Весь XVIII век французская гастрономия являлась символом изысканности и вкуса для русской аристократии. Блюда из Франции служили показателем высокого социального статуса и стали неотъемлемой частью банкетов и приемов русского дворянства. Однако, начиная с XIX века, кулинарные горизонты стали расширяться.
Дворянские столы начали украшать блюда из разных уголков мира, в частности из Италии и Англии. Так, на столах зажиточных русских могли появиться итальянские пасты, а также английский ростбиф и другие мясные деликатесы.
Необходимо учесть, что хотя кулинарные предпочтения менялись, некоторые продукты и напитки оставались табу для русской аристократии до середины XIX века. Они считались неподобающими для употребления в высшем обществе, и о их наличии на столе или в меню редко говорили вслух. Но о каких именно продуктах и напитках идет речь, мы расскажем далее.
Белокочанная капуста и ржаной хлеб
В эпоху роскоши и изысканности, когда русская аристократия стремилась демонстрировать свой высокий статус и благосостояние, простые вкусы и традиции принятия пищи рассматривались как нечто грубое и недостойное. Питание в высшем обществе было не просто актом удовлетворения голода, но и возможностью подчеркнуть свою исключительность и различие от простолюдинов.
Великий русский поэт Александр Пушкин, с его уникальным чувством юмора и иронии, не упустил возможности подшутить над такими привычками дворянства.
Его стихи, где он замечает, что аристократы подают орехи и пьют пиво в театре, являются насмешкой над некоторыми из них, которые, возможно, стремились казаться более "народными" или же просто следовали своим вкусам, нарушая традиционные каноны.
К тому же, существовал ряд продуктов, употребление которых в высоких кругах считалось "зазорным". Примером таких продуктов могут служить семечки – простой и доступный деликатес, который часто ассоциировался с уличными продавцами и деревенскими жителями.
Точно так же блюда из белокочанной капусты или ржаной хлеб, который со временем стал известен как "черный" из-за его популярности среди простого народа, также не имели места на роскошно накрытых столах дворян. Все это свидетельствует о глубоком социокультурном разделении между различными слоями общества и их кулинарными предпочтениями.
Пиво
Издревле пиво на Руси было любимым напитком многих слоев населения. Этот бодрящий и освежающий напиток имел свою историю и традиции употребления. Однако со временем представления о пиве начали меняться, особенно в высших кругах общества.
К XVIII веку пиво в России, особенно производимое в районах близ Санкт-Петербурга, приобрело репутацию напитка, которым предпочитали угощаться исключительно простолюдины.
Недостаточное качество, горечь и склонность к быстрому окислению ставили его в ряд с низкосортными напитками. В то время как зажиточные слои общества исколесили весь мир в поисках изысканных вкусов, и их внимание привлекло английское бочковое пиво. Его изысканный вкус и аромат делали его популярным среди аристократии, но даже у такого благородного напитка были свои "подводные камни".
Даже в таких деликатных вопросах, как употребление пива, аристократия выдерживала определенные стандарты и каноны. У пива была репутация простого, грубоватого и в основном мужского напитка.
Поэтому его употребление на приемах и банкетах регламентировалось строгими правилами. Все же со временем, в XIX веке, общественное мнение постепенно менялось, и пиво начало избавляться от стигмы "неприличного" напитка, превращаясь в уважаемое и признанное лакомство.
Орехи
Орехи, собранные в дикой природе и принесенные на стол в их первозданном виде, вызывали у русской аристократии определенное недовольство. Видимо, простота и непосредственность этого продукта казалась им чрезмерно грубой и недостойной их изысканных столов. Однако та же самая дарования природы, подвергшись кулинарным превращениям в руках мастеров французской кухни, мгновенно переосмысливалась и приобретала новый статус.
Тонкости столовых манер и вкусовых предпочтений высшего общества в то время были настолько разнообразны, что даже самые, на первый взгляд, невинные продукты могли стать причиной скандала или сплетни. Употребление неподобающих продуктов на публике могло поставить под угрозу репутацию человека, делая его объектом насмешек или даже осуждения.
В этом контексте история графа Александра Суворова выделяется особенно. Несмотря на свой высокий статус и славу военачальника, он не стеснялся своих простых вкусов. В то время как многие из его сверстников наслаждались изысками европейской кухни, Суворов предпочитал традиционные русские блюда.
Такое поведение, безусловно, вызывало удивление и даже насмешки со стороны придворных, однако Суворов, известный своим острым чувством юмора и эксцентричностью, лишь игриво поддерживал свой образ и не боялся демонстрировать свою непохожесть на других. Наверное, именно такая непредсказуемость и отсутствие комплексов делали его личностью еще более яркой и незабываемой.
Соленые огурцы на царском столе
Времена Екатерины II были наполнены строгими социальными и культурными конвенциями. Представители высшего общества, особенно те, кто имел властные положения, были под постоянным наблюдением общественности. Желание царицы угощаться солеными огурцами вызывало осуждение у иностранных дипломатов, однако Екатерина II, будучи всесильной монархиней, могла позволить себе такой "каприз".
С другой стороны, для обычного русского дворянина представление на стол таких "простонародных" блюд, как щи или каши, на официальных приемах было бы считаться моветоном. Тем не менее, далеко не все дворяне стремились следовать этим нормам, особенно те, кто жил вдалеке от столицы или имел ограниченные финансовые возможности.
Противоречивость социального статуса и реального положения дел для многих дворян стала причиной скрытого употребления более дешевой и "простой" пищи. Картина П. Федотова "Завтрак аристократа" является ярким отражением такого образа жизни. Этот художественный образ захватывает момент, когда дворянин, пытаясь сохранить свое достоинство и статус, скрывает ржаной хлеб от неожиданных гостей.
Такие изображения и истории напоминают нам о том, как сложно иногда совмещать социокультурные ожидания с реальностью, особенно когда обстоятельства жизни и личные предпочтения идут вразрез с общественными стереотипами и нормами.
На страницах классики
Тонкости и сложности социокультурных отношений XIX века проникают многие произведения литературы того времени. Одним из таких ярких проявлений является "Мертвые души" Николая Гоголя, где через призму гастрономических предпочтений автор остроумно и иронично подходит к вопросам классового деления и социальной иерархии.
Собакевич, казавшийся простолюдином и державшимся далеко от блеска дворянской жизни, на самом деле презирал искусственность и лицемерие "уточненного" общества. Его предпочтение к простой, настоящей русской пище было не просто выражением кулинарных вкусов, но и метафорой глубокой честности и прямоты, в отличие от мнимого благородства других аристократов.
По Гоголю, Собакевич с насмешкой и иронией относится к "высоким" кулинарным предпочтениям дворян, подчеркивая их искусственность и оторванность от реальности. Его слова о том, что в городе Чичикову "чёрт знает что подадут", становятся зеркалом истинной природы многих дворян, которые, преследуя моду и респектабельность, забывают о настоящих ценностях.
Смешение вкусов
В XIX веке культурные и социальные дистанции часто демонстрировались через кулинарные предпочтения. К. Рылеев, декабрист и видный революционер, пытался опровергнуть элитные стандарты своего времени, устраивая "русские завтраки".
На этих завтраках гости пили водку и угощались простыми русскими блюдами, такими как капуста и ржаной хлеб. Тем не менее, даже в этом акте демонстрации "народности", некоторые элитные элементы, такие как отказ от российского пива, оставались неизменными.
Постепенно движение славянофилов начало сливаться с высокой культурой. Эти интеллектуалы искренне стремились соединить "народное" с "аристократическим". Один из таких симбиотических актов – смешивание русского кваса с французским шампанским. Однако можно было ли это настоящим приближением к народным традициям или же это была лишь стилизация?
К концу XIX века элита начала по-новому ценить русскую кухню. Гурьевская каша, созданная в начале века, была так любима царем Александром III, что стала символом кулинарной эволюции российской аристократии.
Тем не менее, в литературе XIX века продолжали отражаться культурные дихотомии, связанные с пищей. В "Анне Карениной" Льва Толстого Левин предпочел бы простые блюда, такие как щи и каша, но, пытаясь соответствовать социальным ожиданиям, Стива Облонский заказывает устрицы и ростбиф.
С течением времени, блюда русской кухни стали символом не только национальной идентичности, но и элитарности. Петровская модернизация XVIII века исключила многие из них из меню аристократии, но к середине следующего столетия они вернулись, подтверждая свою устойчивость и значение в российской культуре.
А вы делите кухню на «высокую» и «низкую»? Поделитесь своим мнением в комментариях.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅Исторические, но просто неприличные факты!
✅Какие важные правила грузинского этикета не стоит нарушать приезжим
✅6 самых пугающих моментов при взлете и посадке