Найти тему
Образы Реальности.

4. Владимир Машихин: учу молодые кадры видеть и чувствовать мир электрических машин

4. Владимир Машихин: учу молодые кадры видеть и чувствовать мир электрических машин
Наставник в естественной среде обитания
Наставник в естественной среде обитания
Менторномика | Образы Реальности. | Дзен

Наставник рабочей молодёжи

Владимир Николаевич Машихин - наставник со стажем. Работать умеет, любит и делает это хорошо. Начинал в 2013 году с маленького учебного класса в электроцехе Физико-энергетического института. А теперь готов растить молодых специалистов сразу по четырем направлениям – электрика, КИП, информационные системы и документооборот. Цель Владимира Николаевича - насытить институт рабочими кадрами, которых очень не хватает.

Электрик по образованию с большим рабочим стажем, он увлекся компьютерами и получил в ИАТЭ специальность «Инженер по информационным системам». Начал трудиться в ФЭИ 12 лет назад. Занимался обслуживанием и ремонтом электрооборудования, а затем его наладкой. Прошел путь от мастера производства до главного специалиста – электрика и целенаправленно воспитывает для производства молодые кадры, щедро делясь с ними своими знаниями и опытом.

Основа всего - профориентация

«Я убежден, что профориентировать нужно начинать со школы, еще с 9 класса. Говорить с ребятами и рассказывать, кто такой электрик, чем занимается, какие перспективы в профессии. Лично я отношусь к электрическим машинам как к живым существам. Вижу, когда они «болеют», провожу диагностику, лечу. Не починить - не получается. Создаю концепцию образования, основанную на культуре, философии и труде. Ведь мир электричества – это свой, особый мир. В него просто нужно заглянуть, увидеть и понять, как там все работает. И тогда начнет получаться», - говорит наставник.

Все сложное состоит из простого, все простое просто

Владимир Машихин - энтузиаст своего дела. Когда он берет студентов 3 курса на практику, то вначале старается показать будущим практикантам всю сложность профессии. А потом все сложное разбирает на простое, объясняя доступным языком, снова собирает в сложное и строит взаимосвязи. «В этом весь принцип работы. Моя задача — научить будущего специалиста хорошо трудиться, уметь делать многое своими руками и стать настоящим мастером своего дела. Ведь одно дело — чертить схемы на доске, и совсем другое — держать в руках реле и понимать, как оно работает. Поэтому нужно постоянно совмещать теорию с практикой, - говорит Владимир Николаевич. - Сегодня нужны рабочие специалисты думающие, а не просто «роботы», автоматически выполняющие задания руководителя. Те, кто способен свою работу знать, любить, уметь ее выполнять правильно. Этому мы и пытаемся учить. А вообще обучаться нужно всегда, на протяжении всей жизни».

С чего все началось?

«Все просто. Объектов много, заявок тоже, а работать было некому, электриков всегда не хватает. И тогда пришла идея брать студентов техникумов на практику - готовить кадры под себя. Тем более такой опыт на прежней работе у меня был», - рассказывает Владимир Николаевич. В 2013-м к нему пришел первый студент, затем еще два. В 2016-м наставник взял третьекурсников, и они вернулись к нему на практику уже на 4 курсе. Стал проводить эксперимент – руками студентов проводить наладку оборудования. Работы они тогда сделали очень много. Сам выдал темы дипломов - каждый выполнил свою часть в общем проекте и успешно защитился. Двое из этих ребят трудоустроились в ФЭИ. Затем подготовил еще двух электриков, они также трудятся в институте. Тогда Владимир Николаевич решил систему обучения масштабировать. В последующие годы брал на практику 4, 6 и даже 9 человек. Темы дипломных проектов давал только актуальные для ФЭИ. «Например, один из студентов сделал 3-модель системы электрооборудования теплофизического корпуса, что очень удобно при обслуживании. В дальнейшем проект можно расширить и объединить все здания предприятия в одну систему», - гордится успехами ученика наставник. В ФЭИ из его практикантов остались работать очень многие.

Сначала – гайки крутить!

Владимир Николаевич убежден, что хороший специалист должен обязательно пройти стадию рабочего и научиться сначала «гайки крутить». Каждым студентом он занимается индивидуально, не жалея сил и времени: читает лекции, рассказывает о работе электрических машин, о том, как ими управлять. По словам наставника, за полгода интенсивной работы вполне можно подготовить неплохого электрика. Сначала - теория, которую сразу обкатывают на практике. «Особенно ценно, когда есть возможность побывать со студентами в лабораториях института, оснащенных разным оборудованием. Чтобы они увидели, как двигатели, электроприборы выглядят в реальности, как работают. Электрик - это совсем не «лампочки крутить», как многие себе представляют. Например, у нас в ФЭИ на электрике работает вся стендовая база, где ученые проводят свои исследования. Поэтому поле деятельности - серьезное и очень важное», - отмечает Владимир Николаевич.

Учебная лаборатория

В 2022 году наставнику выделили несколько помещений под создание учебного комплекса. Мастерскую студенты называют учебной лабораторией или стендовой базой. Все электрооборудование здесь разделено на 6 категорий. Есть зоны для изучения приточной и вытяжной вентиляции, станков и грузоподъемных механизмов, насосов, а также задвижек – запорной арматуры. Доска на стене, ручной инструмент и много нужных мелочей. В планах – установить кран-балку, дооснастить зону для изучения контрольно-измерительного оборудования и подвести электричество. На это может уйти около полугода.

«Можно вести обучение даже онлайн, и я готов для этого создать всю учебную базу: давать теорию и показывать на видеоуроках, как, например, собрать, разобрать и почистить пускатель, электродвигатель и так далее. Есть ресурсы, возможности и желание», - предлагает наставник. И рассказывает, как однажды, в ковидный год, преподавал студентам техникума ИАТЭ — будущим электрикам курс «Электрические машины», в том числе и дистанционно.

Учебный комплекс почти никогда не пустует, вот и сегодня здесь проходят практику трое студентов ОКТиУ, а также оттачивает мастерство работник ФЭИ.

Ученики

Александр Усов - студент Обнинского колледжа технологий и услуг по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». Говорит, с детства знал о том, что его жизнь будет связана с электрикой: «Впервые пришел на практику в ФЭИ на 2 курсе. Очень понравилось, и вторую практику проходил уже у Владимира Николаевича. Привлекает идея работать под определенную цель и задачу, нужную для производства, придумывать что-то новое, а не просто учиться запускать механизмы. Сейчас у меня преддипломная практика, потом диплом. Планирую идти работать в ФЭИ».

Павел Сердечный, техник-электрик 2 категории в отделе главного энергетика ФЭИ, приходит к своему наставнику, чтобы освежить практические навыки и повысить квалификацию, так как приходится много работать с документами, связанными с охраной труда. В ФЭИ Павел с 2019 года, начинал электромонтером 4 разряда в дежурной бригаде.

«Специальность я получил в техникуме ИАТЭ НИЯУ МИФИ. К Владимиру Николаевичу попал на практику уже на 3 курсе. Было здорово, многому научился, охватили много тем – успели все сделать по программе практики. Написал отличный диплом по одному из объектов ФЭИ. С Владимиром Николаевичем мы общаемся постоянно», - говорит он. Павел — член молодежного комитета института. В этом году он заканчивает Обнинский филиал НИЯУ МИФИ и получает высшее образование по специальности «Автоматизация технологических процессов».

Каждый год к Владимиру Николаевичу Машихину приходят на практику новые студенты из техникума ИАТЭ и ОКТиУ. Мы желаем наставнику успешных учеников, которые будут оставаться работать в Физико-энергетическом институте!

Перед этим:

Далее в серии:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц