Вдруг является страшная образина вроде монастырского человека: одежда его страшная, лохматая, ощипана, в кровавых пятнах.
- записал отец Иона в своей книге.
Что случилось? Продолжаем читать рукопись старца Киевского Ионы и находим интересные заметки.
Когда отец Иона был в Выдубецком монастыре, он как и всегда занимался обычными делами в келии. Примерно после десяти часов утра в его келию кто-то вошел.
Человек, войдя в келию при это обратился к образу Богородицы, поклонился и сказал отцу Ионе: "Спасайся о Господе, отче".
Он ответил ему: "Спаси и тебя Господь Бог".
Далее так отец Иона пишет:
Вошедший ко мне был юный; имел длинные до плеч светло-русые волосы, в одежде длинной, вроде послушнической, и говорит: "Я послан к тебе позвать тебя со Мною пойти в святую Киево-Печерскую Лавру. Пойдем скорее, там нам есть дело". Я оделся, как должно, в рясу, камилавку и, помолясь Богу, вышли мы из келлии. Келлию я запер на замок, ключ положил в карман и вышли на крыльцо из сеней келии.
Далее происходит что-то необъяснимое, судя по описанию отца Ионы:
Вдруг мы очутились оба пред святыми вратами Киево-Печерской Лавры. Помолясь у св. ворот, вошли внутрь монастыря и прямо пошли по дорожке к Великой Церкви. Вижу большой собор монашествующих свв. отец Печерских, стоящих по правую сторону от входных дверей святыя церкви, в две линии длинно, даже почти до колокольни.
Происходило это на яву или нет, к сожалению, неизвестно. Скорее всего это было видение отцу Ионе о чем-то грядущем или предупреждением.
И вот отец Иона продолжает:
Стоят монашествующие в два или три ряда. Видя это, я остановился. Идти далее мне было уже неудобно. Дойдя до самого угла полисадника келии правой стороны, спутник мой говорит мне:
- Стань здесь и стой!
И Сам тут же остановился и меня поставил около Себя с правой стороны. Стоим мы оба и смотрим. Впереди немного, поодаль от входа дверей в св. церковь, стоят свв. отцы Антоний и Феодосии, а за ними в протяжении линии стоят все в ряд далее и далее в три ряда другие святые, и в конце всех святых отец, отдельно от них стоит отец наместник Иоанн. Стоит он с какими-то монахами, не более трех, отдельно от свв. отец. А сзади всех трех линий стоят три монаха: иеромонах Варлаам и теперешний экклесиарх и еще третий иеромонах, о. Иерофей, и духовник о. Мефодий. Стоят совсем отдельно все сзади, и лицем все, как святые отцы. Отец наместник с кем-то другим стоит совершенно отдельно в стороне и держит в руке ключи от св. обители. Мы стояли с моим спутником, и все нам было видно.
Все святые отцы, вышедши из св. церкви, стоят в ряд, стоят спокойно, как будто чего ожидают. Братия же все живущие стоят в линию угла св. церкви, от келлии экклесиарха. А между всеми ими посреди площади того места, где стоят каштаны, стадо голубей спокойно себе слетаются, спокойно ходят и собирают случившуюся пищу, и все они спокойны.
Далее после этого происходит нечто необыкновенное. Совершенно неожиданно появляется какое-то существо, которое могло напугать до смерти.
Отец Иона так это описывает:
Вдруг является страшная образина вроде монастырского человека: одежда его страшная, лохматая, ощипана, в кровавых пятнах. Сам он, язык выдвинув длинный до грудей, из очей, ноздрей и уст его смрадный воздух скверный исходит и яркий огонь вырывается. Испускает свирепый крик. Голова кострубатая, борода клоками страшная и страшное, свирепое лицо. И он бросается на кротких, смиренных, ни в чем не повинных голубей. Те по своей кротости и неповинности спокойно разгуливают по площади, не боятся всех здесь предстоящих собора свв. отец, монашествующих, продолжают свое дело и занятие. И вдруг неожиданно для них бросается на них как самый лютый и свирепый зверь или как сам диавол, ибо он свирепостию, яростию, и злом, и пламенем, исходящим из очей, уст и ноздрей, похож на самого диавола. Это страшилище ожесточенно бросается на них, хватанет в зубы, рвет каждого как попало, кого пополам разрывает, иному голову отрывает, иному крылья, иному ноги или хвост, и все это делает бесчеловечно и безжалостно, свирепо и, разорвав, бросает на землю. И никто ему, этому лютому зверю, ничего не говорит. Свв. отцы на все это жалостно смотрят, а голуби все избитые, разорванные, мертвые, лежат бездыханные, а тот зверь все продолжает.
Все это описание отцом Ионой, по его слову, связано с тем, что будет происходить с Киево-Печерской лавре или же происходит, но об этом позже. О каких именно событиях будущих шла речь не указано далее, но мы нашли один факт.
Далее отец Иона пишет:
И се исходит из дверей святые церкви - Жена в черном одеянии, и с Нею так же три в черной одежде. И се узрела из храма такое жестокое и свирепое действие, ужаснулась Сама от видимого безчеловечного дела, бросилась Сама к лежащим разорванным голубям, берет в Свои руки каждого, берет разорванные части и соединяет их вместе и, соединив, оживляет и пускает, и тот летит в свое уже гнездо. Она соединяет как попало: черному попадает белая голова, а белому черная, так же и крылья, кому какое попадается, приставляет - и оживит. Она их свободно пускает. Те, которые вышли с Ней из храма, помогают Ей, подбирают части голубей, подают Ей, и Она их исцеляет и пускает из Своих рук. Сие видя дело неустанное, свирепое убийцы оного, обратилися все оные первые ко Храму на молитву ко Господу: "Укроти оного и низвергни этого лютого зверя отсюда".
Затем произошло следующее: поднялся сильный ветер, загорелось пламя. Все это смешалось в какой-то огненный смерч, который схватил образину эту страшную, очевидно самого дьявола и поднял вверх, а затем с силой бросил его вон из ограды Киево-Печерской Лавры.
Как пишет отец Иона, больше эта страшила не появлялась в обители. А дальше он видит такую картину:
Жены подбирают всех убитых, присоединяют все оторванные части и подают Первой. Та целит и отпускает их в свои гнезда. Так они работали до тех пор, пока подобрали всех убитых; всех исцелили, и ни одного не осталось мертвого. Святые отцы, стоящие в этих линиях, и те, которые стояли сзади, видели все это, и те братия, которые стояли поодаль экклесиарховои келлии, тоже все видели.
Когда все успокоилось и тишина велика настала, тогда Оная Св. Жена подошла к преподобному Антонию и говорит: "Поди возьми все ключи от святые обители, от недостойного правителя и наблюдателя св. обители сия, и вызови стоящего сзади иеромонаха Варлаама, ему отдай ключи и поручи".
И преподобный о. Антоний пошел - пошел прямо туда, где стоял о. Варлаам, взял его за руку и повел к месту, где стоял наместник о. Иоанн, а о. Иоанна отодвинул назад с того места дальше к самой колокольне, к воротам, и там указал место ему до времени стоять, а отца Варлаама поставил на то место, где стоял тогда отец наместник Иоанн.
Взяв все ключи от Иоанна, отдал в руки о. Варлааму и повелел ему быть здесь, делать и хранить вся здесь во славу Божию. Тогда весь собор воспел песнь Пресвятой Богородице, славно и величественно: "Достойно есть", всю до конца, и, пропев, все пошли в церковь Божию. Впереди всех шла Владычица во свете великом, и за Нею оные свв. девы, а по них преподобные о. Антоний, Феодосии и прочие все по чину и по порядку.
Потом отца Иону взял тот юноша, что привел его в то место и возвратил в келию. Юноша помолился, поклонился перед образом Пречистой и возблагодарив Господа, исчез.
Сам же отец Иона оставался в келии один. Он был глубоко удивлен увиденному, но никаких заметок по этому поводу больше не сделал. Лишь указал, что все виденное, рассказал отцу Серафиму.
Что же за видение было отцу Ионе?
Все же в рукописи есть некая заметка, которая свидетельствует все-таки к чему все это было явлено отцу Ионе.
Вот его запись:
Дивное дело! Господь Бог неизреченным Его милосердием и Всесвятая Владычица, Всемилостивая Госпожа Богородица, с Нею и все святые чудотворцы Печерские, преподобные и Богоносные отцы Антоний и Феодосии, с ними же и весь собор великих святых Печерских преподобных отец, мне грешному благоволили показати даемое дело, внутреннее ея управление братства монашествующей братии во святой Киево-Печерской Лавре.
Было так: во время правления митрополита блаженного, доброго и Боголюбивого пастыря Арсения, митрополита Киевского, наместника Лавры архимандрита о. Иоанна, который после был епископом Полтавским. Благочинным был тамошний иеромонах, которого я имени не знал и ныне не знаю, хоть я жил в Лавре. Оставлен жить там митрополитом Филаретом. Наместником тогда был о. архимандрит Лаврентий. Это было в 1847 году. Но мне там не понравилось. Я хотел выйти обратно в пустынь, но меня переместили в Михайловский Златоверхий монастырь в число братии, а потом был в Никольском монастыре. Из Никольского меня Владыко перевел в Братский, из Братского я решил переместиться в Греческий, из Греческого меня переместил Владыко Исидор митрополит в Выдубецкий, а из Выдубецкого монастыря Святейший Синод переместил меня, по соизволению Владыки Арсения, сюда, в Свято-Троицкий, где ныне благодатию Божиею живу.