Александр Сергеевич Пушкин, литературный лев России, несмотря на любую опасность дуэли, принимал ее с энтузиазмом. Для дворян начала XIX века дуэли были защитой репутации во время пустяковых обид. Знаменитый поэт участвовал в десятках дуэлей, вызывая других на сомнительные поединки - от бального соперничества до литературных споров.
Большинство дуэлей удавалось предотвратить путем примирения или вмешательства третьих лиц. Переменчивое настроение Пушкина побуждало его к конфронтации, но он никогда не стрелял первым, что отражало сложность его характера. Благодаря его умению владеть пистолетом юношеские дуэли оставались бескровными, несмотря на вспыльчивость.
В летописях 1816-1822 гг. зафиксировано около 25 несостоявшихся дуэлей, вызванных общественными размолвками и язвительными стихами Пушкина. Только в 1822 году он вызвал на дуэль пять человек, в том числе двоюродного деда Павла Ганнибала из-за танцевальной карты дебютантки.
Однако склонность к дуэлям обернулась для Пушкина трагической ценой. В 1837 году он получил смертельное ранение, защищая честь своей жены от Жоржа д'Антеса. Эта печально известная последняя дуэль закрепила легенду о Пушкине, повторив то, как другие мастера литературы, такие как Александр Гамильтон и Евгений Онегин, рано погибли от пистолета.
Пушкин олицетворял собой русский романтизм в лирических произведениях и распутном образе жизни. И хотя дуэли определяли эпоху, его ненужная смерть остается потерей для литературы. Но его бессмертное слово и смелый дух продолжают жить.
Дуэли, предопределившие судьбу Пушкина
Плодотворная писательская деятельность и авантюрный образ жизни А.С. Пушкина определялись дуэлями - пятью жестокими поединками с выстрелами. Хотя дуэли были обычным явлением в начале 1800-х годов, в конечном итоге они оборвали жизнь русского поэтического вундеркинда.
В 1819 г. Пушкин вызвал на дуэль друга Вильгельма Кюхельбекера из-за насмешливого стихотворения, но оба, по-видимому, избежали беды. Другая дуэль с полковником Семеном Старовым в 1822 году возникла на почве музыкального спора и закончилась тем, что после безрезультатных выстрелов вмешались секунданты.
В том же году, во время ссылки Пушкина в Молдавию, состоялись еще две дуэли. Он поссорился с женой боярина, затем дрался с самим боярином, и снова не попал. Предполагаемый инцидент с карточным шулерством также привел к дуэли, в которой Пушкин не стал стрелять в своего невредимого противника.
Но последняя дуэль Пушкина была вызвана слухами о романе его жены с усыновленным дворянином Жоржем д'Антесом. Временное примирение в браке привело к тому, что отношения между супругами вновь обострились из-за обид. В 1837 г. они встретились на пистолетах, и выстрел Антеса нанес Пушкину смертельное ранение - но не раньше, чем поэт успел застрелить своего противника.
По иронии судьбы, Пушкин неоднократно вызывал противников на поединок, но во время пяти реальных дуэлей редко выступал в роли агрессора. В конце концов, эта бессмысленная и последняя дуэль заставила умолкнуть голос России, который страстно звучал в стихах и в то же время проявлял импульсивное насилие. Пушкин воплотил в себе крайности своей эпохи, к лучшему и трагическому худшему.