Президент РФ Владимир Путин поручил кабмину рассмотреть возможность создания нового транспортного коридора, призванного соединить Сибирь с западными провинциями Китая через территорию Монголии. Соответствующий документ был опубликован на сайте Кремля 11 октября текущего года.
В общей сложности главой государства по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Красноярского края, состоявшегося в конце августа 2023-го, дано восемь поручений. О некоторых проектах мы уже писали, поэтому с ними при желании подробнее можно ознакомиться в наших отдельных статьях по ссылкам.
Что касается Центрально-Евразийского транспортного коридора, то предложения по его формированию должны быть подготовлены к середине февраля 2024-го. Предполагается, что новый маршрут станет кротчайшим путем от Транссибирской железнодорожной магистрали до западных районов КНР.
Ожидается, что новая транспортная артерия, которая свяжет потребительские рынки Поднебесной с добывающими и обрабатывающими предприятиями России, поможет разгрузить Восточный полигон и в целом укрепит торгово-экономическое сотрудничество государств.
Острая необходимость
Одно из поручений касается строительства автодорог в обход Ачинска и Нижнего Ингаша. Предложения по данному проекту, который, к слову, обсуждается уже много лет, профильные ведомства должны подготовить в течение ближайших двух месяцев. Необходимую документацию разработали еще в прошлом десятилетии (объездную дорогу II технической категории (40 км) к северу от Ачинска обещали построить к 2020 г.), но она слегка устарела и требует доработки.
Губернатор Красноярского края Михаил Котюков во время совещания с Путиным реализацию этих транспортных проектов назвал острой необходимостью, с чем согласился и глава Минтранса РФ Виталий Савельев. В опубликованном Перечне поручений отмечается, что необходимо оценить возможность завершения строительства данных объектов до 2030 года.
Крупнейший аэропорт Восточной Сибири ждет обновления
К лету 2024-го президенту должны представить доклад и относительно модернизации инфраструктуры международного аэропорта Красноярск им. Д. А. Хворостовского. Эти планы тоже не новы. Частично их предполагалось осуществить к концу прошлого десятилетия. Но не сложилось.
Например, аэропорт планировали соединить посредством стальной магистрали (34 км) со станцией Транссиба Бугач, что позволило бы сократить время в пути между аэровокзалом и городом более чем в два раза (до 50 минут) в сравнении с маршрутом по автотрассе.
Сегодня эта инициатива (речь идет об электрифицированной линии), по сообщению регионального Минтранса, оценивается примерно в 14 млрд руб. Также рассматривается создание авиахаба в районе Емельяново с формированием международного транспортно-логистического узла.
Второй путь мосту Транссиба
Федеральному правительству совместно с РЖД поручено рассмотреть и вопрос включения в инвестпрограмму проекта по строительству второго пути для поездов на автомобильно-железнодорожном мосту через Енисей в районе Красноярска. Доклад по этому поводу ожидается до 15 декабря 2023 года.
Эта тема периодически поднималась и местными властями, и РЖД, и профильными ведомствами, но дальше обсуждений дело не двигалось. Теперь же с переориентацией грузопотоков на Восток и увеличением нагрузки на Транссиб, данный вопрос приобрел особую актуальность. Тем более, что переход через водную преграду в начале 1980-х сразу возводили с заделом на будущее — под двухпутное движение.
Трамвай вместо метро
Еще один проект, упомянутый в документе — строительство линии скоростного подземно-наземного легкого рельсового транспорта. Воплотить эту задумку рассчитывают до 2026 года. Идея метротрамвая родилась летом 2022-го. До этого в Красноярске предполагали запустить «классическую» подземку — ее строительство стартовало в городе еще в 1995-м. Хотя сам вопрос обсуждался с 1960-х, а документация по первой очереди (9,4 км) прошла проверку в профильных учреждениях в конце 1980-х гг.
Из-за проблем с финансированием кампания серьезно затянулась. К 2009 году выполнили около трети от общего объема работ. А через два года проект и вовсе заморозили, успев потратить 5 млрд руб. В 2021-м сообщалось, что Москва выделит 90 млрд руб. на завершение строительства метро, но позднее планы пересмотрели в пользу скоростного легкорельсового транспорта.