало готовиться к проведению 20 августа генеральной наступательной операции с целью окончательного разгрома врага.

Как вспоминал Г.К. Жуков, «для проведения этой весьма сложной операции нам нужно было подвезти по грунтовым дорогам от забайкальской станции снабжения до реки Халхин-Гол на расстояние в 650 километров следующее:

- артиллерийских боеприпасов – 18 000 тонн,

- боеприпасов для авиации - 6500 тонн,

Различных горюче-смазочных материалов -15 000 тонн,

- продовольствия всех видов - 4 000 тонн,

- топлива – 7 500 тонн,

Прочих грузов 4 000 тонн.

Для подвоза всех этих грузов к началу операции требовалось 3500 бортовых и 1400 наливных машин, в то время как в распоряжении армейской группы было только 1750 бортовых и 912 наливных машин. Только после 14 августа на подвоз встало еще 1250 бортовых машин и 375 автоцистерн, прибывших из Советского Союза».

Сосредоточение советских войск – ударных фланговых группировок началось в ночь с 19 на 20 августа. А уже 20 августа 1939 года советско-монгольские войска начали генеральную наступательную операцию по окружению и уничтожению японских войск. К 26 августа, разгромив фланговые группировки противника, наши бронетанковые и механизированные части завершили окружение всей 6-й японской армии. И с этого дня началось дробление на части и уничтожение окруженной группировки противника. Только к 30 августа 6-я японская армия, вторгшаяся в пределы Монгольской Народной Республики, была полностью уничтожена.

Наши войска, возвратились на зимние квартиры и находились на территории Монголии до осени 1941 года, когда они были переброшены в район Подмосковья, и приняли участие в боях за столицу. Только в начале мая 1940 года Жуков возвратился в Москву и был назначен на должность командующего Киевским особым военным округом. (КОВО)

А теперь проследим хронологию Советско – Германского сближения.

Средина августа 1939 года - беседы советника советского посольства в Берлине с представителями германской стороны, беседы германского посла фон Шуленбурга с Председателем СНК СССР и Министром иностранных дел СССР Молотовым о возможности заключения пакта о ненападении.

19 августа 1939 года - заключение советско – германского экономического соглашения – это было советское условие для заключения пакта.

20 августа – телеграмма Гитлера Сталину с предложением подписания пакта о ненападении.

21 августа ответ Сталина Гитлеру о согласии на прибытие в Москву министра иностранных дел Германии Риббентропа для заключения договора о ненападении.

23 августа 1939 года Риббентроп был уже в Москве, и прямо с дороги состоялась первая его трехчасовая встреча со Сталиным и Молотовым в присутствии германского посла фон Шуленбурга. А поздно вечером, в этот же день была вторая беседа, закончившаяся подписанием договора о ненападении между Германией и Советским Союзом сроком на десять лет.

Во время беседы Риббентропа со Сталиным обсуждались взаимоотношения обеих стран с другими странами мира. В числе прочих тем зашел разговор о Японии. Риббентроп сказал: германо-японская дружба не направлена против СССР. Более того мы в состоянии, имея хорошие отношения с Японией, внести вклад в дело улаживания разногласий между Советским союзом и Японией.

Сталин, немного подумав, ответил: - Советское правительство действительно желает улучшения своих отношений с Японией, но есть предел нашему терпению в отношении японских провокаций. Если Япония хочет войны, она может ее получить. Советский Союз не боится войны и готов к ней. Если Япония хочет мира – это намного лучше!... Но я бы не хотел, чтобы у японцев создалось впечатление, что инициатива этого исходит от Советского Союза».

- « Разумеется, все будет сделано, как вы желаете,- сказал Риббентроп. – Я буду продолжать уже имевшие место беседы с японским послом в Берлине об улучшении советско - японских отношений. Никакой новой инициативы ни с вашей стороны, ни с нашей стороны в этом вопросе не будет».

Таким образом, с учетом сложившихся итогов переговоров СССР с Англией и Францией о военном союзе против Германии в средине августа и с учетом обстановки, которая сложилась летом 1939 года на Дальнем Востоке, Советско-Германский договор о ненападении оставался наилучшим выходом в данной ситуации. Это был стратегический выигрыш СССР.

« СССР уже тогда выиграл 2-ю мировую войну на «дипломатическом фронте». Именно этого не могут простить Сталину ненавидящие свою страну и пресмыкающиеся пред Западом доморощенные российские либералы. Еще бы! Вместо того чтобы, как это часто бывало раньше в отечественной истории, послушно стать пушечным мясом в чужих разборках, Советский Союз осмелился позаботиться о собственных интересах», считает Игорь Пыхалов в своей книге «Великая Оболганная война».

Вот в такой политической обстановке был заключен Советско - Германский пакт о ненападении. Сталину удалось расколоть единый антисоветский фронт империалистических государств.