Сожмите руку в кулак. Посмотрите на него. В груди каждого из нас из нас скрыта полая мышца размером с кулак: приблизительно 14 x 9 x 6 см. У мужчин ее вес чуть больше 300 г; у женщин – 250 г. Она все время работает. Она непрерывно перекачивает по всему телу около пяти литров крови. Ежедневно она делает более 100 000 ударов независимо от того, спит человек или бодрствует. К ней подсоединено свыше 100 000 км труб и трубочек, которые разносят питание и кислород по всему телу и выводят отходы, сохраняя таким образом тело живым и действующим. Она никогда не отдыхает. Врачи начинают наблюдать за этим органом еще до рождения человека и продолжают до момента его смерти. Я говорю, конечно же, о сердце – стержне физической жизни.
Как физическое сердце является основой физического здоровья, так духовное сердце является основой духовного здоровья. Духовное сердце невидимо. Если бы его можно было взять в руки, вы бы его не увидели. Даже самый опытный хирург не располагает скальпелем, которым он мог бы прикоснуться к нему. И тем не менее, если физическое сердце постоянно находится в центре внимания врача, то о духовном сердце столь же постоянно заботится Бог. Каково состояние этого сердца, таковы и взаимоотношения человека с Богом.
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ СЕРДЦЕ
Насколько важным для Бога является сердце? Однажды я держал в руках Аналитический справочник по Библии Янга. Эта книга – полный алфавитный указатель слов, встречающихся в Библии. Текст в ней напечатан в несколько колонок на больших страницах, а шрифт настолько мал, что мне хотелось взять лупу. Так вот, в этой книге три полных страницы отведены слову “сердце”: в Библии оно встречается более тысячи раз!
Давайте прочтем одну цитату, которая превосходным образом выражает то, что я хочу сказать:
“Но Господь сказал Самуилу: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце»” (1 Цар. 16:7).
Бог сказал Самуилу не смотреть на внешность. Люди судят поверхностно, а “Господь смотрит на сердце” – невидимый, неосязаемый, центральный стержень нашей сущности. Именно здесь Он может увидеть, что мы любим и что ненавидим; узнать, проявляем мы интерес к Нему или нет; искренни мы или нет.
Здоровые сердца в Писании называются по-разному: полными, чистыми, сострадательными, восхваляющими; сердцами веселыми, которые исцеляют подобно лекарству; сердцами радостными, мудрыми, подготовленными и так далее. Сердца, пораженные недугом, называются ожесточившимися, упрямыми, разделившимися, лживыми и гордыми. Идолопоклонники называются людьми, чьи сердца повернулись к другим богам. Самое больное сердце называется слепым.
Краткое изучение слова “сердце” может показать, насколько важно наше исследование. В языке евреев “сердце” звучит лебаб. Роберт Гердлстон в своей книге Синонимы Ветхого Завета пишет об этом слове следующее:
“[Сердце] подразумевает не только мотивы, чувства, привязанности и желания, но также волю, цели, принципы, мысли и разум. По существу, оно охватывает всю внутреннюю сущность человека: голова никогда не считалась вместилищем разума – только сердце. Сердце не только источник всех поступков и центр всех мыслей и чувств; оно также чувствительно к различным влияниям как со стороны внешнего мира, так и со стороны Самого Бога”.
В Новом Завете сердце – это кардиа (от него происходят такие слова, как “кардиолог”, “кардиограмма” и т.п.). Киттель в своей девятитомной работе Теологический словарь Нового Завета прослеживает значение слова кардиа, а затем отмечает:
“Тому, что сердце является центром внутренней жизни человека, а также источником и вместилищем всех сил и функций души и духа, имеется много подтверждений в Новом Завете. (а) В сердце обитают чувства и эмоции, желания и страсти. Радость... боль и печаль... любовь... желание... (б) Сердце является вместилищем понимания, источником мысли и раздумий... (в) Из сердца исходит воля и решимость... Таким образом, [словом кардиа] называется вся внутренняя сущность человека в противоположность его внешней стороне. Таким образом, сердце является тем единственным центром в человеке, к которому обращается Бог, в котором укореняется религиозная жизнь, который определяет моральный облик”.
Каково состояние вашего сердца, таково и ваше желание познать Бога, Его волю и Его планы в отношении вашей жизни. Когда ваше физическое сердце нездорово, страдает все тело. Точно так же ожесточившееся, упрямое и недужное духовное сердце отрицательно влияет на все взаимоотношения человека с Богом.
Ни один врач не может сказать, все ли в порядке с вашим духовным сердцем. Человек так и не смог изобрести инструмента, который мог бы обнаружить истинное состояние сердца. Однако, хотя никому из нас не дано заглянуть в сердце другого человека, Бог дал нам инструмент, с помощью которого мы можем заглянуть в свое собственное сердце: это книга под названием Библия. Давайте прочтем Евр. 4:12:
“Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”.
С помощью этого скальпеля Бог ежедневно осуществляет “операции на открытом сердце”!
Когда Библия показывает, что наше сердце заболело, то отмахиваться ни в коем случае нельзя. Многие, у кого случаются сердечные приступы, сперва не придают этому особого значения: “Ничего страшного. Мне просто приснилось что-то плохое или я съел что-то не то!” Окружающий мир использует все средства, чтобы отвернуть наши сердца от Бога, чтобы они стали невосприимчивыми к Его воле. Когда такое происходит с нами, то часто нашей первой ответной реакцией бывает отрицание случившегося. На протяжении нескольких последующих минут, когда мы будем изучать два библейских текста, посвященных жизненно важным истинам о сердце, не поддавайтесь этому отрицанию.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОГО СЕРДЦА
Книга пророка Исаии 29
Во-первых, давайте обратимся к Ис. 29. Мы можем использовать этот отрывок из Писания, чтобы снять библейскую кардиограмму. Хотя я не в состоянии рассказать вам о состоянии вашего сердца, я могу показать вам инструмент, который поможет вам самим провести анализ. Вы должны прочесть свою собственную кардиограмму. Вы должны честно ответить перед Богом о состоянии здоровья вашего сердца.
Ис. 29 надо читать в контексте “пророчеств о горе”, реченных пророком. Все главы с 28 по 33, кроме одной, начинаются со слова “горе”:
· “Горе венку гордости пьяных Ефремлян” (28:1).
· “Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид!” (29:1; Ариил – это, по всей вероятности, Иерусалим).
· “Горе непокорным сынам, говорит Господь” (30:1).
· “Горе тем, которые идут в Египет за помощью” (31:1).
· “Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону” (32:1; это единственное исключение).
· “Горе тебе, опустошитель. Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты” (33:1).
Перед нами целый ряд высказываний о судном дне. Исаия, прижав указательный палец к груди Израиля, говорит: “Близится несчастье, проснись!” Текст звучит довольно спокойно, но на нас наваливается громадная волна чувств по мере того, как мы переходим от одной главы к другой, от одного горя к другому.
С середины главы 29, начиная со стиха 13, слова пророка обращаются как бы лично к нам. Перед тем как поставить диагноз, давайте отметим симптомы:
(1) Бездушное служение (ст. 13). “И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня” (ст. 13). Иными словами, Бог говорил: “В Моем присутствии они говорят благочестивые слова. Они восхваляют Меня. Их слова звучат правильно, но...” Под благочестивыми словами и восхвалениями, по всей вероятности, имеются в виду молитвы израильтян. В главе 1 Господь сказал: “И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови” (1:15).
Но вернемся к главе 29: в конце стиха 13 Господь добавляет: “И благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих” (13). Эти слова относятся к тем из нас, кто посещает богослужения с детских лет, кто знает духовные песни наизусть, кто прекрасно ориентируется в книгах Библии, кто может в считанные секунды подготовить молитву, которая будет длиться несколько минут. Является ли наша религиозность чем-то личным или “изучением заповедей человеческих”, то есть “простыми человеческими правилами, которые они запомнили” (Современный Перевод)? Первый симптом духовной болезни Израиля выражался в том, что они соблюдали форму, не вкладывая сердце в то, что делали.
(2) Тайные грехи (ст. 15). В стихе 15 сказано о втором симптоме: они делали то, что, как им было хорошо известно, не должны были делать, думая, что никто этого не видит. “Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?»” В детстве некоторые из нас после маминых слов: “Хватит читать! Ложись спать!” пускались на ухищрение: забирались под одеяло с головой и, включив там фонарик, продолжали читать. Мы думали, что нам удавалось обмануть своих мам, но такое бывало крайне редко. Многие думают, что им удается обмануть Бога, когда они грешат втайне, но в действительности это не так. Бог все видит; Бог все знает!
(3) Потеря способности рассуждать (ст. 16). Третий симптом был логическим результатом предыдущих двух: их мышление было нарушено. Стих 16 начинается словами: “Какое безрассудство!” Бог говорил им, что они заблуждаются. В частности, они начали думать, что Бог подобен человеку. Это так же смешно, говорит пророк, как думать, что глина может дерзить горшечнику: “Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?” (ст. 16). Горшечник является создателем, и глина становится воплощением замысла творца. Однако, когда сердца людей черствеют, они начинают думать, что Бог не имеет права вмешиваться в их жизнь.
Перечислив симптомы, давайте теперь вернемся к середине стиха 13, где указан диагноз: “Сердце же его далеко отстоит от Меня” (ст. 13). Бог сказал, что у людей нелады с сердцем!
Если у вас что-то неладное с сердцем, никто может и не заметить этого. Человек произносит самые благочестивые молитвы, поет так, что заслушаешься, завораживает всех своими словами, а сердце его может быть таким, что хуже не бывает. Вы можете, взглянув на меня, определить, когда у меня сердечный приступ, но вы не сможете по моему внешнему виду определить, что у меня огрубевшее сердце. Я могу обмануть вас, а вы можете обмануть меня; но ни один из нас не сможет обмануть Бога. Он видел состояние людских сердец в дни Исаии; Он видит состояние сердца каждого человека сегодня.
Евангелие от Матфея 15
Вы можете возразить: “Но это было в ветхозаветные времена. Это было написано для иудеев. Откуда известно, что это относится к нам?” Давайте обратимся к Новому Завету и прочтем Мф. 15. Через сотни лет после того, как пророк написал Ис. 29, его слова по-прежнему подходили к тем, чьи лица и речи были благочестивы, но в чьих сердцах не было правды. Потому и воспользовался Иисус словами пророка Исаии, когда давал отпор Своим самым злостным критикам – книжникам и фарисеям.
“Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб” (ст. 1, 2). Вот классический пример, когда судят по внешнему виду вместо того, чтобы судить, заглянув в сердце. Иисус ответил:
“Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим” (ст. 3-6).
Греческое слово, переведенное как “устранили”, происходит от глагольной формы слова “власть” (кирос) с отрицательной приставкой “а”. Поэтому Иисус как бы говорил: “Своими преданиями вы отняли власть у слова Божия”.
Иисус продолжал: “Лицемеры!” (ст. 7)! Когда последний раз вы говорили кому-нибудь: “Лицемер!”? В вашей жизни могло и не быть ни одного такого случая, хотя, возможно, подходящих ситуаций для этого было немало. Как правило, мы не называем других людей лицемерами, потому что не можем точно знать, действительно ли они такие, а вот Иисус знал. Иисус заглянул в сердца своих критиков и, по сути, сказал: “Вы судите по внешним признакам и осуждаете людей, которые не соблюдают ваших традиций, но в глубине души у вас нет настоящей любви к Богу. У вас гнилое, порочное сердце!”
В Мф. 15:7-9 Иисус цитирует слова, которые мы встречали в Ис. 29: “...Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»”. Великий Доктор осмотрел этих людей и поставил диагноз: “Ваше теперешнее состояние смертельно опасно. Если вы не примете никаких мер, не будет вам никакой надежды. У вас сердечный недуг, и вам грозит приступ со смертельным исходом!”
От фарисеев Иисус повернулся к остальным присутствовавшим и сказал: “Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (ст. 10, 11). Зайдите в любой книжный магазин и вы, наверное, найдете множество книг о том, что входит в рот – поваренные книги, книги о рациональном питании и т.д., но вряд ли вы найдете книги о том, что выходит изо рта. То, что входит в рот, важно, но то, что выходит изо рта, важнее – ибо наши слова открывают то, что у нас на сердце (Лк. 6:45).
Иисус заглянул в глубину души книжников и фарисеев и фактически провозгласил: “Суть вашей проблемы не в богослужении и не в учении; ваша проблема – это болезнь сердца!”
Если люди посещают богослужение от случая к случаю, то проблема, скорее всего, не в самой посещаемости, а в сердце. Меня беспокоит, когда мы жертвуем меньше, чем следует. Это очень сказывается на дееспособности церкви. Однако когда из недели в неделю наши денежные пожертвования остаются низкими, мы говорим не о проблеме пожертвований. Мы говорим о проблеме сердца. Мне становится грустно, когда мы обучаем и крестим меньше, чем могли бы. Но и тогда дело не в неумении завоевывать души. Дело в сердце.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У меня нет возможности заглянуть в ваше сердце, а у вас – в мое. В конечном итоге, это вопрос взаимоотношений между человеком и Богом. В каком состоянии мое сердце? В каком состоянии ваше сердце? Вот несколько вопросов, которые помогут определить нам состояние наших сердец:
1. Не стало ли богослужение для меня простой формальностью?
2. Не является ли молитва для меня просто набором бессмысленных слов, произносимых по привычке?
3. Не кажется ли мне Бог недосягаемым, далеким от моих нужд?
4. Не стал ли я настолько озабочен внешним, что забыл об Источнике всего?
5. Не ставлю ли я свою волю выше власти Бога и Его Слова?
6. Не стал ли я в своем сердце и жизни терпимым ко злу, а может быть, даже поощряю его?
7. Не нахожусь ли я в этом состоянии так давно, что уж и не обращаю внимания? Не становится ли мое сердце все грубее и грубее?
Вспомните еще раз о той полой мышце, которая перекачивает кровь по вашему телу. Вся физическая жизнь зависит от этой маленькой мышцы. А теперь представьте, что заболело ваше библейское сердце, источник вашей духовной жизни. Духовная смерть неминуема, если только вы не предпримете что-нибудь с Божьей помощью.